Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Живой журнал словами писателей
Выпуск 16. Монолог половины всех голов русского орла, или ЖЖ-самоходка и самобранка

Дата публикации:  26 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Этот выпуск посвящается Роману Лейбову

Я тут сдуру пообещал вступительное слово написать к Олега Попова мыслям про ЖыЖу и прочие явления. Ну, пообещал - иди соответствуй, как иначе, а задумываться-то только постфактум начинаешь.

Потому как, мне вот кажется, про Олега и Белоброва Вову писать - это как бегать по грядкам дачного товарищества и орать: "Зырьте, вы, бамбуки бессмысленные, какие облака проплывают над нашей средней полосой! Это ж чудо природы и прелесть нерукотворная!" А все одно, если никому это на фиг не надо - они и дальше картошку окучивать будут, чтоб теща плешь не проедала. А кому надо - те и без твоих напоминаний на небо смотрят.

С другой стороны, сидишь так и вспоминаешь: о прошлое воскресенье после чьих чтений ты в круглосуточной чебуречной Витгенштейна цитировал? А книга "Уловка водорастов" у тебя в рюкзаке чья валяется? Или совсем уж через плетень: вот музыка у тебя группы Brazzaville из колонок бухтит, а тот, кто тебе ее записал, - его фотки чьего концерта на сайте какой группы Russian Brothers висят? То есть типа - значимость в повседневной жизни и вообще.

А со стороны третьей, совсем - про них же сказать чего угодно можно. Вот один написал - мол, "интернет-юмористы". Ну, поначалу думаешь: дурень он и есть дурень, ему и хлорка - творог. А потом осознаешь - полезет такой в Интернет, найдет там, скажем, Ивлина Во "Незабвенную" - и чего, напишет же "английский интернет-юморист" тоже, да? Выходит - социальное явление в особо крупных размерах, и надо, наверное, бороться и разъяснять, а может, и не надо. Может, поржать да сто пятьдесят дернуть - оно и умнее будет.

Ну и, на самом же деле, должна быть в авторах загадка какая-то. А то как меня спрашивают все время - а кто из них Белобров и кто Попов? Ну, я обычно правду говорю: что Белобров - это который с гитарой в микрофон поет громко, а Попов - бородатый вон ходит в кожаной жилетке, но скоро задолбаюсь и буду всех концептуально запутывать, так и знайте! И вообще, биографии все эти - родились-выросли-учились, волжские утесы там, филфак МГУ, пятое-десятое - это для полных собраний сочинений, где тараканы размножаются. А вот что на одном из чтений, например, благодарные слушатели преподнесли авторам не георгины какие-нибудь, а натуральный хер моржовый (это, если кто не знает, такая костяная байда в полторы барабанные палочки длиной примерно) - как раз очень важный факт, опять же некий флер таинственности и сдержанного эротизма. Или что "Красному бубну" заслуженно посвятили последний спецвыпуск fuckru.net'а - а предыдущий был, с любезного разрешения T-ough Press, весь из Чарльза Буковски. Или что тираж того же "Бубна" размели давно, и, по непроверенным сведениям, группа энтузиастов уже работает над компьютерной мочилкой по мотивам - а уж дальше, знамо дело, письмо от Родригеса и как минимум "От заката до рассвета - 4: Однажды на Тамбовщине"...

В общем, надеюсь, вы уже прониклись важностью момента, когда вам предстоит оценить еще одну грань таланта Олега Попова - ибо выступать он будет с этнографическим эссе на тему "уж если попал в ЖыЖу, то как себя там вести", ну а если кто подумает, "че он нас лечит, мы типа и так все сами знаем", - так это уж время такое нынче на земном шаре, когда приходится людям объяснять, что, мол, нехорошо в гостях чешский хрусталь тырить и вообще по-свинячьему себя вести, и все одно, как правило, не понимают - думают, юморист...

С наилучшими пожеланиями,

R.Johnson aka "Стальная Свобода и Вечная Правда"

Current Music: Brazzaville - Deng Xiaoping.mp3


Сколько писателей в Белоброве-Попове

Русский Журнал: Вы являетесь единым писателем, фамильно наделенным белыми бровями и ягодицами?

Олег Попов: Мы не являемся единым писателем. У нас основная фишка в том, что нас двое. У нас не белые брови и жопа, а две головы русского орла. Это важно.

Р.Ж.: А что скажет Владимир Белобров?

Владимир Белобров: Мы не являемся единым писателем. У нас основная фишка в том, что нас двое. У нас не белые брови и жопа, а две головы русского орла. Это важно.

Р.Ж.: Головы две, а орел - один.

О.П.: Нет. Есть две части. Они делают одно целое, а не являются одним целым.

Р.Ж.: Хорошо. Части создают писателя Белоброва-Попова ...

О.П.: Не - это концептуалисты создают писателя. Мы пишем вместе одно. Песни тоже. Когда-то картины рисовали...

Р.Ж.: Интересно это отрицание очевидного трансцендентального единства с соавтором. Как если бы вы оба были более известны по отдельности.

О.П.: Мы вместе - но мы одного целого не составляем. Просто как бы при включении двух механизмов создается некоторое поле и возможность его создания и существования заключается в наличии и включении Двух механизмов. Так примерно.

Р.Ж.: Однако это поле имеет название, и это название: Белобров-Попов. Или?

О.П.: Ну - с некоторой натяжкой поле можно так назвать. Но у него нет черт.

Р.Ж.: А как же совокупность всего вами произведенного?

О.П.: Результаты поля есть. А писателя одного нет.

Р.Ж.: А два писателя (вариант: двое писателей) есть?

О.П.: Ага. Только пишут вместе.

К сожалению, получилось написать о ЖЖ только мне. Мы не смогли написать вместе с Владимиром Белобровым отчасти по техническим причинам, отчасти по причинам, про которые скажу ниже.

Технические характеристики

Роман Лейбов показал мне livejournal.com. Я как-то сразу не разобрался, что это и зачем. А потом читал Лейбова и еще разных людей и завел себе журнал весной следующего года. Еще перенял тогдашнюю его (Р_Л.) практику френдования (добавляешь всех, кто тебя добавил). И еще всех остальных, правда, тоже. Платным юзером никогда не стремился быть. Не думаю, что это плохо или хорошо. Мне все нравится в сервисе. Мне не кажется, что нужно что-то добавить. Каких-то удобств или примочек. Никогда не хотелось изменить дизайн, который стоит по умолчанию. Неохота использовать иконки, каррент муды, и каррент музыки, и я, чаще всего, у других на это тоже внимания не обращаю. Не думаю, что это плохо или хорошо.

Владимир Белобров

Чуть позже завел журнал Белобров и почти сразу забыл пароль и перестал писать. Объясняет это так: все это - мура, человек должен вести дневник для себя, а не для не пойми чего. Привыкания у него не вышло. Хочется добавить объективный комментарий, хоть он и обзывает меня "техническим кретином", однако сам в некоторых технологиях, разумеется, лопух и вредитель. В частности, у него дома гораздо быстрее, чем у других людей, выходят из строя электробытовые приборы, радиоэлектроника, перегорают пробки, взрываются лампочки и электрочайники. Брошенные на время отпуска холодильники самостоятельно отключаются, и там портятся все куры. Это проверено 15-летними беспристрастными наблюдениями. У него не ладится с электричеством, поэтому неизвестно еще, какое бы влияние на сервис он оказал. Но природа милосердна - она вышибла у него из памяти пароль, чтобы спасти эту лужайку для других, кто более благотворно на нее подействует. Тем не менее, иногда он ЛивЖурнал читает, но бессистемно, бессмысленно.

Плюсы и минусы коммунити

Амбиции нужно удовлетворять, чтоб человеку не хотелось дать первому встречному в морду за то, что тот не понимает, кого он сейчас встретил.

Мне кажется, что сам сервис ЛивЖурнала - это большая и редкая удача. Сейчас, когда традиций как таковых - нет, а есть некое безбрежное море - тем, кто как-то высказывается и ни в какой институции не состоит - страшно за свою ненужность - ну сделает он "свою страницу в Интернете", и дальше что? Это все равно, что засунуть ее в бутылку и кинуть в океан. Есть, конечно, какие-то профильные коммунити, к которым желающие могут прибиться, но не всем они нужны. Мне, например, не нужны коммунити вообще - ни профильные, ни общие. И я ЖЖ как коммунити не воспринимаю. И мне кажется, это правильное отношение - то есть какое-то общежитие есть, и нужно обязательно соблюдать какие-то законы - но целью не делать. Мы же не идем, например, гулять с целью не гадить на улицах.

А некоторые воспринимают Ливжурнал - только как коммунити. Для тех, кому они нужны, кто без них жить не может, - это нормально. А тем, кому коммунити не нужно, но он туда попал, - это трагедия. Не успел он обрадоваться, что нашел какую-то форму выражения, инструмент, на котором он может тра-ля-ля, - как вместо того чтобы в свое удовольствие заняться тра-ля-ля - он начинает прощупывать, какая тут сложилась иерархия и как бы занять в ней какое-нибудь значительное место. Тратит силы, нервничает. Про тра-ля-ля забывает - начинает выяснять отношения, кто тут есть кто. Все, как в жизни.

То же самое с френдованием.

Это удивительное дело. Это я зря сказал, про то, что не воспринимаю Ливжурнал как коммунити, это мне сейчас помешает сказать одну умную мысль. Беру свои слова временно обратно.

Вообще в Интернете, в Аськообщении, в Ливжурнале, а особенно в процессе общения с френдами - удивительно, что действуют те же самые механизмы, как в жизни. Сначала френды знакомятся, испытывают какой-то взаимный интерес, демонстрируют взаимоуважение и взаимосимпатии, затем неотвратимо идет какой-то процесс охлаждения и разочарования. Но в жизни это может объясняться какими-то вредными привычками френда, неприятными манерами, ковырянием в носу, запахами - а тут часто же и не видят друг друга даже на фотокарточках, а механизмы все те же самые. Почему так получается - пес знает. Какие-то тут биологические законы. И вот часто из этого рождается, вспыхивает ненависть, непонятно на чем основанная, сама собой. Вот так штука!

ЖЖ - это книга

В школьных учебниках есть главная фраза, которую стоит запомнить на всю жизнь. О том, что персонажи книги начинают жить своей жизнью, независимой от авторов. Это индустриальное, бюрократическое и основополагающее утверждение.

Вот, как мне кажется, это должно являться главным принципом отношения к Ливжурналу.

ЖЖ - книга, и юзеры в нем - персонажи, большее количество френдов ты лично не знаешь и никогда не узнаешь. Персонажи. Не надо только пытаться навязать им свою волю, заставлять их - как и что. Они живут независимой от тебя жизнью. Надо восхищаться, как у них это клево получается вообще, без всяких твоих усилий, какие получаются случайные переклички между ними в френд-ленте и т.п. Не имеется в виду, что надо, как у К.Вагинова, использовать все это - как сырье для своих книг. Тут не сырье, а сама книга производится по принципу вечного двигателя.

А вот если кто-то начинает подходить к этой книге как творец и демиург! У! Пытается редактировать френдов, учит их правилам, заставляет им следовать - как думать, как писать. Тогда он получает плюхи и нервы себе портит как бешеный. И правильно. Не лезь. Это природа, а не офис менеджментов.

С другой стороны, тебе ж самому интересней участвовать в этом не как регулятору, а персонажу. И комментарии иногда получаются как расходящиеся дорожки. Драматургия. Выходит книга.

А иногда не получаются дорожки, когда это не по законам книги живет, а по законам вежливых базаров или выяснения отношений, ругани.

У меня во френдах есть некоторые персонажи, которых я терпеть не могу. Но они имеют на это право.

Что в книге читается, а что пропускается

Лично мне нравится в ЖЖ очерковость, опять спасибо Роману - за то, что он завел в ЖЖ "Время и Место". Это всегда интересно.

Не читаю, когда пишут "что я люблю, а что я не люблю, и вот почему", "вот такой я человек", "как нам обустроить Россию и Израиль". Это неинтересно вообще, хотя, конечно, эти темы гораздо более флеймовые, интерактивные. Но интерактивность эта тоже неинтересная. "Я ненавижу группу КИНО". "Ух ты, молодец, я тоже". "Что ты сказал, гад?" и т.д и т.п. Это получается неинтересная книжка, но многих задевает. Хочется успеть обозначить свою позицию. В данном случае, лучше бы покидали бутылочки в океан. Вреда было бы меньше.

Когда увлекаются сочинением крылатых фраз и каламбуров - тоже не очень интересно. Но для некоторых, может быть, это временно полезно, так что - пусть.

Иногда интересно даже почитать нытье, но редко. В детстве - напротив нашего дома было общежитие, и иногда на балкон вылезал один пьяный мужик, начинал метать харчи сверху и кричать: "Люууууди! Мне плохо! Бэээээ! Как мне херово! Бэээ!" Никто его не трогал, несмотря на строгости, милиция думала - что это не уличное дело, а в общежитии, наверное, не хотели связываться.

Сейчас у меня во дворе есть точно такой же персонаж. Это вот мужское. Женское - как будто ноет родственница или хозяйка съемной квартиры, от которых просто так не отвязаться и не сбежать. Теперь ты в армии.

Еще есть в ЖЖ-книге такая неприятная тенденция - ностальгия рожденных в СССР. Есть такой прикол - рассказывать молодым, что они при СССР не жили, пороха не нюхали. Это как некоторая заслуга рассматривается со стороны пишущих, а звучит не лучше обычного ворчания пенсионеров: "Вот раньше были люди, а теперь - не люди! Вот раньше была колбаса, а теперь - не колбаса". А некоторые молодые в свои года могут такое - что нам и не снилось. Однако популярное такое развлечение. Находит отклик с обеих сторон. Вообще-то, если талантливый человек - он неплохие спектакли устраивает даже и на эту тему.

Я раньше добавлял некоторых неприятных персонажей во френды для тонуса, сейчас пока неохота их читать. Может, потом опять захочется.

Распечатайте мой приват через 50 лет после моей смерти

Мне ужасно нравятся некоторые женские персонажи. Девчонки, которые пишут на полумеждометиях, очень энергичных. Это очень-очень здорово. У меня есть такая группа любимых, которых очень люблю почитать. Это редких качеств существа. С вами был Барт Симпсон.

Мне кажется, к слову, что ЖЖ - очень неприятная вещь для романтических отношений. А то как начнет одна девушка в своем дневнике описывать, что происходит, а пацан - в своем. А потом прочитают друг у друга - и кранты. Это могло бы стать началом прекрасной дружбы, но не стало, потому что надо уметь не только писать посты в ЖЖ, но и не писать их, когда не надо.

Я когда-то слышал от одного юзера такое игривое допущение, дескать, некоторые пишут самое-самое в приват, а когда-нибудь система даст сбой - все это вылезет наружу и будет кооошмар. При этом сам прозорливый юзер продолжал писать в приват. Хорошо, что он не работает в ядерной промышленности или в производстве оружия массового поражения. Если тебе не хочется кошмаров, так не создавай условий. А кокетничать пацанам западло. Мне никогда в приват писать не хотелось, я не могу придумать, зачем это было бы нужно. Носи в себе свои приваты и не намекай никому про то, что они есть. Тут вот вроде получается - что я себе противоречу и пытаюсь редактировать независимую ЖЖ-книгу. Но это не так. Для меня ж чужих приватов нет. И своих тоже.

Упущенные возможности

Очень интересны персонажи, которые занимаются чем-то таким, о чем ты мечтал, но тебе не удалось, или живут в каких-то интересных местах. Вполне клуб кинопутешествий и в мире животных. Причем - спасибо Интернету вообще, многие - не будучи пишущими по профессии - пишут очень здорово, не хуже, чем говорят. Интернет всех заставляет писать, для письменного языка это важно, мне кажется. Мне кажется, что раньше так много людей так хорошо не писали.

Очень здорово также, когда кто-то на профессиональном языке пишет. Индастриал в словах - это полный ништяк.

Любопытно, как ведут себя люди, которые тебе совсем чужие: по интересам, по тому - как думают, что любят - не любят. Читать их тяжело - не всегда они понятны, - но в жизни вы б вообще никогда не общались и не подозревали бы о том, что такие вот люди есть. А тут видишь - вот оно. Многообразие, как говорится, форм. Все очень многообразно.

Еще пару слов в пользу ЛивЖурнала

Такой еще есть заметный парадокс. Есть люди, которые очень здорово пишут в ЖЖ. Высший класс. И те же люди пишут в СМИ что-нибудь публицистическое-политическое. Как нам, например, обустроить Россию и Израиль. Не знаю уж, какие там идеи. Но читать невозможно вообще, потому что написано плохо. Те же самые люди! Парадокс. Есть у них, правда, общее качество - многие из них немного кокетливы. А пацанам быть кокетливым - западло.

Наоборот почти не бывает - чтобы люди публицистически интересные - были неинтересны в ЖЖ. Белобров любит народную поговорку: "Наоборот - два пальца в рот".

Безобидные слова-паразиты

"Когда мы придем к власти... Отрежем полжопы такому-то и такому-то". Эти выражения воспринимаются как связки при артикулировании, вроде коротких матных слов. Нейтральные междометия.

Однако, недавно прочитал относительно новую книгу Кинга-Трауба "Темный дом". Там процесс "отрезания полжопы" воплощен буквально. Складывается такое впечатление, что Стивен Кинг издевается над русскоязычным ЛивЖурналом. И к тому ж занимается отрезанием полжоп. Очень противный старикашка. Фу!

Здорово ругались как-то друг с другом Лев Пирогов и Михаил Вербицкий. По всем законам жанра, как самые настоящие персонажи! И, кажется, друг на друга не обижались.

Когда мы с Белобровым придем к власти, все поэты Серебряного века получат по серебряной медали, а Вербицкого и Пирогова мы по-царски наградим за эту во всех отношениях показательную дуэль.

Читатели

Мы с Белобровым - писатели. И довольно много отзывов находим в ЖЖ, о том, что думают читатели по поводу того, что мы написали. Это всегда интересно, даже когда ругают или пересказывают своими словами, что мы хотели сказать.

Тут, например, прислали ссылку - один дядя пишет - нельзя читать "Красный бубен", понятно? Очень интересно.

ЖЖ - это культурно

Интеллигенция не такой большой сегмент рынка, но и не такой маленький, чтобы от него отказываться, в смысле - заработать. При хорошем раскладе некоторые делают на нем совсем неплохие деньги. Если бы культурой доверили руководить нам, мы бы, например, зарабатывали так. Мы бы в первую очередь сократили расходы на культуру в 10 раз, заработав на разнице. Заработать на культуре - ваше достоинство. КУЛЬТУРА - НАРОДНОЕ БОГАТСТВО! Я ЗАРАБАТЫВАЮ НА РАЗНИЦЕ КУЛЬТУР! Или Я ЗАРАБАТЫВАЮ НА РАЗНИЦЕ ПОТЕНЦИАЛОВ КУЛЬТУРЫ. Или (Красным) КУЛЬТУРА НЕ ДОЛЖНА ПАДАТЬ! (дальше синим) КУЛЬТУРА ВСЕГДА В ЦЕНЕ!

У нас есть книга, в которой один герой вынужден писать сценарии для немецких порно-фильмов. Он страдает от этого и пытается привнести в процесс культурные ценности. Он пишет сценарий ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ, про трагическую историю жен декабристов, которые едут в Сибирь и вынуждены трахаться с царскими чиновниками, от которых зависит их судьба и судьба их мужей. Вот вам пример, как человек хотел сделать как лучше. Но этот фильм случайно посмотрел министр культуры в сауне и был до глубины души возмущен. В результате этот человек подвергся преследованиям, что привело к трагедии.

ЖЖ-Чайльд -Гарольды

И про тех, кто создает свой романтический образ в ЖЖ, культивирует и старается его всем-смертям-назло не уронить, хочется сказать стихами нашей песни:

На подстриженной опушке
Мы проводим файво-клок
Александр Суперпушкин
Александр Суперблок

Исторических отрезков
Нарезают, сука, блин
Александр Суперневский
Александр Супергрин

И не надо портить нервы
Если жопа - то с дырой
Александр Суперпервый
Александр Супервторой

Р.Ж.: Спасибо за интервью.

Выпуск подготовил Евгений Майзель.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валерия Пустовая, Зверская красота положительного /24.09/
В Шаргунове видели скандального радикала, провокационного лидера малолеток и одаренного извращенца - попробуем открыть в нем нового эстета, мыслителя и писателя.
Маргарита Меклина, Живой журнал словами писателей /19.09/
Выпуск 15. Теперь в ЖЖ выставляются на продажу трусы.
Это критика /18.09/
Выпуск 14. Павел Басинский: "Нужно писать, как Маринина, и одновременно - как Лев Толстой, - доступно и глубоко".
Олег Дарк, бабушка... дедушка... яма... копал /17.09/
Либералы, которым до рифмованных строчек такое же дело, как почвенникам, скажут (с иронией) об умиленном чувстве родины. Вернее, скажут об этом те и другие. И значит, все дело в том, как мне к этому умилению (без иронии?) отнестись. Да что мне до него?
Анна Кузнецова, Ври складнее /15.09/
Водяные знаки. Выпуск 26. Сергей Сакин. "Умри, старушка". Почему только герой и мог получиться? Да потому, что больше здесь ничего и нет. А вот новый герой с незнакомым литературе мироощущением и мироотношением - как раз и должен явиться через молодежную прозу.
предыдущая в начало следующая
Олег Попов
Олег
ПОПОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100