Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19990923.html

М. Арбатова. По дороге к себе (пьесы).
Лев Московкин

Дата публикации:  23 Сентября 1999
М. Арбатова. По дороге к себе (пьесы). √ М: Подкова, 1999. - тираж 10 000 экз.

Ну и как тут сексистом не станешь, когда женщины такие книжки сочиняют?Из вновь вышедших книг Марии Ивановны Арбатовой-Гаврилиной сборник пьес - третья полноформатная книга автора за один год. Большинство пьес давно, что называется, "широко известны в узких кругах". Из четырнадцати пьес под общей обложкой именно "Уравнение с двумя известными" более всего цитируется в первой из трех книг Арбатовой 1999 года, новом нашумевшем автобиографическом романе "Мне сорок лет". "Уравнение..." написано в 1982 году, и тогда эта пьеса по понятным причинам не могла быть ни поставлена, ни даже издана. Но роль свою сыграла в качестве пробника - имена многих, кто ее прочел тогда и от кого зависело решение о дальнейшей судьбе порождения автора, хорошо известны до сих пор.

Все эти "причины", точнее, поводы безнравственного отношения нашего народа к самому себе с согласием на аморальные эксперименты над собственным телом и насилие над национальной духовностью, художественно и точно отражены автором в романе "Мне сорок лет".

Арбатова, пережившая типичный для советского интеллигента латентный период многолетнего интеллектуального запора, а сейчас нацеленная на Думу, использует - сознательно или невольно, не знаем - гениальный PR-ход. Пьесы (и указанная, и все другие) все-таки будут прочитаны сейчас, и аудитория поймет, как ее обокрали в "Юности" - в те времена, когда кроме указанного дозированного журнала и столь же дозируемого и контролируемого "самиздата" отсебятины не допускалось. Контролировали это выпукло обозначенные несколькими точными грубыми штрихами тонкого мастера бой-френды отечественной словесности, похотливо взявшие на себя роль блюстителей общественной нравственности на кое-как возделанном, но бурно разраставшемся поле нашей культуры.

"Юность", конечно же, тоже обижать не хочется - ведь много лет у нас, как до нас у наших родителей, ничего больше не было.

Тогда хотелось невкушенного, но было как бы безнравственно, а сейчас даже трудно себя заставить хотеть чего-то по-юношески нового.

Все это в изображении мучительных волн глубоко интимного диалога конкретных М и Ж, встретившихся в экстраординарных обстоятельствах после 14 с половиной лет разлуки, - с хорошо выстроенной драматургией, что типично для автора, не менее блестяще владеющего словом в художественной прозе, - приобретает сакральный для читателя смысл.