Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Не прислоняться
Чтение по губам. Выпуск 11

Дата публикации:  20 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Майская зелень, как и было сказано. Тут бы пишущей (особенно в журналы и газеты) части населения расслабиться и вместо того, чтобы пялиться в монитор, выезжать на природу с шашлыками под водку или с барбекю под калифорнийские вина - в зависимости от политической ориентации. Но нет. "Петербургские поэты, - цитировал мне кого-то поэт Д.В., - все делают над бездной. Живут над бездной. Стихи пишут над бездной, чайник ставят тоже над бездной". Действительно. В преддверии лета особенно животрепещущими представляются раздумья о толстых журналах, которые невозможно в машине читать, а вот в метро - другое дело. А уж какое захватывающее дело - публикация текущей переписки критика с автором, - так это вообще ни в сказке сказать.

Не все обучены витать в таких высоких сферах. Некоторые в метро спускаются не чтобы журналы читать, а чтобы попасть куда-нибудь. А уж читать приходится чего дают. Дают иногда удивительное. Вот уже много лет пассажиров мучают плакатом У каждой станции свой портрет, в Московском метро одинаковых нет. На плакате изображены две совершенно одинаковые девушки. Более того, есть подозрение, что, на самом деле, это одна и та же девушка. За годы я, например, построил множество совершенно спекулятивных теорий, поясняющих высказывание, но ни одна из них не представляется мне достаточно убедительной. Стадия зеркала по Лакану. Примат внутреннего духовного мира станций над особенностями отделки. Отсылка к биоэтике. Все не то. Тему продолжает плакат с цветами: "Город - единство непохожих".

В метро много цветов. Это потому, что они там не растут, мало солнца. На другом плакате с цветами - цитата из Ясунари Кавабаты. Так и подписано незатейливо: Кавабата. Говорят, году в восемьдесят девятом на радио приходили письма в адрес Вячеслава Бутусова: Скажите пожалуйста, кто такая Казанова? Она сестра-близнец Кавабаты. А Кавабата - вот она, на плакате, цветы держит. Это все-таки немножко разные люди, потому что в Московском метро одинаковых нет. За исключением всех, кто поднимается утром по встречному эскалатору перехода с Комсомольской радиальной на Комсомольскую кольцевую. Но и они, всплыв на поверхность, утеряют сходство, это только там, внизу - гомеостаз, всегда хорошая погода.

Та же неодинаковая девушка с другого плаката, подняв палец кверху, улыбается: Выход есть. И правда. У выхода висит изображение Георгия Победоносца с купола торгового центра на Манежной. Написано: Величию нет предела. Поль Элюар. Истощив запасы отечественной поэзии, вытащив на свет божий сонмы противных воев в исполнении поэтов двенадцатого разбора, рекламисты перешли к европейской поэзии. Элюар соседствует почему-то с Блейком, которому выпала судьба субтитров под фотографией Спасской башни: Вечность влюблена в творения времени. Как говорил Никто, человек, который громко говорит ни о чем: "Странно, что ты не помнишь своих стихов, Уильям Блейк". Странно, что мы не нашли у тебя упоминаний о величии и красоте Кремля. Ничего, у тебя все впереди, тут всегда хорошая погода, нет ни времен года, ни времени вообще. Правда, и Кремля здесь нет, но, может быть, Уильям Блейк, ты напишешь о новой станции метро "Парк Победы"?

Про него все давно известно. Бессознательное верхнего города, Уроборос Кольцевой линии, трехметровые крысы и Метро-2. Дешевая метафизика и совсем уж дешевая мистика. Тайны Мадридского двора. Но упорство, с которым вот уже больше десяти лет рекламодатели и сам метрополитен забивают подземные коридоры словами и картинками, поразительно. Нет, все понятно - и про суточную аудиторию, и про рассеянное внимание, и про количество контактов. Но есть в этом еще что-то. Слишком шумно, приходится перекрикивать постоянный гул, машинный и человеческий. И этого, кажется, мало. Нужен еще визуальный шум, множество цветных островков, чтобы было куда перепрыгивать взгляду, только бы ни на минуту не остаться в этом пространстве наедине с собой, не посмотреть в лицо сидящему напротив. Лучше уж Витаминная экономика, лучше уж От солнца искрятся снежинки на ветке, / От мощных приборов розетки. Лучше что угодно, если ты забыл, не дай бог, книжку или в плеере кончились батарейки.

Город позаботится о тебе, город придумает тебе чтение в транспорте, чтение на эскалаторе, разговор попутчиков, перекрикивающих рев редкого встречного состава, название книжки в руках девочки в другом конце вагона, листовку анархистов и смешные самодеятельные рекламки самодеятельных художников, исчезающие за ночь граффити. И стоит закрыть глаза, как на оборотной стороне век появляется симпатичная Кавабата с букетом цветов. Выход, - говорит она, - есть. Если ты, Уильям Блейк, не будешь прислоняться к дверям, если не станешь спрыгивать на пути и не забудешь держаться за поручень эскалатора, ты точно попадешь в конце концов наверх.

А там, как и было сказано, выход, майская зелень, весенние биллборды с ледяной газировкой и прекрасными девушками, майская зелень, жизнь, майская зелень, ленивые разговоры птиц.

Advertka - LiveJournal Community.

Постеры нашей мечты на Dribbleglass.com.

Сестры. Рассказ Яны Вишневской.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Константин Ерусалимский, Долгий XVII век в России: антропологическая перспектива /20.05/
Социальная история России испытала "в своем отечестве" в 1990-е годы такую девальвацию, что впору было говорить о "черном десятилетии". Российские "общества" уступали дорогу "личностям". Коснулась эта тенденция и довольно странного периода - периода "без названия".
Анна Кузнецова, Легко ли быть вежливым /19.05/
Водяные знаки. Выпуск 10. Cтихи Василия Филиппова. Это мир больного человека, в котором прозаический синтаксис - единственная опора сознания.
Сергей Солоух, Вместе /19.05/
И будешь мир описывать словами, потому что Ильф и Петров пролетают над тобой самолетами Аэрофлота.
Олег Дарк, Живые и мертвые /16.05/
На "Национальный бестселлер" можно выдвигать как по изданной книге, так и по рукописи. Я думаю, эта общая двусмысленность премий разрушает возможную специфику "бестселлера". Премию "Национальный бестселлер" я бы мыслил как кампанию.
Дмитрий Бак, Майские тезисы /15.05/
Большой разговор о соотношении и взаимодействии сетевой и "бумажной" критики назрел давно. Попробую сформулировать несколько тезисов в ответ на вопросы, сформулированные редакцией "Круга чтения".
предыдущая в начало следующая
Станислав Львовский
Станислав
ЛЬВОВСКИЙ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100