Экстремальная молодость: искренность и метафизика.

Дмитрий Эссеринг

"Мы ориентируемся на людей с активной ментальностью".
Савва Симонов,
главный редактор журнала "Адреналин",
о журнале "Адреналин".

Прелюдия.

1."Музыка. Ритуал. Стиль" - буковки на пестрой обложке "Птюча". Информативно, но скучно. Умеренно консервативно.

Где-то в глубинах блестящего (как в прямом, так и - было время -переносном смысле) ОМа запрятан убедительный лозунг-слоган: "Тому, кто хочет знать больше и быть лучше". Что-то из репертуара строителей коммунизма, певцов комсомольской романтики. Пафосно, но в общем верно и нужно.

2. Вопрос: возникает ли у нормальной молодежи и не только, увидевшей в первый раз четыре буквы в странной последовательности - Птюч, - какие-нибудь ассоциации? Скорей, никаких. Что, с одной стороны, неплохо: к непонятному журналу - какие претензии? С другой - не то, чтобы очень. Непонятный журнал страшно покупать. Ну, а еще некоторые названия чреваты. ОМ - это как-никак священный индуистский слог, знаменитая мантра и вообще - фирменный знак индо-мистической (часто) культуры - псевдокультуры для западного обывателя. Журнал ОМ - продукт, конечно, изготовленный потомками индоариев, но осевшими совсем не в районе Инда и Ганга. Можно обмануться.

Так вот, дать журналу название "Адреналин" - отчаянно смелое решение. Хотя бы потому, что столь устрашающий журнал - по определению-названию - должны делать отчаянно смелые люди для отчаянно смелых людей. Можно без "отчаянно", но точно - смелые. И, скорей, не "люди", скорей - молодые люди. Не зависающие в клубах под гремящую музыку с блоком безобидных марок в кармане, но борющиеся с ветром и парусом под рев морской волны (метафора: обычно сражаются с дискурсом Делеза - см. "Апологет серфинга", "Адреналин" # 5). Романтично-утопичная картинка получается. И, кажется, верная.

Интерлюдия

"У спортсменов чтение журнала - хороший тон".

"Имидж - ничто. Жажда - все", - провозглашает гениальный рекламный слоган. Тем временем неудачливый сноубордист с хрустом вмазывается в аппарат по продаже горячительных напитков (прохладительных? скорей, горячительных, - событие-то происходит в горах, снегах). Удачливый же соперник горячительный напиток с удовольствием потребляет. Для него-то имидж - действительно ничто, он и без имиджа неплохо прыгает по кочкам. А вот второму, которого, очевидно, увозят с многочисленными переломами в ближайший госпиталь, остается только мечтать об имидже крутого сноубордиста.

Признаем, вторых все же больше, чем первых - производство журнала "Адреналин" не лишено некоторого смысла, хотя бы коммерческого. Само слово-то какое - адреналин. Гипнотизирует. Высокие скорости, вой ветра, биение сердца, вопли восторженных наблюдателей, хруст костей, пардон, снега - в общем, все в этом духе. Остается прикупить журнальчик, почувствовать себя крутым и смелым, выпить/можно не пить бутылочку газированного напитка. И ничего - полегчает. (Незадача: над пропагандирующим здоровый образ жизни адреналином примостился на обложке коварный производитель табачных продуктов Rothmans - диверсия какая- то.)

Предыстория
(о плюсах и минусах)

Неизменная черно-белая обложка. Этакий минимализм на фоне цветочно-летних глянцевых завлекаловок. Портрет Горбачева или физиономия безвестного конюха-скотовода. Хорошо придумано и превосходно выполнено: такова уж особенность зрения - взгляд остановится на том, что отлично от общего поля. И странно, ибо "Адреналин" на сей день - единственное издание, которое не пожалело времени и сил на разработку дизайнерского проекта, хоть сколько-нибудь отличающегося от предлагаемых конкурентами-соратниками. Странно вдвойне, ведь обложка для глянцевого издания, как известно, больше чем просто каприз художников-редакторов (гораздо больше). В итоге: десять раз в году (именно десять раз издается "Адреналин") читатели-потребители имеют возможность выбора между черно-белым снаружи и совсем не черно-белым внутри "Адреналином" и всеми остальными, придерживающимися, как правило, обратной цветовой политики. Плюс номер один.

"Страшно всем. Боятся не все," - с бесстрашной улыбкой прокуренного серфера-интеллектуала сообщает журнал "Адреналин" всякому, имеющему глаза. Таков его девиз. Сообщает без малейшего лукавства, искренне - убежден. Еще один смелый издательский шаг. Это вам не "музыка", это не "кто хочет", это жизненная позиция. Это опыт, облеченный в слово. Это тысячи спусков с вершин и к вершинам подъемов. Это тысячи томов с пометками от зубодробительных интеллектуалов всех времен, народностей и народцев. Это... Впрочем, совсем нет - никакой не опыт. Журнал "Адреналин" открывает себя самым что ни на есть метафизическим высказыванием. Боятся все - иди проверь: какая уж тут эмпирия. Вот уже - совсем невдалеке - виднеется модная ныне интерсубъективность, подальше - Декарт и т.д. и т.п. А ведь никто еще не пытался зарекомендовать себя в высшем журнальном и просто обществе посредством такого продуктивного - в интерпретационном плане - слогана. Плюс номер два.

"Мы стараемся сохранять разноуровневость и разностилевость текстов" , - метафизика искренности журнала "Адреналин".

"Каша какая-то", - пробормотал один из редакторов такого серьезного костенеющего издания, как ЛГ, полистав "Адреналин". "Адреналин" доволен, должно быть, услышав комплимент, - не упрек. Тексты должны быть ровными, дабы журнал не обескураживал-шокировал потенциального читателя-потребителя. Журнал должен быть нормальной жвачкой. Журнал определяют внешние факторы. Если это коммерческое предприятие, сдающее рекламные площади и за счет того удерживающееся на плаву. А если это журнал "Адреналин"? (точней: "Rothmans Адреналин" - "странный" журнал, который стоит в три-четыре раза дешевле птючей и омов - при равных объемах и не менее качественной полиграфии). "Адреналин" - один из немногих опытов журналистики-в-свое-удовольствие. Плюс номер три.

Прелести передвижения в пустыне, воры из супермаркетов, Кастанеда, Батай, пирсинг - адский набор из апрельского номера. Искренний "Адреналин", растрепанный и тем гордящийся. Тексты - фантазии авторов, иллюстрации - фантазии дизайнеров. Плюс номер три-а.

"Адреналин" - спортивный журнал? Журнал о спортивном экстриме? Отнюдь. Постепенно "Адреналин" превращается из аналога "Вертикального мира" в журнал, "в котором внимание будет по большей части уделяться воздействию спорта на мироощущение человека". Посмотрим, что получится. Плюс номер четыре.

Минус номер один. Да, можно писать о Карлосе Кастанеде в сто десятый раз, но желательно при этом не заниматься занудным изложением биографии - и точка. Да, можно поразмыслить на поросшую мхом тему гипотетической африканизации мира, но желательно при этом предложить что-нибудь свеженькое. Да, можно вспомнить о Жорже Батае, хотя ОМ сделал это на пару лет раньше. И хорошо бы бесстрашно смешать в тексте о порнографе-философе "томагавки", большой спорт и разбитые машины. Что "Адреналин" и делает. За это - плюс номер пять.

"Активная ментальность"? Тяжеловесно. И точно - непонятно. Дань моде, наверное. Но - заметим: "активная". Активность. А это хорошо. Даже очень. Плюс номер шесть.

История

Журнал "Адреналин" открывает новое мифологическое пространство. Пространство, в котором обитают "активно-ментальные - ментально-активные" персонажи, читающие экстримеров-постмодернистов, задумчиво поправляя горнолыжные крепления. Занимательнейшие персонажи - на наш скромный взгляд. Внедрится ли мифологема в массы?

Предыдущий выпуск