Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Устные мемуары (5)
Из Собрания фонодокументов им. В.Д.Дувакина

Дата публикации:  18 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Одна из самых ранних, главным образом о В.В.Маяковском, записей В.Д.Дувакина (1967 г.), хранящихся в отделе фонодокументов Научной библиотеки МГУ (ед. хр. # 9), - первая беседа с режиссером Л.В.Варпаховским (1908 - 1976).


Дувакин: Леонид Викторович, прошу вас рассказать о ваших встречах с Маяковским, и возможно более подробно.

Варпаховский: Трудно очень об этом рассказывать, потому что это было очень давно, я был совсем ребенком. Это было в тысяча девятьсот четырнадцатом году примерно, началась война. Ну, мне было тогда шесть лет. К нам в дом постоянно, к моей матери, приходили поэты, художники, артисты. Мама собирала вокруг таких людей искусства, сама будучи театральным человеком. И вот у нас появилась группа молодых художников. Как-то забавно, в моем-то представлении Маяковский возник не как поэт, а как художник, хотя это было время, когда у него уже было много стихов, и "Облако в штанах" написано в пятнадцатом году.

Д.: Может быть, еще и нет, если это четырнадцатый год.

В.: Ну как же? "Иду я - красивый, двадцатидвухлетний".

Д.: Вышло "Облако" ведь в середине пятнадцатого года, так что книжки, может, еще не было.

В.: Ну да, но он уже писал и был уже крупным поэтом, понимаете?

Д.: Да, конечно.

В.: А в моем сознании он - художник, как и те люди, с которыми он к нам приходил. Он приходил с Бурлюками, с братьями1, и, по-моему, бывал Крученых и Лившиц, Бенедикт Лившиц.

Д.: Очень возможно.

В.: Я в этом не вполне уверен, но что бывал Давид Бурлюк - это я помню абсолютно точно. Они нуждались материально. Мама старалась их субсидировать деликатно, она покупала их картины, хотя особого смысла в них не видела. А мой отец, который был в Москве довольно известным адвокатом, он просто возмущался каждый раз новой картиной, которая у нас висела на стене. Папа был человеком такого чеховского типа, любил искусство, насколько я понимаю, передвижников, вот такого направления живопись, и Серов, я думаю, - это был предел новаторства, который он мог переварить.

Папа бывал очень редко дома: кроме того, что он работал, он страшно увлекался картами и все ночи проводил в Купеческом клубе. Поэтому все это происходило в его отсутствие, но, когда он приходил домой, наутро я слышал часто разговоры с мамой, где папа выражал свое неодобрение новыми покупками. И вот однажды - кажется, Бурлюк нарисовал эту картину - была такая метровая картина, на которой было изображено море с кораблями. Море было синее, небо было золотое, потому что заходило солнце, и на этой картине маленькой было около тысячи кораблей. Они были примитивно очень нарисованы, такие мазки, как спички, были, очень примитивно мачты, значит, и корпус судна. Их много-много - впечатление было, что картина засижена мухами. И папа, значит, увидя эту картину, страшно был возмущен, снял эту картину, и я помню, как я ему помогал ее повесить, извините за выражение, в туалете. (Дувакин смеется.) И там эта картина висела довольно долго. И вот я очень хорошо помню, что в один прекрасный вечер раздался звонок и пришли Маяковский со своими товарищами, и папа страшно засуетился и потащил меня в уборную выволакивать оттуда эту картину.

Они обычно приходили и проводили вечера у папы в кабинете. Я очень хорошо помню, как Маяковский страшно любил валяться на медвежьей шкуре: курил, валялся на медвежьей шкуре и вот так разговаривал. Однажды они принесли очень большую картину, размер ее был метра два в ширину на метр с чем-то в высоту. У нас в столовой стоял огромный черный буфет дубовый с верхней полкой по размеру этой картины, и мама, значит, эту картину поставила на верхнюю полку. На этой картине были изображены два голых человека, которые сидели спиной друг к другу, а ноги были вытянуты в разные стороны. Два профиля. Они сидели в центре картины, а ноги шли по бокам. В натуральный человеческий рост.

Д.: Это чьи же были картины?

В.: Кого-то из них, может быть, Маяковского, не знаю. Почему-то они были красного цвета, это я тоже хорошо помню.

Д.: Ну как же, ведь Водкин был, Петров-Водкин.

В.: Да. И вот ночью папа вернулся из клуба, вошел в столовую, зажег свет и страшно испугался, потому что на буфете увидел двух голых человек. Я очень хорошо помню, как утром за завтраком мой отец, очень корректный, мягкий человек, говорил моей маме: "Маришенька, друг мой, не пускай ты к нам, пожалуйста, в дом господ футуристов".

Вот такие смутные воспоминания, к которым я могу еще прибавить то, что я помню, как мама с нами ходила в гости к Владимиру Владимировичу Маяковскому, который жил в это время в доме Нирнзее2.

Д.: А вот эти первые ваши воспоминания относятся к вашей квартире, которая была где?

В.: Наша квартира была в Пименовском переулке, угол Тверской и Пименовского переулка.

Д.: А! Это там, где потом "Кафе поэтов" почти рядом было?

В.: Нет, нет. В Пименовском переулке был Клуб мастеров... работников искусств. А мы жили в доме, который является угловым, он и сейчас стоит, - там, где аптека. Угол улицы Горького сейчас и Пименовского переулка. На четвертом этаже, вход с Пименовского переулка, была наша квартира. И вот мы бывали в гостях у Владимира Владимировича в доме Нирнзее, он жил в этом доме в этот примерно период. Эти воспоминания очень такие короткие, куцые, но очень яркие: я это помню, как будто я это видел совсем недавно.

Д.: И помните его самого?

В.: Помню его самого.

Д.: Ну вот, может быть, вы могли бы немножко что-то сказать о его внешности по вашему впечатлению, нет?

В.: Нет, это я очень боюсь, потому что я видел столько портретов, столько карточек, столько описаний, что я боюсь, что это будет уже...

Д.: Не документально?

В.: Да. Я не хочу то, что я не точно помню, боюсь говорить.

Ну, теперь я должен сказать, что я с Маяковским встречался на протяжении почти всей моей жизни, но он уже меня не знал, он не подозревал, что я тот самый мальчик, который был с ним в детстве знаком и ходил к "дяде Володе".

Я помню почти все его выступления в Политехническом музее, я их не пропускал, старался не пропускать никогда. Почему-то особенно мне запомнилось его выступление, когда он начал выпускать "Новый ЛЕФ". Кончился его доклад, ответы на записки, все это было очень остроумно и интересно, и Маяковский вынес на стол несколько кип "Нового ЛЕФа".

Д.: Первого номера?

В.: Первого номера. И в заключение сказал: "Ну, вечер окончен. А теперь вы все пойдете церемониальным маршем мимо моего столика, меланхолически кидая рубль на стол и приобретая первый номер журнала "Новый ЛЕФ"". Эту фразу я помню совершенно документально, меня тогда поразило слово "меланхолически кидая рубль".

Д.: Хорошо! (Оба смеются.) И что же, это имело успех?

В.: Да, публика выстроилась в очередь и кидала меланхолически рубль. Я тоже последний рубль кинул.

Д.: А он автограф подписывал, нет?

В.: Нет. Нет. Ну, это было бы... такая длинная очередь слишком.

Д.: Более ранние его выступления вы не помните?

В.: Я помню, но вы же понимаете, все, что я помню, мне приходилось читать в воспоминаниях разных, все эти его наиболее яркие остроты и ответы на записки я всегда находил в какой-нибудь мемуарной литературе. Ну, я, например, помню, как он сказал: "Мальчик пошел побриться", - какому-то оппоненту, который ругал его и потом, сказав какую-то фразу, повернулся и начал по Политехническому музею по центральной лестнице уходить в глубину вверх. Маяковский растерялся, не знал, что ему ответить. Потом, после некоторой паузы, он сказал, обращаясь к зрителям: "Молодой человек пошел побриться". Это вызвало бурю аплодисментов и смеха, потому что этот человек был совсем не молодой, это был какой-то солидный литератор, с большой бородой. Это было очень неожиданно и очень смешно.

Я помню, как он Безыменского однажды на диспуте... это, кажется, был Безыменский... Чьи это стихи: "Ток-ток, стучал серп и молоток", вы не помните?

Д.: Нет, это не Безыменский. "Серп и молоток". Ну да, это есть тоже в Собрании сочинений...

В.: "Молот и серпушка".

Д.: Да, "серп и молотушка" тогда.

В.: "Серп и молотушка", да-да-да, "молот и серпушка", - вот что-то он острил по этому поводу.

Д.: Что "молоток" вместо "молот".

В.: Да-да-да-да-да, совершенно верно. Он сказал: "Хорошо, что вы рифмуете "ток" и "молоток", а не "пушка", тогда получился бы "молот и серпушка", - вот как он сказал в этом случае. Но он эту тему несколько раз затрагивал.

Д.: Это неоднократно было.

В.: Неоднократно было. Вот я на таком был вечере.

Д.: Леонид Викторович, вот вы его маленьким помните, но неужели вам не запомнилась первая встреча с большим?

В.: Вы понимаете, они слились в одно. Я его слышал выступления в Политехническом музее раз двадцать по меньшей мере. Я был, скажем, на вечере, когда Маяковский амнистировал Рембрандта.

Д.: Ну, это конец.

В.: Я помню Маяковского в Политехническом музее, когда он читал "На смерть Есенина" стихи.

Д.: Как воспринимались?

В.: Это мне трудно сказать, производило потрясающее впечатление. Вы знаете, что было удивительно: утром прочитываешь его новое стихотворение в "Известиях" - читаешь-читаешь и доискаться до смысла не можешь, кажется это очень замысловатым и неясным; вечером он это стихотворение читает в Политехническом музее - вы слушаете и не понимаете, что вам было непонятно. Очевидно, его было очень трудно воспринимать глазами. Надо было услышать его удивительное чтение, удивительное по смыслу, по музыкальности, по ритмике, и по эмоциональности, и по удивительной гражданственности, чтобы все как-то складывалось и возникало очень легкое восприятие его идей поэтических. [...]

Я хочу вам сказать, что я помню еще один очень интересный эпизод, который мне не слишком приятно рассказывать. Дело в том, что я видел Маяковского в ночь или за день до самоубийства, последний раз я его видел, и поэтому известие о его самоубийстве меня буквально потрясло. Потрясло. Я находился за кулисами Театра Мейерхольда. В этот вечер шла "Баня". Мейерхольда не было в Москве, он был за границей. "Баня" был спектакль, который не имел успеха у тогдашнего зрителя, и я думаю, что там было много причин. Во-первых, мне кажется, что это была не слишком удачная постановка Мейерхольда, в которой большое режиссерское участие принимал сам Маяковский. Вообще, это единственный случай, когда Мейерхольд кого-то допускал до режиссерской работы, он сам все делал, но он так любил Маяковского и так в него верил, что он заставлял Маяковского показывать актерам и отходил сам в сторону. Вам это известно или нет? Маяковский по существу режиссировал сам.

Д.: И вы считаете, что это ослабило?

В.: Да. Я думаю, что, во-первых, это было не вполне удачной постановкой, раз, и второе, что является самым главным, не приспело время для зрителя воспринять это произведение.

Д.: Это главное.

В.: Да, это главное. Не приспело. Я "Баню" видел несколько раз. Я еще не работал в Театре Мейерхольда, но я был настолько близок к этому театру, что бывал и с этой стороны сцены, и с той стороны и видел, как публика, во-первых, не очень многочисленная, уходила все время в ходе спектакля - после первого акта, после какой-то картины, все зал пустел, пустел и пустел. И вот я видел, как Маяковский стоял за порталом театра и печально смотрел в пустеющий зрительный зал. И я понимаю, что самоубийство Маяковского имеет, очевидно, комплекс причин, но когда у человека плохо на душе, то неуспех любимого произведения, а последнее произведение всегда любимое, очевидно, сыграл свою роль.

Д.: Конечно. Но вы не были с ним тогда знакомы?

В.: Мы были знакомы, так сказать, очень шапочно. Я был человеком скромным и не рисковал даже ему напомнить о том, что я сын Марии Михайловны, которую он очень хорошо знал, но он меня постоянно видел, мы с ним здоровались, кланялись, и я был на его выставке, я ему что-то даже помогал прибивать, он меня знал.

Подготовка текста М.Радзишевской


Примечания:


Вернуться1
Давид (1882√1967), Владимир (1886√1917), Николай (1890√1920).


Вернуться2
Построенный в 1912√1914 гг. по проекту Эрнста Рихарда Нирнзее доходный дом (Большой Гнездниковский пер., 10).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Солоух, На мокрой стороне кровати /17.12/
С большой государственной машиной, как с Господом Богом. Любви не может быть. Только порка. Два варианта. Номер один - зажмет в углу и разменяет. Второй - сначала скажет, что глаза красивые, а уж потом четыре раза с другом пополам.
Выборы книг. Тур третий /16.12/
Что читают люди, создающие интеллектуальный климат России? Есть ли, по их мнению, книги, способные повлиять на политические предпочтения читателей? На вопросы отвечают Александр Агеев, Дмитрий Быков, Борис Кагарлицкий, Артемий Магун, Глеб Морев, Алексей Цветков.
Павел Басинский, Потемщики сраму не имут /11.12/
Я скажу, что происходит. Бульварная газета нагло, по-хамски и последовательно травит крупнейшего русского писателя. Травля, издевательства эти сознательно приурочены к 85-летию Солженицына.
Михаил Майков, Конституционные поправки к литературной ситуации /11.12/
Собрались в одной пивной зоофил, педофил, некрофил и русский писатель.
Это критика /11.12/
Андрей Василевский: "Принцип "Нового мира" - печатать не все, но писать обо всем".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100