Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Книга на завтра < Вы здесь
Пименов Д. Мутьреволюция. Романы.
Дата публикации:  22 Сентября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Пименов Д. Мутьреволюция. Романы. - М., Гилея, 1999 . - 270 с.; тираж 500 экз.; ISBN 5-87987-008-1.

"Не пытайтесь даже разобраться в этом". А.(лександр) Б.(ренер)?

Плохой писатель, который взорвал Манеж.Романы "Муть" и "Проза альтернативной жизни", вошедшие в первую самостоятельную книгу молодого прозаика, вряд ли принесут автору известность большую, чем та, что он уже имеет. Широкой публике он знаком более десяти лет по работе в художественных группах "Э.Т.И." и "НЕЦЕЗИУДИК", публикациям в радикальных изданиях (в частности, журнал "Радек"), написанной совместно с А.Бренером достаточно занимательной вещицей под названием "Сумасшедший разведчик" (Изд. "Nenajobnaja Ptitsa", кажется, 1996), а также многочисленными личными подвигами на ниве перформанса и хэппенинга. Значение книги, скорее, в другом. Один из наиболее талантливых представителей нашего художественного безобразия начал перерастать уровень мелкого хулиганства и формальных экспериментов со словами, которые у нас почему-то старательно называют поэзией. Теперь Дмитрий Пименов взялся за язык. И накрутил из него много и разного.

Тем более не удивительно, что впервые эти тексты появились на интернетовском сайте, посвященном творчеству душевнобольных. Впрочем, для Пименова чем дальше от "привычного" и "нормального" - тем лучше. Если еще не стало совсем страшно, могу прибавить от себя, что первой реакцией на книгу было: "Это читать нельзя". Хотя безумие имеет странное свойство притягивать...

Несколько слов о том, почему читать эту книгу все же не стоит. Во-первых, книга написана (и издана) из хулиганских побуждений. Если ты, о читатель, не готов к раздроблению мозгов... Если хочется покоя после тяжкого трудового дня и, напротив, не хочется ломать голову... Если ты имел неосторожность прочитать синопсис романа в странном листке, именуемом "А-полумесяц", и, конечно же, просто расхотел тратить честно сэкономленные на работе усилия на такую ерунду... Или если просто сразу не понравилось - не читай эту книгу!

Для тех, с кем все вышеприскорбное пока (или уже) не произошло, - несколько добрых слов о книге. "Мутьреволюция" открывает новую серию издательства "Гилея", посвященную авторам ныне действующим. Название ей пока не придумано, но некий объединяющий знак - косой крест, перечеркивающий название, - появился уже на первой книге. Смысл серии именно в этом : объединить авторов, выпадающих своим творчеством из общей литературной линии, пытающихся сделать что-то свое, отличное, особенное.

Упомянутый выше синопсис романов по сравнению с книгой все слишком упрощает и способен скорее отпугнуть читателя. Впрочем, для желающих обязательно разложить по полочкам и поименовать он все же может послужить некоторым пособием. Если коротко, то речь примерно о следующем. Имеется противостояние: Утопия - Антиутопия, где под последней разумеется "развернутая дадаистическая модель государства". Имеется сумасшедший разведчик, которого планомерно сводят (сводит?) с ума, потому что его выношенное и взращенное безумие сильнее обыденного безумия мира, где он должен выполнить задачу. В процессе книги Утопия гибнет. Но сумасшедший разведчик уже в стане врага. И в перспективе просто не может не победить.

Все это происходит под знаком вынесенного в подзаголовок жанра детектива, но с дополнениями. "Муть" обозначена как детектив антипсихиатрический, а "Проза альтернативной жизни" - как целый роман-сериал детективов, среди которых есть и эсхатологический, и аморный, и эпистолярный, и даже поэтический. Правда, для Пименова это не более чем достаточно необязательная привязка к местности, появившаяся из необходимости писать словами и буквами там, где хочется и уместнее быть поэзии, музыке и краскам. За внешним слоем, обозначающим некие сюжетные загадки и ходы, живописующим непонятные похождения с трудом идентифицируемых героев, происходит нечто совершенно иное. Потому что подлинными героями этой книги являются автор собственной персоной и язык - как нечто, подвергающееся со стороны автора перманентному насилию и трансформации, достойному лучших образцов авангардной зауми всех времен. Пименов находится в изначально проигрышной ситуации. Ибо пишет текст, который не возможен в чистом виде, но лишь в рамках некоего компромисса. Во всяком случае, пытаясь свести к минимуму количество пусть даже неизбежных (либо неосознанных) цитат и создать сверхиндивидуальный роман (что, надо отметить, вполне удалось), Пименов неизбежно умножает количество ненужных, с его же собственной точки зрения, сущностей в этом мире. Но - такова судьба пишущего.

Я вполне осознанно не пытаюсь оценивать какие-либо литературные стороны книги. Всякого художника, в конечном итоге, должно судить по его собственным правилам. Тем более что, с точки зрения литературы обыденной, книга, состоящая из одних только начал, по меньшей мере странна. Но то, что манера письма Пименова по меньшей мере любопытна, не отметить нельзя. Практически каждая страница радует если не афоризмом (или слоганом), то - просто неожиданным поворотом, за которыми и сам автор, наверное, не всегда способен уследить. Но это так, "если хорошенько оглядеться затылком..."

Многое объясняет еще одно небольшое сочинение Дмитрия Пименова, случившееся одновременно с выходом его романов. Это предисловие (или, скорее, антипредисловие), предпосланное книге Бориса Поплавского - одного из наиболее одаренных поэтов русского зарубежья - "Дадафония". Оно не столько о поэте, сколько о дадаистическом взгляде на мир, где мир понимается не как жестко сложившаяся структура: это то, что возможно и должно построить по собственному разумению. Так библейские патриархи творили новую Землю, где даже Богу еще только предстояло - стать. Где еще возможно совершать Поступки. Книга Пименова - мечта. О том мире, где все слова этой Земли не просто истасканная вечная цитата, но - Жизнь. Ведь вначале, если помните, было - Слово...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Люсый, Пространство смеха. Русский художник становится наследником Рабле. /21.09/
Мулета: семейный альбом. Вып. 8. Вехи вех. Сборник статей о русской интеллигенции.
Евгения Абрамова, Андрей Левкин, Винни Бренер и Пятачок Шурц /20.09/
Александр Бренер, Барбара Шурц. Бздящие народы (документальная повесть).
Кирилл Куталов-Постолль, "Митин журнал", #58, Санкт-Петербург, 1999 /16.09/
Основная мысль, возникающая по прочтении журнала - никакой "другой", альтернативной литературы не существует.
Андрей Мадисон, Готы - это геты, отсюда "гей ты!" /15.09/
Классен Е. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славянов-Руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова / Вып. 1 - 3. 1854 - 1861.
Сергей Быковский, Д.Б.Павлов. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов 1917 - середина 1950-х годов /14.09/
Книга Д.Б.Павлова, как и многие другие книги, выпущенные издательством "Российская политическая энциклопедия", служит исторической реанимации и реабилитации российских политических партий и общественных движений, активно действовавших в первые десятилетия ХХ века.
предыдущая в начало следующая
Олег Карелин
Олег
КАРЕЛИН
НИКОЛАИЧ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Книга на завтра' на Subscribe.ru