Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030615_mit.html

У сибирской литературы проблемы с читателями. Часть 2
Мария Митренина

Дата публикации:  15 Июня 2003

В сибирском городе писателем стать просто. Ты начинаешь ходить в литературное объединение при местном отделении СП, тебя обсуждают, тебе обеспечивают публикации сначала в литературных рубриках местных газет, а потом и в малотиражных литературных журналах - городского, а то и регионального уровня. Публикуешься в сборниках и уже раздаешь автографы. Выступаешь перед школьниками в библиотеках. В конце концов, тебе находят спонсора на издание собственной маленькой книжки тиражом экземпляров в триста┘ Этого достаточно, чтобы другие писатели города признали тебя своим. Но вот проблема: за пределами сообщества литераторов о тебе как о писателе почти никто не знает┘

И все-таки общественно-литературная жизнь в сибирских городах - весьма интересный феномен. В первой части своего интервью молодой омский поэт Сергей Крих поделился проблемами литературных сообществ. Теперь он рассказывает о том, что это все-таки работает.

Сергей, вы что-то знаете об Ассоциации писателей Сибири? Это номинальная организация или реально действующая?

Да, мне кое-что о ней известно. Она как раз и может стать той организацией, которая будет в состоянии консолидировать процесс, хотя бы сыграть здесь важную роль. Правда, основана она была только в ноябре 2002 г. в Новосибирске, а это слишком небольшой срок, чтобы начать оценивать эту организацию.

С другой стороны, на Урале уже начался схожий процесс. АСПУР, Ассоциация Писателей Урала - где важную роль играют Екатеринбург и Тюмень - провела в мае в Ишиме всероссийский семинар молодых писателей. Что ни говорите, а это высокий уровень. А осенью 2002 г. они же проводили региональный семинар, где участвовали и молодые поэты и прозаики из Омска.

Как вы считаете, союзы писателей необходимы для того, чтобы была литературная жизнь? Может, есть какие-то другие формы? Что вообще дают сегодня писателям союзы?

Вопрос о союзах писателей - это вопрос важный и, кстати говоря, частый. Конечно, времена, когда СП СССР был вполне официальной организацией со своими - в целом немалыми, особенно в столицах - льготами и привилегиями, ушли в прошлое. Многие хотели бы вернуть эти времена, потому что считают до сих пор, будто государство должно опекать культуру. Но мне кажется, это хорошо, что так произошло. Происходит смена поколений в самих союзах, и люди привыкают к тому, что это прежде всего - общественная организация, как и записано в ее уставе, кстати говоря; и значит, нужно ставить цель помогать друг другу, а не выпрашивать что-то у кого-то. Тут важны не деньги, они сейчас не главная проблема нашей литературы, важна организация общественного мнения.

Конечно, всякая структура имеет свои недостатки - например, для структуры свойственно стремление к бюрократизации и к усреднению, есть эти проблемы и в Союзах, но эти проблемы есть и у любого литобъединения. В наше время, на самом деле, быть членом какого-то Союза (а их порядка шести, действующих по России, СПР и СРП лишь самые заметные в Сибири) не так важно, и это прекрасно знают все; важно другое - общение.

Насколько я понимаю, Союз способен все-таки взаимодействовать с местными властями и меценатами. Такая деятельность результативна?

Взаимодействие с властями и меценатами - в каждом регионе по-разному. "Сибирские огни" в Новосибирске, "После 12" в Кемерово, "День и ночь" в Красноярске - все это результаты именно такого взаимодействия. Другое дело, что власть или меценат могут поддержать писателей, но ведь они не могут заставить читать читателей!

Мне рассказывали, что в Омске есть какая-то объемная премия для писателей. Расскажите о ней подробнее.

Это областная молодежная премия имени Достоевского, учрежденная ЗАО "Росар", если не ошибаюсь, в 1998 г. Премию получает только один раз писатель не старше тридцати пяти лет (было одно исключение), по прозе и поэзии; есть также поощрительные премии. Номинируются только произведения, опубликованные в журналах или отдельной книгой, рукописи не принимаются. Насчет "объемности" - общий ежегодный "фонд" что-то около тысячи долларов, и они "раскидываются" на всех лауреатов. Правда, дело, опять же, не в одних деньгах: премия, безусловно, помогает омским писателям, хотя бы потому, что газеты и телевидение ее вручением интересуются - хоть какая-то, но информация.

Насколько я знаю, в Омске, Томске, Красноярске "созревшие" писатели активно заботятся о "воспитании молодежи". Действуют литературно-творческие объединения. Что из себя сегодня представляет такая система обучения?

Конечно, назвать все это "системой обучения" достаточно сложно, но все-таки в этом есть определенная логика. Буду опираться в основном на пример Омска, тем более что, насколько мне известно, в Томске, Красноярске, Новосибирске ситуация отличается только в частностях. В Омске существуют отделения двух Союзов Писателей - СПР и СРП, при каждом из которых существует свое более или менее постоянно собирающееся лито (при СПР лито собирается постоянно начиная с 70-х годов). На лито происходят обсуждения рукописей; естественно, чтение стихов; обсуждаются общие вопросы теории литературы. Каждые два года СПР, например, проводит областной семинар, на котором рукописи удачно обсуждавшихся участников лито обсуждаются уже несколькими членами Союза Писателей. По результатам этого семинара даются рекомендации - на публикацию в периодическом издании или на книжку (это не означает, что автор не может опубликоваться до этого или представить на обсуждение свою книгу). Понятно, что потом данный человек может быть принят в СП - после выхода книги - или быть рекомендован к участию в региональном или всероссийском семинаре. Некоторые из этих семинаров имеют право приема в любой из Союзов (смотря кто будет организовывать) только по рукописи. Союзы работают и со школьной молодежью: например, Омское отделение СПР в рамках конкурса НОУ (Научное общество учащихся) проводит литературную секцию; в последнее время там появилось несколько молодых людей с большими задатками. Помимо этой общей системы, в каждом крупном городе существует еще ряд литературных объединений - неважно, организованных членами СП или нет, - иногда больше, иногда меньше связанных с лито при Союзах. Это литобъединения людей по собственной инициативе, они обычно действуют на базе университетов, иногда - школ или лицеев, иногда библиотек - как, например, часто бывает в районных центрах. Все это текучие, меняющиеся, по-разному пишущие объединения. Посмотреть их можно на молодежных фестивалях: в Омске уже пять лет в июне проводится поэтический фестиваль "Это мы", в Новосибирске - поэтический марафон в мае. Если талантливый человек "засветится" на одном из таких фестивалей, то он рано или поздно станет известен какому-то из Союзов, и там ему открывается путь к семинарам.

Вот вы говорите: "появилось несколько молодых людей с большими задатками" - как определяются эти задатки, по каким критериям?

Прямо вы уж и говорите про критерии; так и представляется табличка, где проставляют галочки. Да нет ничего подобного и быть не может, а если может, то это страшно будет. Ребята эти просто хорошо выступали на НОУ, на нескольких фестивалях, причем на них обращали внимание разные люди, с разными оценками, в том числе противостоящие друг другу. Как это считать? Конечно, что перед нами талантливый человек. Понятно, что это все еще очень молодо, но тут - живая душа, живой интерес. И, кстати говоря, иногда это выражается в умении подать мысль в хорошей поэтической форме.

Давно ли вы были на каком-нибудь литературном семинаре для молодых писателей? Как это выглядит?

К сожалению, последний раз на семинаре регионального уровня я был в Красноярске в мае 2001 г., с тех пор еще один был в Екатеринбурге и в Ишиме. Практика проведения семинаров обычная: секции прозы и поэзии, иногда в каждой секции есть еще подразделения, - зависит от количества руководителей ("мэтров") и их желания работать вместе. Происходит обсуждение рукописи участника, причем мнение высказать могут все участники семинара. Рекомендации часто те же самые, что и на областном семинаре, просто это все-таки уровень выше, это общение, это возможность посмотреть на себя со стороны - все-таки в родном городе или области тебя обсуждают люди, которые к тебе привыкают так или иначе, и поэтому региональный семинар иногда бывает для участников неожиданностью: когда в хорошую, когда в плохую сторону.

Можно ли, по-вашему, в сибирской провинции состояться в качестве писателя без союзов и не уезжая при этом в Москву? Каким образом?

Можно. Можно быть писателем без Союзов и без Москвы. Был же писателем Платон без союзов и без Москвы. Не подумайте, что я шучу. Представьте: Греция с населением около Омской области, с территорией около Томской области, бедная, без принтеров, без журналов, без денег, две с лишком тысячи лет назад - а знаете, почему получилось? Потому что были читатели! Найдите своих читателей, а все остальное - это приложение.