Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Иномарки < Вы здесь
Иномарки #17
Дата публикации:  12 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Jhumpa Lahiri. The Namesake. - Houghton Mifflin Company, 2003, 291 pp.

Главного героя романа "Тезка" зовут Гоголь. Фамилия - Гангули. Но он не малороссийский грузин, как мог бы подумать проницательный читатель, а гражданин США индийского происхождения. Эмигрант-отец назвал его в честь русского писателя, чья "Шинель" чудесным образом спасла Гангули-старшего во время железнодорожной катастрофы. Родившийся и выросший в Америке молодой индиец не хочет быть Гоголем и в конце концов меняет имя на не менее одиозное - Нихиль. Не в честь Базарова, как мог бы решить знаток русской литературы, но нигилистический корень слова просматривается вполне прозрачно. Джумпа Лахири - начинающая, но уже довольно известная писательница. За свой литературный дебют - сборник коротких рассказов "Толкователь недугов" - она получила сразу две премии: Пулитцеровскую премию по литературе и премию имени Хэмингуэя. "Тезка" - роман об экзистенциальной сущности иммиграции, о столкновении разных культур и разных поколений и - понятное дело - о поисках самого себя.

Village Voice

"Охваченный чувством вины и обиды, узнавший о своей невольной связи с многострадальным создателем Акакия Акакиевича, Гоголь поступает в Йельский университет и заводит там множество бессмысленных романов. Описание его жизни местами выглядит как краткий пересказ академической работы по культурологии, но в итоге пафос растворяется в веренице фотографически точно выписанных сцен, позволяющих вычитать между строк не обозначенный словесно конфликт между отцом и сыном".

Elle

"Прелестная легкость стиля заставляет вас переворачивать страницу за страницей, даже не замечая этого".

Book Magazine

"Легко и уверенно написанный "роман воспитания", более чем оправдывающий ожидания, появившиеся у нас после "Толкователя недугов"..."

Booklist

"...разумеется, Гоголь навсегда останется Гоголем..."


Monica Ali. Brick Lane. - Scribner, 2003, 369 pp.

Этот роман - двоюродный брат "Тезки" Джумпы Лахири. Или, скорее, двоюродная сестра, поскольку в центре повествования - не герой, а героиня. Автор - англичанка Моника Али, уроженка Бангладеша, тоже литературная дебютантка, которая уже успела прославиться в литературных кругах (вошла в двадцатку лучших писателей Великобритании). Роман тоже про иммигрантскую жизнь восточных людей на Западе. Только действие разворачивается не в Америке, а, как и следовало ожидать, в Англии. Главная героиня - живущая в Лондоне иммигрантка из Бангладеш - постепенно перестает быть фаталисткой и послушной восточной женщиной, беспрекословно обслуживающей своего престарелого некрасивого мужа - бангладешского "интеллектуала", постоянно ноющего о "трагедии иммиграции". Но, освобождаясь, героиня обнаруживает, что свобода выбора способна как следует отравить человеку жизнь. Роман Али попал в шорт-лист британского Букера.

Kirkus Reviews

"Моника Али - одна из тех опасных писателей, которые видят все".

Amazon.com

"Если бы Диккенсу или Троллопу довелось побродить по современному Лондону, они бы сочинили как раз что-нибудь в таком духе".

Los Angeles Times

"Виртуозная работа... роман одновременно изощренный и невинный, полный сопереживания и увлекательный".

The New Republic

"Превосходно... смело... великолепно... свежо... захватывающе... Роман Али - большое достижение в области самой утонченной литературы".

The New York Times Book Review

"Очень стоящая вещь, которая пользуется успехом как у публики, так и у критиков... Моника Али обладает врожденной щедростью, которой нельзя научиться".


Harry Mulisch. Siegfried. - Viking Press, 2003, 180 pp.

Рудольф Хертер, писатель из Голландии, приезжает в Вену, где случайно знакомится с пожилыми супругами по фамилии Фальк, которые по секрету рассказывают ему историю о том, как стали воспитателями, а потом и невольными убийцами сына Гитлера и Евы Браун. Такова интрига нового романа голландского писателя Гарри Мулиша. По ходу дела Хертер излагает теорию искусства, которая положена в основу романа Мулиша: искусство движется от ментальной реальности (например, вымышленного, но вполне вероятного факта) к реальности социальной. То есть от вымысла к правде, а не наоборот. Главной темой становятся размышления писателя Хертера (а вслед за ним и писателя Мулиша) об истоках нацистской диктатуры и вообще о природе зла. Соответственно, главный герой романа, вопреки названию, не вымышленный сын Гитлера Зигфрид, а вымышленный писатель Хертер, который, по всей видимости, и водит рукой реального писателя Мулиша.

Philadelphia Inquirer

"Подобно Томасу Манну, Мулиш получает очевидное удовольствие от рассуждений об искусстве, музыке и социуме. Вместе с тем, подобно Солу Беллоу, он мастер "фотографического взгляда", способного запечатлеть, например, "телескопический" ряд тележек в аэропорту".

"Одна из приятных особенностей европейских писателей, воспитанных в традициях высокой литературы... в том, что они охотно пользуются неожиданными сюжетными ходами, которыми гнушаются многие американские писатели ... считая, что такие приемы слишком отдают Стивеном Кингом. В европейской литературе странные вещи еще случаются".

Карлин Романо

Publishers Weekly

"Философские размышления Хертера, в которых очень заметно влияние Ницше и Шопенгауэра, отчасти лишают сюжет напряженности".


Stephen Lovell. Summerfolk 1710-2000: A History of the Dacha. - Cornell Univ. Pr., 2003, 259 pp.

Зачем русскому человеку дача? Над этим вопросом бьется культуролог и профессор европейской истории в лондонском Кингз-колледже Стивен Лавелл. "Дачники" - детальный, богато иллюстрированный труд. Предмет серьезнейших штудий - происхождение и развитие социо-культурного феномена русской дачи от Пушкина и Сталина до наших дней. Лавелл рассматривает различные функции дачи в русском обществе (показатель принадлежности к среднему классу, средство преодоления урбанистических фрустраций, место возникновения интеллектуальных сообществ и просто источник существования), а также влияние дачной топографии на процесс становления обеих российских столиц. От автора не укрылась и противоречивость отношения русских к описываемому феномену - многие из них, замечает Лавелл, презирают и ненавидят дачную жизнь. Фактически Лавеллу удалось представить в "дачном" разрезе всю историю России, равно как и загадку русской души.

The Economist:

"Эта симпатичная книга - результат огромной исследовательской работы, проделанной ее автором. Книга написана прозрачным стилем и с иронией".

London Review of Books:

"...одно из несомненных достоинств книги Лавелла в том, что она дает представление о последовательных изменениях в образе жизни русского среднего класса до и после Революции. Как многие другие социальные феномены буржуазного происхождения, "дача" часто подвергалась нападкам со стороны прессы, где "дачники" изображались вульгарными, претенциозными снобами, не понимающими природы, которой они якобы поклоняются. Дачников обвиняли и в том, что своим присутствием они оказывают разлагающее влияния на крестьянство".

Times Literary Supplement:

"Дачники" - одна из самых глубоких работ в сравнительно молодой сфере культурологических исследований, посвященных России".

Library Journal:

"Лавелл предлагает читателю переосмыслить русскую историю в ее взаимосвязи с деревенской жизнью, представленную через феномен "дачи".


Richard Dawkins. A Devil's Chaplain: Reflections on Hope, Lies, Science, and Love. - Houghton Mifflin, 2003, viii + 263 pp.

Ричард Доукинс - главный форпост эволюционистов и в их упорной и кровопролитной схватке с креационистами. Его новая книга - сборник эссе, написанных в разное время и посвященных самым разным предметам: этике, литературе, путешествиям, образованию, религии и, разумеется, теории эволюции. Кроме борьбы с религией (особенно с христианством), у автора есть и другая страсть - популяризация науки (преимущественно биологии). Доступное изложение научного знания - хорошее оружие в борьбе с примитивными суевериями, прячущимися под маской религиозности. Однако автор непримирим по отношению к любым проявлениям веры, не основанной на строго научных доказательствах. Объектом его критики заодно становятся и постмодернизм, и культурологические штудии - области знания, которым не мешает время от времени получить щелчок по носу со стороны "нормальной" позитивной науки.

American Scientist

"Я рад, что в стане неверующих имеется столь доблестный рыцарь. У нынешней прессы, особенно американской, атеизм не слишком в чести. Как заметил недавно философ Дэниэл Деннет, сегодня политик не может публично обидеть черного, еврея, женщину или инвалида, но совсем другое дело - обругать атеиста. Томас Джефферсон, с его издевательствами над святой Троицей, просто не смог бы сегодня стать президентом Соединенных Штатов. Иисус - самый популярный у нас философ, и с этим ничего не поделаешь... С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы Доукинс и другие популяризаторы науки перестали думать, что философские вопросы могут быть решены при помощи одной только самоуверенной напористости. К культурологическим штудиям я испытываю не больше симпатии, чем Доукинс, мне нравятся его слова о "псевдо-филофософских позерах". Но такая риторика не заменит глубокого анализа".

Майкл Рьюз

Amazon.com

"...Эта книга - собрание главных хитов Доукинса, его самых известных и удачных работ. Они достойны того, чтобы их перечитать. Его рецензия на нашумевшую книгу Алана Сокала и Жана Брикмонта "Модная чушь" - столь же мощное обличение академического обскурантизма, как и сама обозреваемая книга".

Publishers Weekly

"Энтузиазм Доукинса по поводу многообразия жизни на планете просто заразителен".


Madeleine Albright. Madam Secretary. - Miramax, 2003, 562 pp.

"Мадам секретарь" - история про то, как маленькая беженка из Праги превратилась сначала в весьма состоятельную мадам, а потом и в самого влиятельного в мире секретаря - министра иностранных дел США. За восемь лет пребывания на посту госсекретаря эта мадам повидала немало и близко узнала многих политических деятелей: от Арафата с Шароном до Путина с Милошевичем. И каждому из них Мадлен Олбрайт дает подробную, точную и остроумную характеристику. Конечно, для сенсационных откровений прошло еще слишком мало времени, но все же из книги можно узнать много интересного о международной политике времен Клинтона и о людях, делавших эту политику своими руками.

Time Out New York

"Искреннее повествование переходит от личных воспоминаний к политическим событиям. Интересный женский взгляд на дипломатическую жизнь".

Entertainment Weekly

"Одна из самых увлекательных политических биографий за все последнее время".

USA Today

"Мадлен Олбрайт написала необычные воспоминания... Это Олбрайт без маски".

Time

"В отличие от других мемуаров, здесь нет даже намека на какое-либо сведение счетов".

Publishers Weekly

"У Олбрайт обаятельно-откровенный стиль".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Щербенок, Скорбь и меланхолия в их политическом измерении /31.10/
Loss. The Politics of Mourning. Хотя сборник был задуман не только до начала войны в Ираке, но и до 11 сентября 2001 года, его тематика оказалась особенно востребована в связи с человеческими потерями, с которыми связан и терроризм, и "война с террором".
Андреас Изеншмид, Распыленная жизнь /01.10/
Ральф Дутли. Мандельштам. Век мой, зверь мой. Биография. - Ammann Verlag: Цюрих, 2003.
Константин Мильчин, Как я выиграл войну /16.01/
Paul Aussares. Services speciaux. Algerie 1955-1957. Спецслужбы страны, ныне стоящей во главе всего политкорректного и гуманного, в 1954-1962 пытали и убивали. Об этом было известно и раньше. Но сами исполнители о пытках молчали.
Иномарки #16 /12.04/
Три бестселлера Бена Макинтайра: "Забытое отечество: в поисках Елизабет Ницше"; "Наполеон преступного мира: жизнь и эпоха Адама Ворта"; "Дочь англичанина: подлинная история любви и предательства времен Первой мировой войны". Подготовила Жанна Долгополова.
Иномарки # 15 /01.03/
"IBM и Холокост" Эдвина Блэка, "Раскрашенный дом" Джона Гришема, "Дочь костоправа" Эми Тан, "Мастер боди-арта" Дона Делилло.
предыдущая в начало следующая
Илья Кун
Илья
КУН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Иномарки' на Subscribe.ru