Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА"
Дата публикации:  10 Июня 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Содержание июльского (# 7) номера журнала "Новый мир"

ПРОЗА

Александр Мелихов. В долине блаженных. Роман.

Вечный Жид сегодня - исповедь героя, мучительно размышляющего о природе исторических грез, оформляющих жизнь целых народов, о достоинстве человека, о предлагаемых ему сегодняшней реальностью формах бессмертия. Сюжетом нового романа Мелихова стала история любви, протянувшейся у его героя на всю жизнь, с вечным у таких сюжетов внутренним конфликтом мужчины, поставленного перед выбором: быть победителем, то есть брать и подчинять себе женщину, или действительно любить ее, и, соответственно, зависеть от ее воли и от ее слабостей. Роман написан на материале жизни двух поколений русских (советских) евреев - поколения отцов героев, сохранявших достоинство и в лагере, и в "безмятежной" жизни их детей, которых в финале судьба сводит в Израиле, и где герой наконец-то формулирует для себя свое место в этой "долине блаженных" - в среде людей успокоившихся на чувстве абсолютной правоты их очередной исторической грезы: "Я ничего не хочу знать окончательно, я не хочу чувствовать себя правым, я хочу понимать частичную правоту и частичную красоту каждой сказки - чтобы не сливаться ни с одной. Все имеют право на одноцветность своих сказок, все, но не мы, - мы обязаны хранить и созидать всемирную радугу. Потому что судьба уже исторгла нас из кокона одноцветности, забираться в него по своей воле - не просто слабодушие, но и преступление перед собственной многоцветностью."

Анатолий Гулин. И не комиссар, и не еврей... Моя неволя.

Воспоминания бывшего бойца советской армии о четырех годах, проведенных в немецких лагерях, сначала - на оккупированной Украине, потом - в Австрии и в Италии (победу он встретил в итальянском партизанском отряде), ну, а по возвращению на родину, - в проверочно-фильтрационном лагере на Беломорско-Балтийском канале; ему повезло - в 1946 году он был выпущен на свободу. Автор описывает первые, самые страшные дни плена, побег, мытарства по трудовым лагерям, жестко и трезво - о взаимоотношениях лагерников, неожиданно лирично - о своих впечатлениях от Вены, Альп, итальянских городов.

Александр Иличевский. Воробей. Рассказ

Рассказ, как оживает наша семейная прапамять, которая до конца не уходит совсем, оставаясь в крови, - о странном занятии героя рассказа, молодого человека 90-х, сотрудника некой торгово-закупочной фирмы, проводящий ревизию на ликвидируемом складе. Склад этот располагался в помещениях зернохранилищ под Москвой, куда в 30-х годах свозили хлеб Украины, оставив ее крестьян умирать от голода, и герой смог найти несколько почерневших зерен. Одно из зерен удалось прорастить, и "в этом году у меня на грядке наливаются уже двадцать два колоска" - он выращивает колоски в память о своих умерших предках ("В ту зиму 1933 года у Акулины умерли муж, двое детей, мать, два брата", когда увозили мертвых, "она села в грязь, телега откатилась, но возница сказал "тпру", обернулся и поглядел на нее: "Слышь, баба, может к мужу ляжешь? Чего тебе маяться.")

СТИХИ

Подборки стихов Виктора Куллэ "Тепля нить", Елены Шварц "Сочельник на Авентне", Александра Танкова "Река речи"

(Может где-нибудь под Кандагаром

Так же ночь душиста и темна,

И гордится смоляным загаром

Смуглая восточная луна.

Собственно, и важно только это:

Ночь и исчезающие в ней

Острые, скупые искры света -

Светляков ли, бортовых огней...),

Натальи Гранцовой "Белый словарь"

(Меркнут сумерки природы,

Звери спят, и рыбы спят.

На поля, леса и воды

С неба сходит снегопад,

на железные засовы,

Кнопки кодовых замков,

На гранит многовековый,

На горбы грузовиков /.../)

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Андрей Зубов. Размышления над причинами революции в России. На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования. Александра Благословенного.

Историк Зубов продолжает свой обзор русской истории в поисках причин революций в России, точнее, поставив диагноз в публикации первых глав свое будущее книги ("Петр Великий совершил революцию с высоты трона. Традиционное течение русской жизни было круто и жестоко изменено. За бесчисленными преобразованиями первого русского Императора... - целенаправленный переход от сотерии к эвдемонии, то есть от виденья предельной цели в достижении спасения и вечной божественной жизни к всецелой ориентации на максимальное благополучие в этом, временном мiре. Эвдемонический идеал, оттесняя на второй план сотерию, исподволь стал развиваться в сердцах русских людей, в первую очередь - правящего класса..." - # 7, 2004), обосновывает его уже на материале русской истории XIX века.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Александр Кушнер "Это не литературный факт, а самоубийство"

Эссе о стихотворении Мандельштама "Мы живем, по собою не чуя страны...", которое автор рассматривает как попытку Мандельштама вот таким страшным способом, то есть, осознанным самоубийственным поступком, восстановить душевное равновесие, вернуть себе самоуважения после некоторых вынужденных компромиссов с самим собой. Подробно рассматриваются взаимоотношения Мандельштама и Пастернака в 20-30-е годы, взаимоотношения независимых внутренне художников и новой российской власти - сложные и далеко не такие однозначные, как может показаться сегодня.

ОПЫТЫ

Василина Орлова. Дневник одного отражения. Заметки во время редактуры.

Эссеистская проза, как бы бессюжетная, - молодая писательница (повествователь), берется редактировать роман своей сверстницы и по ходу работы делает свои заметки, спровоцированные редактируемым текстом, "исповедью Лолиты". Размышления о любви, о том, как девочка становится женщиной, о сексе, об одиночестве, о взаимоотношениях с родителями и - самое главное в этих "заметках" - о взаимоотношениях с самой собой, а также о том, что такое исповедь женщины, как литературное произведение, и вообще - что такое литература.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Дмитрий Быков. Люди моего мира - о книге Татьяны Москвиной "Смерть - это все мужчины";

А. Машевский. Что уверит Фому? - о книге стихов Василия Русакова "Уверение Фомы, или Строгий рай";

Ольга Серебряная. Об удовольствии от текста, персональной истории и Утопической географии - о книге Кирилла Кобрина "Где-то в Европе. Проза нон-фикшн"; Александр Доброхотов. Избирательное сродство - о книге Б. Н. Тарасова ""Мыслящий тростник" Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей".

КНИЖНАЯ ПОЛКА МИХАИЛА ЭДЕЛЬШТЕЙНА - представлены книги: Владимир Кожевников "Опыт отражения учения Н. Ф. Федорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам", Михаил Кузмин "Дневник 1908 - 1915", И. А. Бунин "Новые материалы. Вып. I", Брайон Горвич "Михаил Гершензон - Пушкинист. Пушкинский миф в Серебряном веке русской литературы", "Архив еврейской истории. Том. 1", Михаэль Вик "Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея", Дмитрий Быков "Эвакуатор", Лев Усыскин "Медицинская сестра Анжела", Милош Урбан "Семь храмов. Пражский готический роман".

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПАВЛА РУДНЕВА

Новая пьеса в России. Социальные аспекты проблемы.

О феномене "новой драмы" - "пять лет назад начался процесс омолаживания сцены... В театр пришли люди... развившиеся в эпоху Горбачева и Ельцина, и принесли с собой воздух рассвобожденности, открытости. Ответственности за свое поколение - и вместе они же хранят в своем сердце горечь по прерванным реформам. Перестроечная свобода... давшаяся России невероятно тяжело, невероятно же быстро сменилась панорамой индиферентного общества, все более напоминающего сообщество вандалов, орудующих на развалинах империи... В этом смысле Россия... являет собой колоссальное поле для драматургической деятельности". Но "парадокс в том, что омоложение русского театра не принесло ожидаемой доли обновления эстетики. Новые лица не принесли новых режиссерских идей и манифестов". И "новая драма" сумела прийти и занять эти опустевшие позиции, являясь, а по сути, все еще притворяясь , самым маргинальным... явлением современного театра" - в данном случае речь идет о документальном театре с его "фетишем правды".

КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

- о фильме Киры Муратовой "Настройщик".

WWW-ОБОЗРЕНИЕ СЕРГЕЯ КОСТЫРКО

- о сетевом журнале литературных эссе "В моей жизни" (сайт "Вавилон") и об Интернете как школе нашей новой эссеистики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА" /10.06/
Станислав Никоненко, Как меня отблагодарили /30.12/
Поскольку я один не успел бы к 100-летнему юбилею Газданова закончить книгу, я и пригласил Ольгу Орлову в качестве соавтора. Однако в процессе работы у моего соавтора, очевидно, созрел план вытеснить меня с титульного листа и из книги.
Михаил Эдельштейн, Аполлон нетто /29.12/
К премии имени Аполлона Григорьева в этом году внимание особое. Прежний спонсор, Росбанк, за пару дней до выборов жюри от финансирования "Григорьевки" отказался. По каковому поводу наше литературное сообщество в очередной раз раскололось. Будем надеяться, "академики" найдут нового благотворителя, и все обойдется.
Эдуард Лимонов, "Быть как Байрон" /26.12/
Я лучший современный русский писатель. Всегда будут читать. У меня был только талант и никаких шансов, но я правильно выбирал и написал то, что кто-то должен был написать. Ничего хорошего в этом нет, это накладывает определенные обязательства. За все платишь. Хотя у меня счастливая судьба.
Это критика /26.12/
Никита Елисеев: "Если я и анфан-террибль, то такой, которому нарвали уши".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100