Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Удар русских богов
Дата публикации:  9 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

... Свистопляс - славное язычество...

Саша Башлачев

Так называлась эта красивая красная с золотом книжка. Она продавалась на лотке. Не там, где все такие книжки, не у Гостиного, на пятачке, который в народе окрестили "Стена плача", а просто на лотке, на Невском, где продаются всякие популярные издания и различные книжные диковины. Эта явно была не из популярных. Из диковин. А я ее решила взять потому, что сразу догадалась - в ней будет не только про Всемирный еврейский заговор, но и про русское язычество. Мне-то нужно было почитать что-нибудь про заговор, для нового романа о фашисте-маньяке, но обидно просто тратить деньги на такую литературу, и я обрадовалась, что вот заодно какие-нибудь новые сведения подчерпну о русских языческих богах. Сам продавец отнесся к моему выбору неодобрительно.

- Знаете, девушка, эта книга, она вообще... Несерьезная это книга.
- Что значит несерьезная? Юмористическая?
- Да нет... Ну, глупая она... Если вам вообще хочется что-нибудь всерьез узнать про этих, так у нас вот тут разные серьезные книги есть. Вот Солженицын, например, " 200 лет вместе", и еще всякие другие.
- А "Майн кампф" Гитлера?
- Можем достать. Тысяча рублей.
- Да что ж так дорого?
- Так она ж запрещенная!
- Нет, дорого. Мне вообще то про этих ничего узнавать не надо. Я сама из этих. Мне бы про русских богов узнать чего-нибудь...

Ну вот, открываю я "Удар русских богов". Господина Истархова сочинение. Стоит философская мысль господина Истархова сильно дешевле чем у господина Штакельгрубера - всего сто рублей. Печатано в издательстве "Советская Кубань". Тираж в два раза больше, чем у моей "Бедной девушки", - 10000.

Самое обидное, что если дочитать эту книгу до страницы 216 - то действительно начинается добросовестное перечисление русских богов. Вперемежку с индийскими. Но я с трудом представляю себе человека, который до этой страницы доберется. Даже не каждый юный фашист на такое способен. Потому что уже на десятой странице автор сообщает нам что христианство - это омерзительная жидовская "педерасня", на шее мы все носим "жмурика", и разница между иудаизмом и православием только в том, что первое - это "уродство и сила", а второе - "уродство и слабость".

Ну вот, почти каждый человек на этом месте скажет "ой", поморщится и закроет книгу. Совершенно ясно, что явление миру господина Истархова - преждевременно. Мир еще пока не готов так прямо вот переключиться с Христа на Истархова. Хотя до него и не такие ребята пытались: Лев Толстой тоже, кстати, все время переживал, что в Христа верят больше, чем в Толстого, но он все же не так грубо наезжал на противника. Ну, я-то, конечно, дочитала все до конца. Ничего особенно интересного там не было. Вот в известных книгах про этих Григория Климова - там всегда много "клубнички", - его основная теория гласит, что жиды хотят погубить мир при помощи орального и анального секса. Такая версия. У Дремлюги - другая, что при помощи специального разведения злых негров в Гарлеме и Южном Бронксе. А у Истархова на этот счет все очень обыкновенно и скушно: какие-то схемы с банкирскими домами, Ротшильды, от них стрелочки к Рокфеллерам. Власть общемировой банкократии. Тут же сноска, что нищие евреи, которые по этой схеме в самом низу, могут смело ни на какие поблажки не рассчитывать - им будет так же хреново, как и всем прочим "презренным гоям". Хорошо будет исключительно Рокфеллерам.

Ну да. Это, собственно говоря, все чистая правда. И насчет того, чтобы не рассчитывать, - тоже правда. А я и не рассчитываю... Но вообще-то, прочитав все это, я даже как-то успокоилась и за свое будущее, и за общечеловеческое. По Истархову, надежды почти никакой. По крайней мере, на ближайшие пару веков. И в то же время по Истархову ясно выходит, что мир в надежных руках, в скрюченных банкирских пальцах, все банкиры - подлые космополиты без чувства Родины, то есть никто одеяло на себя не тянет, и Мировая глобализация, она же Заговор сионских мудрецов, - жирует себе на наших шеях везде одинаково, и во всем этом есть определенная стройность и порядок. В общем, из Истархова становиться ясно что мир - в порядке. С ним управляются. Мы можем не беспокоиться и тихо предаваться мирному труду или досугу. Кончалась книга лирическим стихотворением:

...Поток весны ворвался в душу бурный
Прошла зима и улетел покой
И захватил меня любви порыв сумбурный
Я снова клен с зеленою листвой...

Тут я совсем не умилилась, а наоборот, подумала: " Ах ты, гад, клен с зеленою листвой, есенин кубанского разлива..." - но поскольку я не язычница, то некого мне попросить, чтобы все русские боги вместе с индийскими разом застряли у Истархова в глотке. Поэтому я и вовсе перестала про него думать, а стала думать только про этих самых богов. Я их давно знаю. Но все же не с детства. В детстве была только Снегурочка с берендеями. И Ярила. И еще Лель. А больше никого. Потом уже, лет в 17, я стала заниматься фольклором, и постепенно русские боги, их имена, их лица, их истории стали выплывать из небытия.

Насколько я понимаю, это очень старая традиция - еще дореволюционная, до той революции, чтобы русские дети вырастали, ничего не зная о русском язычестве. Идолов утопили в Днепре и забыли напрочь. При этом в программу школы и гимназии всегда входило изучение языческих богов греков и римлян, и даже о варяжских скандинавско-немецких ребятах - всех этих Зигфридах, Брунгильдах, Одинах и прочем кольце нибелунгов - все мы в общих чертах осведомлены. Но на месте русских богов в сознании зияет черная дыра. И такая дыра помогает формированию люмпенского безответственного самосознания: "Если я без корней, то на фига ж мне заботиться о побегах".

Мне стало жаль русских богов. Меня захватил любви порыв сумбурный. Меня-то как раз он и захватил. И вообще, часто хватают подобные порывы. А Истархова - вряд ли. Он специалист по порывам сумбурной ненависти. Сумбурная ненависть - это хорошо. Все же лучше, чем "хорошая, свежая и упитанная", но все равно, как писал Галич, - "мне не причитается она".

Мне показалось, что русских богов теперь днем с огнем не сыщешь, и остались они только в таких отвратительных книжках, полных сумбура и ненависти. Это было бы очень грустно, и я специально пошла в книжный магазин, посмотреть нет ли каких других книжек на эту тему. И обнаружила, что книжек о русском язычестве - есть множество. Всяких разных. Для любого возраста. С картинками и без. Целый отдел. И там же книги по фольклору, и про старинные праздники, и про приметы и древние мифы-легенды, и Книга Коляды, и Книга Велеса... Эти книги никогда не попадают на лотки с популярной литературой. Ну конечно - в них ведь ни слова о жидах, они написаны учеными людьми, исследователями, собирателями, они написаны не ненавистью к чужому, а любовью к своему. К своему прошлому. Считается, что широкой публике это неинтересно, - нынче мода на ненависть. Уже и модные журналы открывают рубрику "Что я ненавижу" с участием знаменитых публицистов.

А мне вот "не причитается она", приходится писать о том, что я люблю.

Я люблю русских богов, несмотря на их дурное поведение. Они такие же ужасные с точки зрения современной морали, как их греческие, римские и скандинавские братья и сестры. Все языческие боги - полные чикатилы, хулиганы и уголовники. Они едят собственных детей, сотворяют телесную любовь с собственными родителями и с домашним скотом, изменяют женам, лгут, воруют, завидуют, убивают... в общем, учиться у языческих богов правилам хорошего тона явно не стоит.

Наверное, поэтому в мир и пришел иудаизм и потом - его "дочерние предприятия": христианство и мусульманство. Все это законы и правила, сильно ограничивающие телесную свободу человека и ущемляющие его животную природу. Вот уже много веков человек старается жить по этим правилам.

Но смутная тоска по язычеству - она существует. Язычество никуда не ушло. Оно не утонуло в Днепре, не сгорело в кипящей смоле, его травят, давят, а оно выскакивает наружу в самых неожиданных формах, и никогда не знаешь, где на этот раз оно найдет лазейку. В песне, в танце, в медитации, в сексе, в кликушестве, в зверском убийстве...

Вальпургиева ночь. Страшный образ ведьмы, совокупляющейся с волками. Откуда это? Но если внимательно заглянуть туда - назад, в язычество, еще до Зевса, Перуна и Одина, там, во времена Тотема, - они танцевали свадьбу человечьей женщины с волком, пред тем как идти охотиться на этого волка, для того, чтобы охотник помнил, что волк - его брат. То есть нормально убить и съесть Братца-Волка, но перед этим у него надо попросить прощения, принести искупительную жертву, не трогать волчицу с волчатами... В общем, некое ограничение жестокости. Вот из этого - хорошего - обычая и вышли нехорошие легенды о волчьих свадьбах в Вальпургиеву ночь. А нам с нашими бойнями и коровами, которых убивают электрошоком, никакого прощения не просят, и телят убивают тоже, и ни на минуту никто не сомневается, что так - правильно; должно быть стыдно. Ведь мы утверждаем, что сильно продвинулись по дороге от животных к ангелам.

Сложно с язычеством. Похоже, что за него идет борьба у Всевышнего с нечистым, так же, как за человеческую душу. И жалко отдавать это понятие - миру дьявольщины. У языческих богов можно учиться разному: можно - ярости и скотству, а можно - пониманию природы, осознанию себя - ее малой частицей.

Старинные деревенские праздники. Фольклорная архаическая музыка. Многострадальный русский рок. Все это - разные проявления язычества. Даже мат - вечно гонимый, но вечно присутствующий в нашей жизни, уверенно вошедший в литературу, - так забавно находить его неожиданно, не у какой-нибудь хулиганки-матершинницы Бедной девушки, а, например, у приличной Людмилы Улицкой. Там такой изысканный русский язык, тишь да гладь - божья благодать, все органы и явления называются по- научному, и вдруг питерский джазист говорит приятелю: "Что ж ты е...шь бабу с чужой начинкой?" - там то были все буквы подряд напечатаны, и наверное, никто не заметил, что это нецензурная лексика, да и она, наверное, не заметила, просто, как всегда, вела неторопливый, по-женски наблюдательный рассказ о том, как дело-то было, ну и не стала врать. Наверное, потому что не умеет. Это вот у геройского писателя Проханова танкист, горящий в танке, говорит что-то вроде "черт побери", чтоб прилично было.

В христианстве есть понятие "добрый язычник". Для меня русские боги - те самые добрые язычники. Они не конфликтуют с христианством - у них есть участок, свой круг забот и поле влияния. У бразильского писателя Жоржи Амаду есть такой роман "Лавка чудес". Там история противостояния католического христианства и языческой негритянской религии Вуду, история, закончившаяся тем, что "победила дружба" - то есть, католичество признало право на существование некоторых вудуистских обрядов, и в первую очередь - знаменитой бразильской мамбы, ритуального танца. Это было негласное, неписаное признание, но, наверное, правильное, особенно если учесть, что все эти пляшущие мамбу черные, коричневые и бежевые люди при этом - страстные католики, верующие в Иисуса столь же истово, как в свою ненаглядную мамбу, и убежденные, что именно для него они танцуют.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Эдуард Лимонов, Устроителям книжной ярмарки во Франкфурте /08.10/
К сожалению, я не смогу быть с Вами в эти дни. Тем более сожалительно это потому, что Франкфуртская ярмарка 2003 года посвящена русской культуре и русской книге. Я не смогу приехать к Вам, поскольку имею основания полагать, что российские власти не впустят меня обратно в Россию.
Вчера открылась Франкфуртская книжная ярмарка /08.10/
Интервью с издателями. Андрей Сорокин: "Никто ни разу всерьез не задумался о том, чтобы вывезти во Франкфурт представительную экспозицию российских издателей".
Сергей Солоух, Синтаксис /07.10/
Что такое литературная премия в современной России? Взвейтесь кострами, синие ночи? Или все-таки мы пионеры, дети рабочих? Что, собственно, оценивается?
Михаил Эдельштейн, Букериада, или Бег на месте /06.10/
Жюри, по-видимому, выжало максимум из длинного списка. Николай Александров, заявивший, что шорт-лист дает адекватное представление о среднем уровне современного русского романа, был несомненно прав.
Степан Ж., Живой журнал словами писателей /03.10/
Выпуск 17. У меня не было проблем с самоидентификацией. Хотя я понимал что бабы будут маскироваться чтобы глистливо заползти в мое Жизненное пространство.
предыдущая в начало следующая
Юля Беломлинская
Юля
БЕЛОМЛИНСКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100