Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/20030627_sol.html

Агитпроп
Сергей Солоух

Дата публикации:  27 Июня 2003

Я вгляделся в надпись на стекле.
Вздрогнул и рассмеялся вдруг.
И подумал, что когда-нибудь сделаю
из нее эпиграф.

"Тот, кто это прочел, пидар"

Валерий Бондаренко

В детстве гомосексуализм мне казался обыденным явлением. Два паренька из соседнего двора друг другу помогали. Разными способами. Над ними посмеивались. Но ведь и над Алкой Зубовой, которая давала всем, тоже. Какая разница?

Только в типе смазке. Некоторые естественным секретам, предпочитают вазелин. Очень просто. Технический вопрос. В любом случае не повод писать листовки. Горячиться.

Между тем, современная русская проза сочинителей, ориентированных на искусственные лубрикаты, кажется сделанной по ленинским канонам. Обращена к пролетариату. Взывает к объединению всех континентов. И озабочена исключительно классовой борьбой. Короче, вставай проклятьем заклейменный. Ночью и днем.

Да. Читать Ярослава Могутина иной раз тяжелее, чем Джамбула и Максима Танка.

"Коммунысты гето слово як са стали".

Откладываешь в сторону. Думаешь, не полистать ли вместо этого какого-нибудь оппортуниста, буржуазного соглашателя. Мопассана, например.

Стыдно. Но сердцу не прикажешь.

Недавно попалась на глаза рецензия. На "Книгу извращений" издательства Амфора. Я сам, к величайшему своему изумлению, попался. Оказался одним из авторов. Обнаружил свой рассказ в сборнике, составленном Максом Фраем. Теперь вот за отсутствием гонорара, интересуюсь, высоким. Как, например, мое слово отозвалось. Отзыв нашел здесь. Эхо.

Впрочем, до меня дело не дошло. Забуксовал рецензент Т.М.. Притормозил на Павиче, Платонове, Керуаке, Петронии и Брэдбери

"Печально, конечно, - пишет он, - что авторы настолько невежественны, что относят гомосексуальность, транссексуальность и трансвестизм к "извращениям", но это не главное".

Два "что" в одном предложении. Т.М. сердит. Бесспорно. Может быть даже и не на Джека Керуака, а на Макса Фрая. Лично. Джентльмена и офицера. Да хоть бы и на самого профессора Щеглова. Только мимо лузы. Не в точку.

Не Павич и не Бредбери виноваты в том, что гомосексуализм кажется кому-то извращением. Причем литературного свойства. И создает такую ауру не чье-либо невежество. Совсем иное. Пассионарность. Преданности борьбе за черный передел наших родных певцов однополой любви. Русский феномен.

Читая пламенные строки про "залупы и минеты", теряешься. Начинаешь думать, что современник, меняя буфера подруги на булки друга, не переобувается. Он перековывается. На орало. Забывает родителей. Братьев, сестер. Перестает дышать, петь, ездить в трамвае, лопать чипсы. Жить. Только одной мыслью движим. Как в очередной раз причаститься. Или пригреть товарища. Больше ничего не радует. Не светит впереди. Лишь полная и окончательная победа социалистической революции.

Однако не сходится. Опыт личного общения с любителями плоского, спереди и сзади, гипотезу не подтверждает. Значит, что-то не так в поэзии и прозе потребителей анузола. Свеч и клизм. Не отражает она объективную реальность, данную нам в ощущениях.

"Коммунысты гето слово як с огню".

Женская лирика и та обертонами побогаче будет. А, впрочем, и не удивительно. Точек входа и выхода больше. Как не крути. Медицинский факт.

И кажется, началось это с Евгения Харитонова. Броневик. Апрельские тезисы. Мы наш, мы новый. По утрам и вечерам.

Между тем, была в нашей литературе и совсем другая традиция. Миши Котикова и Кости Ротикова. В гости ходят. Зубы лечат. Поэзией и музыкой интересуются. Птичкам и ветру радуются. А если с нежностью и смотрят на проходящих мимо комсомольцев, то это всего лишь вопрос организации досуга. У каждого свой собственный. И массовик, и, соответственно, затейник.

Во всяком случае у греков так и было. Без агитаторов и прокламаций. Понятно. Но оказалось, и у чукчей тоже самое. Вот ведь чудесное открытие.

Несколько недель назад замечательнейший человек, основатель и вечный энтузиаст Тенет, Леня Делицын прислал письмо. Попросил принять участие в работе жюри. Очень не хотелось соглашаться, читать с экрана. Особенно рассказ с названием "Акыт", автора с псевдонимом Cyberbond. Зря. Замечательная вещь, несмотря на чудовищное деепричастие "тяня" в первой строке. Художественное произведение.

Что это значит? При чтении не возникает мысль, ага, опять. Про педиков. Очередное взвейся и развейся. Нет. Про жизнь. Таинственную и удивительную. В которой, бывает, жарят ножницами, а случается, и паровозиком. Но это не мешает участникам процесса мечтать о крыльях. И думать о другом. Вообще.

Вот ведь как здорово. И никакого водораздела. Марганцево-кислого.

Все общее. И песни, и литература. Будем надеяться.