|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Дар слова. Выпуск 25 Проективный словарь русского языка Дата публикации: 12 Мая 2003 получить по E-mail версия для печати Префиксоид ПАУ- В русском языке электронной эры не хватает элемента, который соответствовал бы английскому web и мог бы служить первой частью составных слов, имеющих отношение к всемирной и всяческой паутине. Конечно, есть профессиональные термины "вебмастер", "вебдизайн" и т.д., но корневой смысл и образные ассоциации глохнут в чужеязычном слове. В отличие от английского "web", русское "паутина" - слово длинноватое, не очень приспособленное для технических новообразований. Но если из слов "паук", "паутина" условно выделить элемент "пау" и назначить его самостоятельной морфемой, она может работать не хуже английского "web", придавая многим словам смысл отнесенности к электронной паутине, например, пау-книга, пау-словарь, пау-деятель, пау-мастер, пау-сообщество, пау-дискуссия... "Пау-" можно охарактеризовать как полуприставку, поскольку она сохраняет конкретное лексическое значение. Такие корневые морфемы, выступающие в роли приставки, называются префиксоидами. К их числу в русском языке относятся "еже-" ("ежедневный", "ежегодный"), "полу-" ("полуоткрытый", "полулежать"), "само-" ("самоценный", "самостоятельный")... К этому же разряду можно отнести и "пау-". С распространением всемирной электронной паутины и превращением ее в универсальный символ информационного века, цифровой культуры, виртуальных миров, в язык вводится более регулярный грамматический способ выражения этого смысла. ПАУ- - префиксоид, первая составная часть сложных слов со значением "имеющий свойства паука или паутины, пауко- или паутинообразный". "Пау" значит: паутинчатый, сетчатый, электронный, виртуальный, дигитальный, клейкий, клетчатый, разбегающийся во все стороны, многосуставчатый, многоколенчатый, рассыпчатый, бесконечно множимый и делимый. Все мы знаем пау-людей, пау-города, пау-науки, пау-бизнесы, пау-отношения... Пау-личность - причудливая, непредсказуемая, с темными углами в душе, например, Свидригайлов. Пау-город - разбросанный, разбегающийся вширь многими пригородами, петляющий, структурно несобранный, мало центрированный, например, Лос-Анджелес. Пау-стиль - изобилующий отступлениями, причудливыми зигзагами, ответвлениями образов, множественными отсылками и примечаниями, мелкими приписками, попутными соображениями. Например, стиль В.Розанова. Пау-книга - разбросанная, петляющая от одной мысли к другой, лишенная логического или композиционного стержня, иногда вследствие сознательного приема. Пример: "Бесконечный тупик" Д.Галковского. Пау-наука или пау-теория - растущая хаотично, лишенная основополагающих принципов, методологического ядра, состоящая из множества частичных гипотез и решений, мало связанных между собой. Пример: многие дисциплины эстетического цикла (литературоведение, киноведение). Пау-отношения - сложные, запутанные, прихотливые, колеблющиеся, неясные самим участникам, легко рвущиеся и многократно залатанные, как, например, между Ставрогиным и Верховенским в "Бесах" Достоевского. Пау-дискуссия - дискуссия, которая переходит с предмета на предмет, удаляется от своего начальной темы, забывает ее, обрастает ненужными подробностями, выяснением отношением, сведением счетов. Электронные издания теперь размножаются, как грибы после дождя. И о мотоциклах, и о лошадях, и о грызунах. Но нет еще электронного журнала, посвященного паукам и паутине, нашим прародителям, вдохновителям, тотемам нашего сетевого царства. А ведь разнообразный мог бы получиться журналец,со своими разделами-паутинкам: пау-этика, пау-психология, пау-эротика и т.д. Вот о чем был бы журнал - не чистая зоология, а целая арена пау-нравов. Между прочим, "паук" по латыни и есть "arena". Хорошее название для журнала - "ARENA". Ждешь цирка, веселья - а оттуда вываливается бан(ь)ка с пауками. Значение "пау" не равнозначно значению префиксоида "э" - "электронный". Многие явления технически относятся к разряду электронных, но по сути не имеют ничего общего с "пау". И напротив, многие явления доэлектронного века и внеэлектронного мира могут быть охарактеризованы приставкой "пау". Иными словами, паутинность и электронность во многих случаях пересекаются, но часто следуют своим путем, образуют самостоятельные смысловые сферы. Например, Свидригайлов и Билл Гейтс, при всей своей гениальной изощренности, мало имеют общего между собой: один - пау-личность, а другой - э-магнат. Замечательный тип пау-личности - Свидригайлов, недаром ему в виде загробья мерещилась банька с пауками. Банька - это вроде чистилища для прохождения души от грязи к свету; но, засиженная по углам пауками, застланная паутиной, банька означает незаметное проникновение ада и в само чистилище. Вообще Свидригайлов много стоит, это целая пау-метафизика и пау-философия. Заметим, что не змеиная, не прямо гадская и дьявольская, а именно паучья, т.е. клейкая, сладострастная, оплетающая, дробная, многочленистая, смачно-сосущая ,а не колко-жалящая. Когда-то паутина казалась слабейшим из строительных материалов, образом непрочности, шаткости. В Коране есть сура под названием "Паук", где к пауку относится только следущий стих: "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали" (сура 29, Паук, стих 40). Дом - слабейший, ибо не имеет единой опоры, плетется из паутинок, который держат друг друга силой одного только сплетения. Вряд ли в эпоху Корана можно было предположить, что слабейшее в материальном мире окажется сильнейшем в мире взаимосвязей, коммуникаций. Кто был последним в царстве материи, оказывается первым в царстве информации. Все мы живем под знаком паука, все мы немножко "пау", и из всех сооружений, доселе воздвигнутых человечеством на земле, самое прочное и нетленное, если таковое вообще возможно, есть всемирная паутина. А.И.Герцен был едва ли не первым из первых русских мыслителей, кто выделил особое, паучье начало в ментальности и культуре. Вот его образцовое описание пау-личностей и пау-времени ("Концы и начала", 1864): По складу ума я паук, а не муравей и не пчела, - и потому имею естественную склонность к паутине. Я имею в виду то разделение методов мышления, о котором писал Френсис Бэкон в "Новом Органоне": Бэконовское сравнение было перенесено Герценом на характеристику целых исторических эпох. Посмотрите, как точно прилипают его метафоры к всемирной паутине нашего дня: Есть эпохи, в которых пауки решительно берут верх, и тогда развивается бездна паутины - но мало собирается меду. Есть условия жизни, особенно способствующие паукам. Для меда надобны липовые рощи, цветистые поля и пуще всего крылья и общежительный образ мыслей. Для паутины достаточен тихий угол, невозмущаемый досуг, много пыли и безучастие ко всему вне внутреннего процесса. Разве не угадывается здесь образ жизни сетевика, пау-писателя, пау-деятеля, пау-бродяги, пау-игрока, пау-личности, вебмастера, программиста, да и любого оцифрованного интеллектуала наших дней: тихий угол, светящийся монитор и безучастие ко всему за его пределом? Заметим, что наряду с интровертами и экстравертами в наше время появилась еще одна причудливая помесь: пау-личности, отчаянные экстраверты по отношению к своему внутреннему миру - и интроверты по отношению к реальному, общежительному. Это, так сказать, вирто-верты, которые обращены лицом к виртуальному "там" и "туда". Бледные лица с голубоватой подсветкой. В их покоях всегда горит электрический цвет, подсвеченный монитором. Им мало интересна собственная душа и мало интересен реальный мир - они пау-люди, люди сетевого общения и воображения, им нужен полусумрак. За день они могут вступать в общение с десятками лиц - и при этом не увидеть ни одного живого лица. Они заверчены в кокон электронной паутины. А вот как Герцен характеризует эпоху до 1848 г., когда Европа была потрясена революцией: ...Промышленность процветала, торговля процветала еще больше, фабрики работали, книг писалась бездна, это был золотой век для всех паутин, - в академических аулах и в кабинетах ученых сплелись ткани бесконечные!.. История, уголовное и гражданское право, право международное и сама религия - все было возведено в область чистого знания и падало оттуда самыми кружевными бахромами паутины. "С высоты паучьего полета" - это выражение надо запомнить, оно нам пригодится (на весь рунет пока еще нет ни одного случая его употребления). В начале 20 в. человек впервые посмотрел на мир с высоты птичьего полета. И вот столетие спустя авиация в качестве перводвигателя технопрогресса уступает место электронике, которая учит нас смотреть на мир с высоты "низшего пилотажа", паучьего полета. На рубеже 3-го тысячелетия пау-люди - мы с вами - привольно качаются на своих нитях, и Клио, уподобляясь Арахне, мирно ткет свою паутину, которая "протягивается повсеместно" и окутывает мир "кружевными бахромами". Примечания
Предыдущие выпуски "Дара слова" 1. Введение в проект. Однословие - минимальный жанр словесности. поставить закладку написать отзыв
|
russmne@emory.edu URL |
|
||