Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19990909.html

И.Бродский. Представление.
Константин Парамонов

Дата публикации:  9 Сентября 1999

Текст неплохой, ничего не скажу, а вот картинки - очень скверныеИ.Бродский. Представление. √ М: Новое литературное обозрение, 1999. Фотосъемка, макет, оформление, предисловие, комментарии О.Смирнова. Тираж не указан. ISBN 5-86793-066-1.

Издательство НЛО выпустило отдельным томом небольшую поэму Иосифа Бродского "Представление".

Ну и что? - можно подумать, услышав эту новость.

"Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!"... А потом и остальное - "входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах папироса", и про "участь корабля"... "Между прочим", можно вспомнить, что и это есть одно из немногих произведений Бродского, отдельные выражения которого быстро стали достоянием... ну... хотя бы... городского фольклора - пускай и не для всех жителей города.

А еще не забыть сказать, что с выпуском этой книги издательство НЛО сделало твердый, отчетливый шаг в деле популяризации Иосифа Бродского в самый разгар прогулок с Пушкиным.

К делу подключился художник и фотограф Олег Смирнов. Его 143 фотографии иллюстрируют поэму, в результате чего она увеличила свой размер до 19 условных печатных листов и формата 70х108/16. И бумага-то у нее офсетная - "Гознак", да еще и "стограммовка", крепко сшитый переплет...

Но оставим эти страшные причитания для полиграфистов.

Каждый понимает по-своему, как хочет, то, что он видел или не видел в то время, когда читал поэму "Представление". Пусть каждый поймет по-своему. То есть буквально.

А как по-другому-то?..

Военный фотограф Олег Смирнов предложил свою версию этой картины, изображающую поле после боя, в преддверии боя, во время самого боя.

Художественный проект этого издания был одобрен Иосифом Бродским, о чем читатель сможет узнать, открыв четвертую страницу книги, где воспроизведено факсимиле факса с подписью поэта.

Война, политики, кладбища, развалины, митинги, зеки-зоны, мастерские, немного порнографии... Это еще не все, из чего состоит в воображении многих художников русская земля.

И в то же время - все то, что можно отыскать в домашнем альбоме военного фотожурналиста.

Однако, "как это работает?" - нам интересно всем.

Здесь зрителю помогут подробные комментарии к разворачивающейся панораме видеоряда обоих авторов фотоальбома.

Итак, устраивайтесь поудобнее.

Ща будем глядеть кино.

Сапожник, гаси свет!

Воздушная тревога.

После того, как свет снова включен, мы видим изображение явно поддатого, но приличного человека в очках и галстуке, участвующего в застолье, которое, судя по всему, клонится к закату - народ уже расходится, но в бутылках на столах еще осталось кое-где, а он засиделся с приятелем. Где-то пиликает аккордеон на манер радиолы, и разговор идет "за жизнь" - тут, чтобы не увлечься, следует поставить мечтательное многоточие.

...И правда - картавый голос Бродского за кадром возвращает нас в реальность:

...И нарезанные косо, как полтавская, колеса с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром...

Полтавская там, может, и есть. Но какой же это стрелочник! Вовсе не похож на стрелочника! И прав оказывается О.Смирнов, когда, в свою очередь, поясняет, что фотография под номером 11 изображает: "Подмосковье. Солнечногорск. Осень, 1981. Праздник на птицефабрике - День работника сельского хозяйства".

Ну, а как же не понять буквально строчки "...пахнет шипром с комсомолом. / Он - предшественник Тарзана: самописка - как лиана", - если считать предшественником Тарзана Андрея Вознесенского? - Очень романтично.

Сразу видно, что автор фотографий понюхал пороха на настоящей войне, и не на одной.

Взглянем хотя бы на примечание к снимку #16: "Чечня. Грозный. Петропавловское шоссе. 13 января 1995 года. Софринская бригада внутренних войск производит "зачистку". В доме - труп мужчины".

Другой автор - И. Бродский - приводит здесь свою довольно достоверную версию, комментируя: "Довели страну до ручки".

А на снимке хочется, конечно, разобрать - чей труп находится в доме? Но, к сожалению, авторы, редакторы книги не пожелали... не захотели вовремя пожелать всего самого лучшего этому новаторскому проекту. Качество типографской печати фотоснимков могло быть в этом случае и получше. Хотя переплет - что так же важно для книги, как для человека одежда - сделан с добросовестностью, всегда присущей издательству НЛО: у "Представления" такой твердый, черный, лаконичный переплет, что невольно возникает вопрос: а где же "супер"?

Поэма вышла в свет без "фрака", а жаль, потому что в альбоме есть моменты, которые, будучи запечатленными, делают честь любому профессионалу-фотографу, особенно - военному.

И в этом смысле эти снимки - тоже классика.

"Защитить эту книгу от народного гнева можно лишь, напомнив о давней традиции великих русских поэтов петь хулы России, притом в стихах, которым суждено стать достоянием школьных хрестоматий", - как сказал в своем предисловии к книге художник и фотограф Олег Смирнов.

Что касается школьных хрестоматий - то весьма сомнительно. Хотя... Если к власти придут профессионалы из НЛО, то хрестоматий может всем не хватить.

В конце концов, кто такой Иосиф Бродский? Сын фотографа.

"...Есть дикие слова и дикие фотографии, как есть дикая природа. И пусть будет так", - пишет далее О.Смирнов.

Пускай будет так.

Только давайте не будем путать газету с рифмой.