Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Время пользователя
Дата публикации:  9 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

28 ноября представители библиотечного сообщества (в основном - методисты разного ранга и руководители областных детских и юношеских библиотек) собрались в одном из зданий Администрации Президента, в центре Москвы, на совещание "Детские и юношеские библиотеки как ресурс формирования гражданского общества".

Работой мероприятия руководил первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Ю.Федоров. Это как бы свидетельствует о том, что власть намерена повернуться лицом к... библиотечному сообществу как таковому или к потенциальным избирателям? Не станем уточнять: все-таки внимание и заинтересованность, чем бы они ни мотивировались, в любом случае лучше, чем равнодушие.

Впрочем, лицо повернула не вся "власть". Например, в программе совещания отдельно значились приветственные слова представителей Министерства культуры, Министерства труда и социального развития, Министерства образования. Однако, присутствовали ли в зале представители Минобраза и Минтруда, не удалось даже выяснить. А Минкульт проявил себя только в лице первого докладчика - начальника отдела библиотек Е.И.Кузьмина.

Кроме Кузьмина, на трибуну были приглашены дамы из руководящего и методического состава двух государственных библиотек - детской и юношеской, а также Сергей Петрович Капица, как представитель милой сердцу библиотекаря российской интеллигенции и общественный деятель. Именно он объявил: "Борьба за умы молодых - наша задача. Но сейчас это дело брошено на произвол рынка. Это путь в тупик".

Судя по выступлениям основных ораторов, понятие "гражданского общества" пока еще не вполне освоено. Е.И.Кузьмин в обстоятельном докладе "Библиотеки как ресурс формирования гражданского общества в России" подробно осветил многочисленные проблемы библиотек - такие как нехватка средств и квалифицированных кадров, техническая и моральная неподготовленность к условиям глобального информационного сообщества. Содоклад директора РГЮБ В.Р.Островской "Жизненные приоритеты молодежи и современная юношеская библиотека" изобиловал выражениями "юная смена", "высокая миссия", "жизненная позиция" и пр. и потому показался несколько поверхностным. Мы услышали общие слова о том, что юношеские библиотеки занимаются формированием экологического сознания, профориентацией и профилактикой правонарушений, но ничего не узнали о возможностях серьезного воздействия библиотечного сообщества на систему ценностей молодежи. И только заведующая научно-методическим отделом РГДБ Н.В.Бубекина хоть и не дала ответов на вопросы, но зато отчетливо сформулировала круг основных проблем, подлежащих первоочередному рассмотрению на государственном уровне:

"Библиотека - место духовной релаксации ребенка и возможность для его саморазвития. Разве создание комфортных условий для детей не является государственной задачей? Разве такие условия не формируют гражданина общества, не униженного, а с чувством собственного достоинства?"

Однако выступления "в прениях" отвлекли внимание слушателей от темы совещания. Одни библиотекари рассказывали о том, как успешно взаимодействуют с местной администрацией (например, представители Ивановской области привезли с собой своего симпатичного губернатора, покровителя библиотечных структур и борца за чистоту русского языка), другие жаловались на обилие проблем и отсутствие контакта с властью. Ни в одном сообщении не было сказано ни слова о работе непосредственно с читателем и с книгой - как, на каких основаниях и с какими результатами она осуществляется.

Многие говорили о планирующемся или уже совершившемся формировании на базе библиотеки различных дополнительных структур - от кружков рисования до "центров правового воспитания". Они то "формируют экологическое сознание", то "воспитывают патриотизм", то "учат ребенка бороться за свои права" или проводят "профилактику правонарушений". Создается впечатление, будто современные библиотекари занимаются чем угодно, только... не книгами.

И здесь мы имеем дело не со случайными, однократными явлениями, а с явной тенденцией.

В последние годы нередко устраиваются конференции, совещания и "круглые столы", публикуются многочисленные статьи на тему "Библиотека в современном мире" или "Библиотека в современном обществе". Знакомясь с публикациями, понимаешь, что привычное представление о библиотеке и ее особых функциях безнадежно устарело.

Прежде библиотека обращала свое внимание на отдельную личность, работала непосредственно с индивидуумом, устанавливая личностную связь "писатель - читатель". Теперь она должна воздействовать на общество в целом, да еще пересиливая влияние телевидения и прочих средств массовой информации.

Даже Капица говорит, что "библиотека не должна работать отдельно от средств массовой информации", что роль библиотек заключается в "непосредственном воздействии на юношеские умы". А мне-то всегда казалось, что влияние библиотеки на человека должно происходить опосредованно - через книги...

Все вокруг убеждает меня в том, что библиотека как таковая - как хранилище книг - не представляет интереса для общества. На административно-государственном, на правительственном уровне обсуждаются новые функции библиотек, почти не имеющие отношения к традиционной книжной культуре. Выпускники института культуры не хотят, чтобы у них в дипломах, в графе "специальность", стояло слово "библиотекарь".

Сегодняшнее подрастающее поколение, судьбой которого все так озабочены, в массе своей уже усвоило законы культуры, действующие в современном обществе. Для того чтобы занять высокий пост, или заняться крупным бизнесом, или "стать звездой", то есть - давайте называть вещи своими именами - чтобы сделаться "крутым", богатым и знаменитым, вовсе не обязательно читать Достоевского, иметь глубокие и прочные знания, обладать эрудицией. В этом наших подростков убеждают безграмотные (и популярные) газеты, косноязычные (и богатые) "ви-ай-пи" в журналах и на экранах телевизоров...

Этих подростков не завлечешь "книжкой". В их сознании успешно формируется представление о том, что библиотека - это "отстой" или, по крайней мере, такое никчемное место, без которого прекрасно можно обойтись.

Библиотека традиционно существовала как "очаг книжной культуры". Сегодня книжная культура не пользуется массовым спросом. Значит, у библиотеки два выхода: или гордо умереть, или спешно перестраиваться на новые рельсы.

Умирать не хочется, и вот начинается перестройка. Многие регионы стремятся превратить свои библиотеки, особенно крупные, в "информационные медиа-центры". Отчасти это и неплохо. Если учесть, что количество информации, окружающее современного человека, все увеличивается, кто-то должен ориентироваться и помогать ориентироваться в мире - в море - информации. Вот эту функцию и хотят взять на себя библиотеки.

Но превращая библиотеку в "медиа-центр информационно-правового воспитания и социальной адаптации", общество окончательно выталкивает из нее главного героя - читателя книг. Те, кого изо всех сил пытаются привлечь в залы бывшей библиотеки, - это посетители совершенно другой категории.

"Медиа-центр" ориентируется не на читателя, а на пользователя, потребителя информации. Наступило его время.

Это значит, что, создавая "медиа-центр", надо изменить все содержание своей деятельности: не реформировать библиотеку, а оставить от нее только стены и начать с нуля.

А ведь такая перестройка предполагает совсем другой подход не только к идеологии библиотечного дела, но и к его практике. Необходимо полностью пересмотреть цели и задачи работы, ее организационные и методические принципы. По-другому следует решать вопросы подготовки кадров и набора персонала. А главное - ориентировать свою деятельность на нового потребителя, у которого другие запросы и другая система ценностей.

И прежде всего надо убедить нового потребителя в том, что он нуждается в информационных услугах бывшей библиотеки. А как? Ведь старые, традиционные библиотечные методики уже не действуют, а новых еще не разработали. И не разработают до тех пор, пока гражданское общество не осознает настоятельной потребности в них. А гражданское общество следует формировать при помощи бывших библиотек. Вот круг и замкнулся.

Причем "ресурсом формирования гражданского общества" видятся прежде всего детские и юношеские библиотеки, поскольку именно этот контингент - "наше будущее".

Только надо учесть, что "наше будущее" - это дети, которых общество уже приучило к потребительству и экономии сил. Зачем читать скучную книгу "по программе", если можно ознакомиться с ее кратким содержанием? Зачем решать задачку или писать сочинение, если повсюду продаются (и в тех же библиотеках представлены в изобилии) дешевые решебники или сборники "золотых" сочинений? Зачем тратить время и силы на составление реферата, когда есть возможность скачать готовый текст из Инета? Дети, увлеченные "радостью самостоятельного научного поиска", редко встречаются в природе. К тому же, современная школа в целом охотно идет на поводу у "новых технологий", которые "обеспечивают быстрый доступ к информации" и позволяют ученику обходиться без приложения усилий.

Так смогут ли новые "информационные медиа-центры" оказывать влияние на общество, даже при условии, что государство поддержит их деньгами и вниманием? Ведь формированием общественного сознания занимаются СМИ, которые поддерживаются деньгами гораздо большими, чем власть в состоянии потратить на библиотеки.

Повторюсь: в любом случае неплохо то, что государство решило взглянуть на библиотеки. Но непростительной наивностью было бы думать, что сложившийся в постсоветском обществе набор воспитательных, образовательных и социальных проблем можно решить, отремонтировав, переоборудовав и укомплектовав старенькую библиотеку новыми книгами и выставив ее на рынок информационных услуг.

В проекте резолюции совещания 28 ноября упоминались, между прочим, федеральные целевые программы "Дети России", "Молодежь России", "Русский язык", "Электронная Россия", "Культура России"... Говорилось о том, что следует предусмотреть участие детских и юношеских библиотек в этих программах. Можно принять еще одну программу, такую же масштабную и общественно-значимую. Но что может сделать библиотека, лишившаяся читателя? И позволит ли реализация многочисленных программ, пусть и очень правильных, превратить пользователя в гражданина?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Константин Мильчин, Кремлекопание /06.12/
Книги политиков и о политиках - очень важная часть книжного рынка. Они всегда будут занимать верхние строчки рейтингов, а презентация такой книги украсит любую ярмарку. Копаться под Кремлем и окрестностями выгодное дело, можно отрыть много интересного.
Михаил Эдельштейн, Похвальное слово букеровскому жюри /06.12/
Гневное критическое рассуждение на предмет ублюдочности букеровского шорт-листа, или Порассуждать о правоте букеровского жюри и отметить его похвальное мужество.
Выборы книг. Тур второй /06.12/
Что читают люди, создающие интеллектуальный климат России? Есть ли, по их мнению, книги, способные повлиять на политические предпочтения читателей? На вопросы отвечают Андрей Кобяков, Олег Хлевнюк, Антон Уткин, Константин Крылов, Андрей Зорин, Борис Дубин, Рената Гальцева, Илья Утехин, Александр Филиппов, Александр Скидан.
Выборы книг. Тур первый /05.12/
Что читают люди, создающие интеллектуальный климат России? Есть ли, по их мнению, книги, способные повлиять на политические предпочтения читателей? На вопросы отвечают Модест Колеров, Сергей Кара-Мурза, Виталий Третьяков, Вадим Цымбурский, Александр Вознесенский, Вячеслав Глазычев.
Александр Агеев, Голод 92 /04.12/
Наша политическая публицистика вообще ужасно веселая - не обращали внимания? Бездна юмора, иронии, игры. Чем круче и суровее события, тем гуще стеб. Это что же, - думаешь, - способ подавить страх?
предыдущая в начало следующая
Мария Порядина
Мария
ПОРЯДИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100