|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Голод 90 Практическая гастроэнтерология чтения Дата публикации: 24 Ноября 2003 получить по E-mail версия для печати После очень долгого перерыва захожу вчера на сайт "Литературки" - и что же обнаруживаю? Там, оказывается, уже с июля идет обстоятельная и неторопливая дискуссия о критике под жутким грифом "Критика: самоубийство жанра?". Критика - прямо какой-то хит этого сезона, должно быть, на фоне относительного литературного безрыбья. А про "самоубийство жанра" зачинатель дискуссии - Павел Басинский - запустил: "Мне стыдно смотреть в глаза простых читателей, когда на какой-нибудь встрече они спрашивают: а что нам читать? Как если бы спросили аналитика частной нефтяной компании, захапавшей народные ресурсы: где наша нефть? Ничего не скажешь, весьма оригинальная концепция литературного развития последних лет, лежащая к тому же на солидном экономическом фундаменте. Как нашего премьер-министра некоторые непочтительные журналюги кличут "Миша-два процента", так и лауреата березовской премии "Луч света" можно теперь звать "Паша - критический процент". Басинскому, понимаете ли, стыдно смотреть в глаза "простых читателей" (что ж они такие недоразвитые, если сами не умеют найти себе чтение?), а мне так стыдно читать этакую популистскую ахинею, какую по причине затертости уже и Анпилов на митингах стесняется нести, - про людоеда Чубайса и "прихватизацию", которая, оказывается, так сильно повлияла на литературный процесс. С большим удивлением я также узнал, что критики проходят по ведомству "народного просвещения" - мне-то всегда казалось, что критика, хотя и не исключает косвенного посева разумного, доброго и вечного, является деятельностью более сложной. А то "честных русских критиков", которые два века к чему-то там "стремились", придется бескомпромиссно осудить: плохие они были просветители, ежели опекавшийся ими народ, чуть только почуял свободу, погрузился в пучину легкомысленного гедонизма. Ведь не от бедности же он перестал читать серьезные книжки, а просто от того, что не хочется. До народолюбивого, а потому чрезвычайно ценящего цензуру и тоскующего по "статусу государственного взгляда на литературу" Басинского эта простая мысль все никак не допрет, и он валит вину на "рыжего". Да и вообще - бредятина и намеренный ввод "простого читателя" в заблуждение: если и пользовался кто у нас "статусом государственного взгляда на литературу" хоть сто, хоть двадцать лет назад, так уж точно не "честные русские критики". Все они, напротив, были смутьяны и бунтовщики, а на пресловутом "статусе" стояла критика сервильная. Ежели такое неряшливое и при этом ложно-патетическое вранье, как басинское сочинение о "самоубийстве критики", способно вызвать плодотворную дискуссию, так я действительно, как говорит наш зоил, "критиком давно быть переставший". Однако нашлись же "действующие" критики и мэтра своего поддержали, творчески развив концепцию. Цепочка славных имен: Шорохов, Балакин, Люсый, Ульяшов, Куприянов, Переяслов, Ростовцева, Яранцев... А что? Ни в чем таком предосудительном и антинародном не замечены. Должно быть, те самые "честные русские критики", которым Чубайс не дает методично и целенаправленно работать на ниве народного просвещения. Разве только "примкнувшие к ним" Топоров с Пироговым эту наробразовскую тоску нарушили. Причем известный своим скорпионьим нравом Топоров в первом же абзаце недипломатично, однако по существу, съязвил: "Дискуссия, на мой взгляд, не задалась. И не только потому, что в очередной раз нарушено правило, несоблюдению которого товарищ Сталин приписывал еще гибель Древнего Рима: нельзя доверять дело первостепенной важности третьестепенным людям... Хотя список спорящих и как бы спорящих на страницах "Литературки" о критике и впрямь производит удручающее впечатление, заставляя вспомнить о знаменитой хохме Юрия Олеши, в ответ на слова ничтожного литератора: "Трудно живется нашему брату писателю!" невозмутимо переспросившего: "А что, ваш брат - писатель?" Кто это Пирогов, не читающий Столярова? Кто это Столяров, обижающийся на Пирогова? Кто это Балакин? В фильме "Антикиллер" человек объявляет себя вором в законе по кличке Бекас, а ему отвечают: ты не в законе, ты сявка, и погоняло у тебя будет Плевок! Не хочу развивать аналогию, но все же, все же..." Последней - буквально на прошлой неделе - в "самоубийственную" эту дискуссию вступила зануднейшая Капитолина Кокшенева, и чуть ли мажорную ноту в нее внесла: "Какие модернистские силы были брошены, чтобы занять всю литературную территорию! Но перевертывания полюсов все же не произошло - сколько бы мало ни писали В.Распутин, В.Белов, В.Лихоносов, Л.Бородин, В.Крупин, И.Евсеенко, А.Сегень, Л.Сычева, В.Галактионова, Вл. Костров, Г.Горбовский, О.Фокина (а они пишут меньше модернистов, что тоже имеет отношение к этике и эстетике), все равно традиционная неоклассическая проза и поэзия занимают иерархически значимое место в историческом бытии русской литературы". Стало быть, Кокшеневой не стыдно смотреть в глаза простых читателей, - ну, и чудненько! Уже прогресс по сравнению с Басинским. Но вот как представишь, что несамоубившаяся критика этого "однарообразного" типа вдруг добьется "статуса государственного взгляда" и начнет впаривать нам нетленные произведения Л.Сычевой и В.Галактионовой, сразу вспомнишь анекдот: нет уж, умерла - так умерла. "Литгазета" вообще стала каким-то похоронным бюро - то литературу на ее страницах хоронили, а теперь вот и критику закапывают. И вообще - с какого переляку поперся я на этот сайт? Только сам расстроился, да еще и читателя нагрузил решительно ненужной ему информацией. Ведь уже два года назад, когда возглавил ЛГ Юрий Поляков, ясно было, что ничего хорошего из этого не произойдет. О чем я и написал сразу же. Ну, а куда, с другой стороны, идти, если вдруг захотелось, пошлым слогом изъясняясь, пощупать пульс литературной жизни? Что ли в Ex'libris? Ну, заходишь, и первое, на что попадаешь - беседа Егора Радова с Игорем Яркевичем под шапкой "Плохая культура - враг писателя". Важная такая беседа, и роли у беседующих важные - не то мэтры новой "высокой культуры", не то бунтари (сам гуманизм, понимаешь ли, этак походя ниспровергают). С кем попало на одном поле не сядут. Вот, к примеру, Яркевич изрекает: "Я, можно сказать, солидарен с Донцовой во всем, кроме одного: чтобы то, что она пишет, не называлось словом "литература". Или я - не писатель, или она - не писатель, третьего не дано, и мы не должны никого обманывать". Читаю я такое и думаю: Донцова-то точно себя "писателем" не считает, ибо женщина умная, как рассказал недавно об этом Лев Аннинский в интервью М.Эдельштейну. Но Яркевич-то с Радовым чего напрягаются? Это они, что ли, "писатели"? Впрочем, "беседу" эту можно было бы простить, если б она была задумана и, главное, исполнена как пародия. Но поскольку как-то уж очень скучно, то вряд ли. Поскучав с мэтрами, попадаешь к юным дарованиям: Шаргунов славит Романа Сенчина соло, а потом задает ему почтительные вопросы. Солирует Шаргунов просто чУдно. Ну у кого еще такое - написанное на полном серьезе - прочитаешь: "Сенчин - смурной охотник за картинами жизни. Скромно, подвижнически, во Франкфурте он обошел со мной все яростные бордели, глазом художника разглядывая каждую особу - негритянку, латиноску, завлекающую из каждой двери. Отмечал поворот плеча, наглый оскал, блеск глаз, сопереживал их участи... Хочется сразу же уточнить у автора: это по какой же лестнице? - не по лестнице ли борделя поднимался "скромник и подвижник"? Хотя, конечно, "скромник". Вот спрашивает его Шаргунов: "Кто твои читатели?", а он отвечает чуть ли не потупясь, однако с тайной гордостью: "В марте этого года ездил в Гатчину на фестиваль "Литература и кино". Была моя встреча в местной библиотеке, пришли человек пятнадцать. Поругали, похвалили, но - главное - все это искренне, по делу. Видно, что читали... На днях был в журнале "Знамя". Там вахтерша минут двадцать говорила о моих вещах. Тоже искренне. Тоже читала. Приходят письма из башкирской деревни от милиционера". Узнаете бессмертный образ "простого читателя"? Вахтерша, милиционер... Юрий Поляков, помнится, гордился, что его книги читают кассирши в ближайшей к его местожительству сберкассе. А вообще, надо бы спросить в "Знамени", сколько высших образований у их вахтерши, потому что как раз "простому читателю" Сенчин нравиться не должен. Любит его, напротив, падкая на червоточину интеллигенция. После дуэта "новых реалистов" даже щебет Пирогова (на этот раз о солнечной активности) кажется высокоинтеллектуальным, хотя клонит автор все туда же - к доморощенному своему "постинтеллектуализму": "Мы живем в дни глобального реванша "органики" над "техникой", естественного над искусственным. Он происходит не только на мировоззренческом уровне, реализуясь в виде постклассической картины мира, но и в культуре. Техническая цивилизация оказалась не способна продублировать естественную среду, заменив ее искусственной с заранее заданными параметрами. Но если заменить природу нельзя, ее необходимо сберечь, а для этого - остановить экспансию технической цивилизации и... ноосферы". А потому, разумеется, "писать нужно преимущественно о незамысловатых, но интересных простым людям книгах". Большой привет Басинскому и другим персонажам моих сегодняшних заметок! Глаз отдыхает только на трогательной заметке Игоря Шевелева о Саше Соколове. Помимо смысла (существенного), она и написана здорово: "Это было прекрасное время, когда в прозе не должно было происходить ничего, кроме прозы, потому что это проза для дураков, и все, кто не хотел быть никем, чтобы стать всем, а уже был всем, чтобы согласиться на никого и не участвовать со всеми во всем, - надевал на себя эту прозу дурацкого колпака и францисканского капюшона и шел в специальную школу, и это был выбор. Дальше могли послать только в Канаду лесником, где снегу выпало на два дзе и девять сяку, и не дай Бог вам оттуда вернуться". А вот на сайт "Книжного обозрения" я заходить не люблю: что ж это за газета, которая свой образ в Интернете построила не как периодическое издание (то есть нечто, в понятных временных координатах расположенное), а как огромную свалку рецензий, интервью, публикаций? Да и смешно мне, когда прямо у входа меня спрашивают, что я думаю о судьбе комиксов в России. Ничего не думаю. Ну, то есть полагаю, что если и дальше все так пойдет, то комиксы - славное будущее русской литературы. С горя заглядываешь даже в бондаренковский "День литературы", но первый же случайно открытый текст оказывается людоедской рецензией на людоедскую же книжку: Марина Струкова пишет о творении Дмитрия Нестерова "Скины. Русь пробуждается". Особо слабонервным по ссылке ходить не рекомендую. А так чего же - даже, как Струкова уверяет, веселая книжка: "Меткие замечания и сравнения придают повествованию порою и веселый настрой, впрочем, это специфический юмор - на любителя. "Поезд был чист в расовом отношении. Не было никого, хоть тресни" - об электричке, где едут только русские пассажиры. "Подошвами своих тяжелых ботинок они истоптали Москву, как медведь любимый малинник". "Я полностью согласен с господином Прошечкиным, что антисемитизм - это, несомненно, ужасное явление в российском обществе. Наша борьба закончится только тогда, когда из России будет удален последний возбудитель антисемитизма". Увы - не пародия. И тоже вот - о "широком читателе" такая трогательная забота... поставить закладку написать отзыв
|
agius@mail.ru |
|
||