Инна Булкина

Украинские СМИ в "незалежном плавании"

О "незалежном" газетном рынке Украины имеет смысл говорить года с 91-го, когда случилось известно что и без особых усилий со своей стороны Украина получила чаемую незалежность-самостийность. По мере отделения и обустройства разного порядка границ стал мало-помалу перекрываться поток печатной продукции из соседнего - с этих пор - государства. Одной из первых мер стал закон о массовой продаже (через бывшую "Союзпечать") лишь тех газет и журналов, что имеют "украинскую прописку", иначе говоря, зарегистрированы как украинские предприятия. Эту планку довольно быстро преодолели старые и традиционные издания (типа "Известий" или "АиФ"), которые всегда имели здесь свои корпункты, да и печатались "с фотоформ на комбинате "Радянська Україна"".

И "Известия", и "АиФ", и "Комсомолка", и даже давно утратившая былые позиции в метрополии "Литературная газета" здесь удержались, тогда как "новые" - рожденные после 91-го - московские газеты от "Сегодня" до "Новой газеты" и покойного уже "Русского телеграфа" так и остались заграничными экзотами, о которых знали понаслышке или не знали вовсе.

Особая статья "Коммерсантъ" и "Независимая" - они успели захватить конец прекрасной эпохи "общего пространства" и в какой-то степени продолжали перетекать через границу. Характерно, что как это обычно бывает с позавчерашними столичными газетами в провинции, воспринимались они, скажем так, отстраненно. Слухи о московских газетных баталиях сюда не долетали, а "Коммерсантъ" остался маргиналом с репутацией "для узко ограниченных профессионалов": в редакциях "деловых" украинских изданий его выписывают (читают редко), для всех прочих - он слишком дорог.

Весь этот сюжет не столько о позициях московских газет в украинском пространстве СМИ, сколько об ориентирах: не секрет, что метрополия задавала здесь образцы слишком давно и долго, референдум 91-го года, конечно, многое изменил в соотношении сил и расстановке акцентов, но многолетняя привычка оглядываться на Москву никуда не подевалась, тем более, что других примеров у местных журналистов не было - другого опыта они не знали, других языков, как правило, тоже.

Итак, состояние на 91-й год стало своего рода точкой отсчета, после чего ситуация, что называется, "распараллелилась". В Москве явились газеты нового образца, в Киеве остались газеты прежние, что же до новых, то они здесь обретались в иных условиях, их опыт мало соотносим с нынешним положением дел в российской столице. Наверное - как стилистически, так и концептуально - украинские СМИ сопоставимы сегодня:

а) с советскими газетами стилистики 80-х;

б) с провинциальными (региональными) изданиями, - у какого-нибудь киевского "Посредника" или "Компаньона" (использовавшего по вполне понятным причинам характерный логотип "&") гораздо больше общего с тем же "Деловым Харьковом" или, скажем, с "Деловым Новосибирском" (ежели таковой имеется), но никак не с "Ъ".

Однако нынешние украинские СМИ имеют свои особенности, занимают известные системные ниши, у них своя иерархия, наконец, за без малого десять лет "незалежного" плавания они накопили некий опыт, который имеет смысл обобщить - хотя бы из профессионального любопытства.

Первая и главная особенность тиражных и статусных украинских изданий - очевидная "ігнорація" "государственного языка". Кроме "Голоса України" и "Урядового кур'єра" (органов Кабмина и Верховной Рады), которым по должности положено, в Киеве практически нет серьезных украинских газет. Изначально создававшийся как "главная" газета пропрезидентский "День" печатает два тиража на двух языках, пропорция (или диспропорция) разноязычных тиражей такова, что когда в преддверии выборов явилась нужда в массовой пропрезидентской газете, ею стало простое, немудреное, а главное - нелицемерно одноязыкое "Сегодня", а затем и его совсем уже "желтый" и простонародный двойник - "Факты".

Во Львове, конечно, все обстоит иначе: кроме узко-местных изданий, здесь существуют два деловых еженедельника, имеющих обще-украинское хождение. Вот только "Діло", дойдя до Киева, сменило язык, и верность "державній мові" на сегодняшний день сохраняют одни лишь "Галицькі контракти", и это то самое исключение, что подтверждает правило: "Контракти" вполне сознательно позиционируют себя как газета "деловых кругов западного региона".

Коль речь зашла о т.н. "деловой" прессе, отметим еще одну особенность украинских газет: они держатся в четких и раз и навсегда определенных структурных и жанровых границах. "Деловая" газета украинского образца избегает политической аналитики (да и вообще здесь политикой интересуются гораздо меньше, чем в Москве, политизированная украинская публика скорее ориентируется в сложных кремлевских раскладах, нежели в невыразительном косноязычии собственной политической элиты). Обозреватель одного из лучших украинских еженедельников - "Инвест-газеты" (органа Фонда госимущества Украины) - Станислав Шум в свое время регулярно обретался в Сети, разыскивая мало-мальские упоминания об Украине в мировой прессе, после чего оповещал читателей о практически нулевом результате. "Мы никому не интересны!" - причитают и жалуются украинские журналисты. Следующий ход, что характерно, - "поэтому нам не дают денег (инвестиций)".

Смирившись с тем, что отдавать полосы чужой политике - не пристало, а собственной - нет резона, украинские газеты зачастую отказываются от жанра как такового. Самый тиражный на Украине и, вероятно, первый в своей иерархии деловой еженедельник "Бизнес" до недавнего времени посвящал "Государству и политике" от силы одну-две полосы (из 70), но с некоторых пор переименовал соответствующий отдел в "Государство и экономика" с подзаголовком "Отдел защиты экономики от государства".

Презрение к политическим институциям давно стало хорошим тоном в пространстве украинских СМИ, оно абсолютно и, что называется, амбивалентно - это не тот случай, когда ненавидят и презирают одних, держа в уме других, эта картинка не черно-белая, не многотональная - она просто никак не окрашена. Что вовсе не означает, будто украинские газеты тотально независимы, объективны и олимпийски самодостаточны. Все они содержатся теми или иными инвесторами, и - пока вяло, но с приближением избирательной кампании - с соответствующим азартом и рвением - включаются в оплаченные игры. Здесь речь о некой глобальной стилистической и структурной тенденции, согласно которой уже не "деловые", а т.н. "общественно-политические" издания выносят на первые полосы сообщения о краже комбикормов и очередной победе украинских баскетболистов ("День", "Сегодня"), отставляя Кучму с депутатами "взад" и очевидно предпочитая обзорной аналитике, как жанру, фотографии и карикатуры с сопроводительными "эпиграммами" в духе старого доброго "Крокодила" ("Факты", "Вечерние вести"). Однажды выбранный дизайн газетной полосы и есть в известном смысле ее концепция: ежедневные украинские газеты выбирают "мелкую нарезку" и "телетайпную подачу".

Что до еженедельников, то, не считая "деловых" (их - около десятка), реально существует лишь один - "Зеркало недели" (какой-нибудь руховский "Час" не в счет, речь о средствах массовой информации, то есть о тех газетах, которые обретаются и покупаются в розницу, а не раздаются в штаб-квартирах своих партий. Опять же не исключаю, что во Львове ситуация иная). "Зеркало" - респектабельный "толстяк" для средних лет любителей неторопливого субботнего чтения. Или таковых любителей оказалось недостаточно, или журналисты из "Зеркала" увлеклись размерами статей, но развязка не замедлила явиться: без малого год назад на украинский рынок СМИ стремительно ворвались "Московские новости". Причем, в отличие от прочих варягов, "МН" сразу определилась как киевская газета, сменив имя (на "Столичные новости") и вынеся местные материалы на первые полосы. Единственное спасение "Зеркала" в том, что "Столичные" пока выходят по вторникам. Если же они, паче чаяния, переместятся в конец недели, "Зеркало", скорее всего, постигнет участь "Деловой недели", история которой во многом поучительна.

Безвременно погибшая "Деловая неделя" была в такой же степени обречена на успех, как и наоборот, в том смысле, что гибель ее была неизбежна, но необязательна. Наверное, причины ее скоротечности (газета не продержалась и года) лежат скорее в области прагматики: первый владелец (Борис Ложкин, ему принадлежит "Теленеделя" с сопредельными и украинская версия "АиФ") переоценил свои позиции на рынке бизнес-прессы, к тому же он сделал "не ту" политическую ставку. Перекупивший затем "ДН" Вадим Рабинович, утратив свою долю на популярном телеканале, стал уступать и вполне успешные "Столичные новости"... Впрочем, скоро выборы, и "ДН", скорее всего, явится в каком-нибудь неожиданном обличье. И тем не менее, двусмысленность положения несчастной "Деловой недели" была очевидна и в плане концептуальном. "ДН" нарушала все законы, сложившиеся к настоящему моменту в поле украинских СМИ. Она пыталась писать о политике, будучи "деловой газетой", к тому же хотела развлекать, будучи газетой "серьезной" (разные там театральные рецензии, интервью с поп-звездами и ресторанная критика) - здесь мы вынуждены сформулировать одну из главных особенностей (увы!) украинских газет: здесь тема определяет жанр! Их статусность различается куда проще - по избранному предмету. Такая классицистическая иерархия, где известным предметам соответствуют известные жанры, и, преступив табу, вы вываливаетесь из иерархии, избрав "низкий" предмет, впадаете в "низкий" жанр.

Второе характерное "отступление от правила", допущенное "ДН" - уже в конкретной "деловой" нише, ее установка на макроэкономику и попытка соответствующей аналитики. Не то, чтобы это совершенно не допускалось - и "Инвест-газета", и "Зеркало недели" время от времени позволяют себе такое. Но "ДН" - по дизайну, рекламной концепции и прочим структурообразующим - проиграла "Бизнесу" прежде всего как потенциальный рекламоноситель, и в условиях кризиса выяснилось, что эта ниша слишком мала для двоих.

Наконец, последняя особенность: большинство украинских газет принципиально уходят от глобализма в любом жанре, делая сознательную установку на микропроблему, частный случай, факт, а не анализ. Можно это выводить из провинционализма как культурной концепции: узкое местничество - законное право региональной прессы. Наиболее последовательно и четко проводит эту тенденцию "Бизнес": его прагматика строится на региональных приложениях ("Бизнес-Крым", "Бизнес-Донбасс"). Любимый жанр "Бизнеса" с некоторых пор - блиц-опрос операторов конкретного рынка, вроде: "Какую долю в вашем обороте занимают бартерные сделки?" и т.д.

"День" самовыражается в другом роде, здесь на первой полосе существует обязательная колонка под названием "Дневник": дежурный журналист делится последними впечатлениями от жизни: "Иду я сегодня по улице и вижу, как пожилая женщина в поношенном пальто останавливается у ларька с мороженным"... Дальше о том, что денег, понятное дело, не хватает.

И - дальше вниз по лестнице - в каких-нибудь "Фактах" или "Вечерних вестях" на почетном месте обнаруживаем шедевр, типа "Укушенный барсуком механизатор, употребив две бутылки водки, изнасиловал чужую жену". - Это дайджест-реклама материала на первой полосе, где-нибудь на 4-й странице развернутая история о механизаторе, чужой жене и фотография барсука. Все это делается вполне сознательно и последовательно - в другом жанре сказали бы о поэтике частностей и необязательных вещей, розановщине, короче говоря. Но безумно похоже на одну "выписку" М.Л.Гаспарова (НЛО #29): "Поручения дамские из Смоленской губернии, выписанные в дн. М.Шкапской <...> Увалочку полушелковую модного цвета, чулки ажурового цвета с цветочками ... Еще купить хорошего кучеренка да тамбурную полочку. Узнать, почем животрепещущая малосольная рыба, а будете в городе, спросите который час".

Столь актуальный в Москве вопрос: кто за кем стоит? - в Киеве решается проще. На поле не так уж много игроков, и силы явно не равны. Тем не менее, не так давно "Столичные новости" выпустили провокационный вкладыш "Лукоморье: Златая цепь на дубе том", где большинство украинских СМИ были изображены в виде именных яблок ... на дубе (?!). Часть поименований, похоже, делалась с целью ввести в заблуждение, но, так или иначе, за кажущейся многоликостью просматриваются лишь три серьезные силы. Первая и главная - нынешняя власть. Большинство тиражных украинских газет (в первую очередь "День", "Сегодня" и "Факты") очевидно лояльны и подконтрольны госструктурам. "Инвест-газета" стоит в том же ряду, хотя еще год назад, когда Фонд госимущества возглавлял непопулярный в украинском парламенте Владимир Лановой, газета выглядела респектабельно-оппозиционной. Нынешний глава ФГИ, любимец депутатов Александр Бондар - в ладу со всеми.

Газеты "Громады" (Павел Лазаренко) после парламентских выборов напоминали распущенную армию. При том, что "Громада" всегда вела борьбу за т.н. "люмпен-электорат", деля это поле с коммунистами (в свое время Лазаренко даже купил "Правду Украины"), за день до выборов скандально известный экс-премьер обанкротил самую тиражную и массовую из тогдашних газет - "ВВ" ("Всеукраинские ведомости"). Не прошло и полугода, как - уже в преддверии президентских выборов - с тем же логотипом, в той же стилистике и с той же партийной принадлежностью явились "Вечерние вести". Инвестором здесь выступает Юлия Тимошенко (#2 в "Громаде").

Самая парадоксальная и интересная фигура в украинском информационном бизнесе, вероятно, все же Евгений Марчук. Возглавляемая им СДПУ(о), едва набрав вожделенные 4%, с трудом пробилась в парламент. В отличие от левой оппозиции ("Громада"), газеты СДПУ - респектабельная правая оппозиция ("Зеркало недели", "Бизнес"). В информационном пространстве газеты СДПУ с уверенностью возглавляют правый фланг, хотя нигде кроме, как на Украине, к социал-демократам в принципе не применимо определение "правая партия". Более того, "Бизнес" имеет подзаголовок - "Газета украинской буржуазии".

Наконец, "Столичные новости" ("МН") до последнего момента относились к лояльной (или "президентской") группе. Но с некоторых пор еще недавно нейтральные украинские страницы "СН" стали контрастировать с московской стилистикой: на небосклоне местных СМИ явилась новая звезда - Геннадий Балашов с новой энергичной партией под удивительным названием "За красивую Украину!". Программа партии выдержана в том же сказочном пафосе, что и название: всем гражданам Украины Балашов обещает $500 зарплаты, $200 - пенсии и единый 10% налог. Делает он это отныне со страниц "СН", деля эти самые страницы с Татьяной Толстой и Дуней Смирновой.

Но, похоже, это еще не последнее киевское приключение. Вот, говорят, "Ъ" не прочь вкусить "яблоко" от украинского дуба и в скором времени явится с собственным киевским вкладышем. Опять же, президентские выборы не за горами, и газеты к осени полезут как грибы после дождя.