Русский Журнал / Круг чтения /
www.russ.ru/krug/deskr.html

Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям
Сергей Чупринин "Графомания" - статья из нового словаря "Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям" (Все, что вам нужно знать, чтобы прослыть человеком, хорошо разбирающимся в современной российской литературе).


Дата публикации:  14 Марта 2005

ГРАФОМАНИЯ

От лат. grapho- пишу и mania - страсть, безумие.

Определяя графоманию как болезненную страсть к сочинительству, не подкрепленную природным дарованием, толковые словари вслед за бытовым словоупотреблением предлагают пользоваться этим термином как своего рода вкусовой оценкой или, если угодно, диагнозом. Слово "графоман" воспринимается как синоним бездарности, причем бездарности амбициозной, воинствующей, а графоманские тексты прочитываются как "плохая", "низкокачественная" литература, лишь имитирующая (зачастую с незаметным для самого автора конфузным эффектом) внешние признаки словесного искусства, но не способная порождать собственно художественные смыслы.

Так графоманию понимали еще в XVIII-XIX столетиях - см. комедию французского поэта А.Пирона "Метромания" (1738), высмеивающую массовую одержимость модным в ту пору стихотворчеством, творчество графа И.Хвостова (1757-1835), чье имя благодаря насмешкам современников стало в русской традиции нарицательным, или стихи воспетого Ф.Достоевским капитана Лебядкина. И в этом словоупотреблении не было никакой беды - вплоть до ХХ века, когда все усиливающаяся тяга к ценностному релятивизму размыла границы конвенциально одобренного обществом единого художественного вкуса и когда на волне стремления взломать стандарты бесцветно грамотной литературной речи возникли новые художественные явления (например, авангардизм или, позднее, концептуализм), применительно к которым традиционная оппозиция таланта и графомании (бездарности), либо не срабатывает, либо открывает избыточно широкое поле для оценочного произвола и/или плюралистических интерпретаций.

Выяснилось, что стихи графа Хвостова и даже капитана Лебядкина не только не так уж плохи, но и могут рассматриваться как отправная точка для художественных инноваций. Оказалось, что свои претензии на гражданство предъявляет наивная литература, позиционно располагающаяся между современным фольклором и профессиональным творчеством. Пришлось признать и права авторов на использование литературной маски (в том числе маски графомана), и то, что во многих случаях (выразительным примером здесь могут служить стихи поэтов-обэриутов) одно и то же произведение, в зависимости от того, кому принадлежит его авторство, может быть прочтено либо как образцовая графомания, либо как свидетельство художественной новизны и дерзости. Так, скажем, стихотворение:

Почему я плачу,

Шура?

Очень просто:

из-за Вас.

Ваша чуткая натура

Привела меня в экстаз, -

которое любой эксперт определил бы как графоманское, с полным основанием печатается теперь в томе престижной "Библиотеки поэта", ибо оно принадлежит не кому-нибудь, а Николаю Олейникову.

Именно с утратой хоть сколько-нибудь мотивированного представления о дистанции между графоманией и собственно литературой стало возможным появление и телевизионного журнала "Графоман", и магазина элитарной книги с тем же названием, и специального журнала "Соло", где стопроцентно графоманские опусы публиковались под рубрикой "Клуб им. полковника Васина".

Поэтому целесообразно отвлечься от сугубо оценочной доминанты в толковании термина "графомания", определяя ее в дальнейшем как разновидность непрофессиональной литературы, отличающуюся от эпигонства тем, что она создается художественно невменяемыми авторами, принадлежащими по своему образовательному и интеллектуальному цензу, как правило, к среде неквалифицированного читательского большинства. "Графоман, - по наблюдению Всеволода Бродского, - живет в отдельном мире, где творчество - лишь способ письменно зафиксировать свои личные радости и печали, где место, допустим, Мандельштама занимает Эдуард Асадов, где истории искусств вовсе не существует. Графоман выпадает из привычного литературного пространства". Причем, - подчеркивает Игорь Шайтанов, - "стиль русской графомании часто исполнен стилистической архаики, придающей важность речи, несколько тяжеловесен, даже когда шутлив, то, что В.Кюхельбекер называл у Хвостова "возвышенностью глупости".

На странице Словаря так же доступны статьи

Авангард в литературе, авангардизм

Авантюрная литература, приключенческая литература

Актуальная литература

Альтернативная литература

Альтернативно-историческая проза

Андеграунд

Апартеид в литературе

Баррикадное мышление в литературе

Бренды в литературе

Бронзовый век

Вакуумная поэзия

Властитель дум

Гамбургский счет в литературе

Гламурность в литературе

Гражданская война в литературе

Гражданственность

Депрессивная литература

Жанровая и внежанровая литература

Занимательность

Звезды в литературе

Иронический детектив

Канон

Качественная литература

Колумнистика

Космическая опера

Критический сентиментализм

Либеральный террор в литературе

От автора

Работа над проектом еще не закончена, так что я готов и в дальнейшем пополнять виртуальную версию словаря, если она, разумеется, привлечет чье-то внимание, вызовет поправки, возражения, новый иллюстративный материал.

Спасибо за отклик на форуме, на который я рассчитываю.

С.И.Чупринин