Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Иномарки < Вы здесь
Иномарки # 15
Дата публикации:  1 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

IBM and the Holocaust: The Strategic Alliance between Nazi Germany and America's Most Powerful Corporation by Edwin Black. - Crown Pub; ISBN 0609607995.

Стратегический альянс между корпорацией IBM и Третьим Рейхом продолжался с первых недель Гитлера у власти до окончания второй мировой войны. Субсидируемые нацистами специалисты IBM разработали технологии, позволявшие быстро и эффективно идентифицировать объекты, каталогизировать информацию и осуществлять выборку по заданным параметрам. В целом на эти работы было потрачено около 10 лет. Создатель корпорации Уотсон был удостоен одной из высших наград нацистской Германии.

Историков всегда удивляла скорость и точность, с какими нацисты выявляли евреев в Западной и Восточной Европе - притом что нацистский режим в целом был хаотичен, лишен строгой внутренней организации. Едва лишь были установлены параметры поиска - антропологические признаки расы, подлежащей уничтожению, - перед рейхом встала задача собственно уничтожения, которая требовала решения массы проблем сугубо информационного характера и расчетных мощностей, сравнимых с мощностями современного компьютера.

То, что предложила IBM, являлось его прообразом. Это была технология, основанная на перфокартах и нацеленная на сведение и систематизацию данных переписей населения; именно благодаря ей карательная система нацистского режима работала как часы. Технология IBM использовалась гитлеризмом на всех этапах геноцида: от идентификации и регистрации евреев до организации концентрационных лагерей.

IBM старалась предугадывать желания заказчиков. По существу, счетными машинами не торговали напрямую: устройства сдавались в аренду, а помимо этого IBM осуществляла техническую поддержку, обеспечивая нацистов носителями - то есть перфокартами с уже обработанной информацией.


A Painted House by John Grisham. - Doubleday; ISBN 038550120X.

Джон Гришем прославился остросюжетными произведениями о судебных тяжбах. Именно это прискорбное обстоятельство вынудило автора пообещать в предисловии, что в новой книге нет ни одного юриста - живого или мертвого. Вместо этого читателю предлагается на первый взгляд тихая, созерцательная история, разворачивающаяся в Арканзасе в 1962 году. На 80-акровой хлопковой ферме Чандлеров - время сбора урожая, и семья нанимает две группы рабочих - мексиканцев и "людей с холмов". Вместе с семьей и наемными работниками на поле трудится и семилетний Люк, глазами которого показано все происходящее - в том числе и ссора, которая заканчивается убийством. "Раскрашенный дом" подчеркнуто автобиографичен, что переводит его из разряда остросюжетных триллеров в ранг нормальных книг о нормальных, человеческих вещах. В частности, о том, что всякое детство рано или поздно заканчивается.


The Bonesetter's Daughter by Amy Tan. - Putnam Pub Group; ISBN 0399146431.

В самом начале четвертого романа Эми Тан (на русский язык переводился первый - "Клуб радости и удачи") в руки героини попадают две стопки листков бумаги, испещренных китайскими иероглифами. На одной стопке значится "То, о чем я знаю, что это - правда", на другой: "То, о чем мне нельзя забывать". Автор записок - мать рассказчицы, страдающая болезнью Альцгеймера. На листках изложена история ее самой и ее семьи.

Героиня романа зарабатывает на жизнь тем, что пишет книги из серии "Сделай сам". Она - автор-призрак: ни на одной обложке не стоит ее имени. О судьбе собственной матери она знает немного: никогда особенно этим не интересовалась. Тем не менее она нанимает переводчика, чтобы он помог ей разобраться с записями. Раз в жизни она решает просто выслушать свою мать. Таким вот странным способом.

История, которую она читает, - центральная часть книги, как в композиционном, так и в смысловом плане. Это рассказ о глухой деревне в Китае, откуда родом Ли Лин. Текст насыщен угрожающими и таинственными символами: пещера, где, по преданию, покоятся останки дракона; ущелье Край Света, по которому разбросаны кости няньки Ли Лин; проклятье, наложенное на семью местным лекарем, изготавливающим снадобья из человеческих костей. И предательство, ценой которого Ли Лин избавляется от проклятья.


The Body Artist by Don DeLillo. - Scribner; ISBN 074320395X.

В один из обычных, ничем не примечательных дней (овсяные хлопья на завтрак, разговор ни о чем, невнятная сценка за окном) муж Лорен отправился к своей бывшей жене, где и застрелился.

После его похорон Лорен переезжает в дом, который они с покойным мужем снимали на лето. Там она обнаруживает человека неопределенного возраста - к тому же, вероятно, умственно неполноценного; тот живет в доме уже несколько недель. Лорен не выгоняет его лишь потому, что ей кажется, будто нечто в его поведении напоминает ей о чем-то, но что именно и о чем именно - она не понимает. И даже когда загадочный человек начинает в ролях представлять разговоры, которые супруги вели за неделю до самоубийства мужа Лорен, имитируя при этом их голоса, она все еще не понимает, в чем дело. То ли перед ней реинкарнация покойного мужа, то ли слабоумный попросту повторяет случайно подслушанные диалоги, не осознавая их смысла.

Не дает однозначного ответа и автор. Вместо этого Делилло отпускает героев в свободное плавание, оставляя на их совести вопросы о том, что из происходящего принадлежит прошлому, что - будущему, что - жизни, а что - смерти.

Кирилл Куталов-Постолль


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Иномарки #14 /07.02/
"Музыка одной жизни" Андрея Макина; "Козы" Марка Джуда Пурье; "Искусство нон-фикшн" Эйн Рэнд; "История жены" Мерилин Йелом.
Иномарки #13 /24.01/
"Книгоиздание: прошлое, настоящее и будущее" Джейсона Эпстейна; "Демонология" Рика Муди; "Смерть Вишну" Манила Сури; "Царство теней" Алана Ферста; "Остров по имени женщина" Жана-Франсуа Деньо; "Деликатные ситуации" Сержа Жонкура
Иномарки #12 /10.01/
"Убежище" Треццы Адзопарди; "Это слепящее отсутствие света" Тахара Бен Джеллуна; "Завтрашний день: есть претензии?" Николя Фарга; "Канон и творчество" Роберта Олтера; "Война в литературе ХХ столетия" Марго Норрис; "Нация фаст-фуд" Эрика Шлоссера
Иномарки #11 /20.12/
"Бодолино" Умберто Эко; "Падал снег" Патрика Рамбо; "Лежащая без сна" Марка Солзмена; "Метафизика кишечника" Амели Нотум; "Ходок" Хантера С.Томпсона
Иномарки #10 /13.12/
"Толкователь хворей" Джумпы Лахири; "Белозубые" Зади Смит; "Интуитивистка" Колсона Уайтхеда; "Нерешительный" Патрика Пуавр д'Авора; "Камилла" Антони Палу; "Насущное" Фолькера Брауна; "Хроника чувств" Александера Клуге
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Иномарки' на Subscribe.ru