Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19991006.html

Прогулки с Курицыным по неофициальной Москве
Владимир Тучков

Дата публикации:  6 Октября 1999

Неофициальная Москва. Гид, каких не было. - М.: GIF, 1999. - 232 с.; тираж 15 000 экз.; ISBN не указан.

Туризм - чрезвычайно прибыльный бизнес. Особенно в России, где незначительные капиталовложения на приобретение валенок, медведей на цепи, балалаек, сарафанов, сковородок для блинов и граненых стаканов приносят нешуточную прибыль. Ну, а поскольку самые крупные медведи и наиболее звонкие балалайки водятся в Москве, то этот город способен прокормить изрядное количество околотуристской публики.

В отдельную отрасль данной индустрии следует выделить сочинительство всевозможных путеводителей, помогающих не только ориентироваться, но и не сгинуть в каменной тайге. Понятное дело, никто лучше литератора путеводитель не напишет и вырученные за это деньги не истратит. Так, в полусоветское время поэт Александр Лаврин проложил пешеходные тропы по белокаменной для итальянцев, а поэт Алексей Парщиков - для англичан. А французов намеревался осчастливить автор этих строк. Однако в инвестиционной машине что-то не сработало, поломалось, в связи с чем автор понял, что путеводители по Москве имеют право писать только немосквичи.

Закон незыблемый. В очередной раз его подтвердил бывший е-буржец Вячеслав Курицын, выступивший в роли главного редактора издания, приуроченного к первому альтернативнолужковскому дню столицы нашей родины, получившему название "Неофициальная Москва". Отлично отпечатанная книжка получила чуть ли не самоуничижительное название: "Гид, каких не было", что провоцирует сердобольного читателя на возглас: "Было, еще и не такое было".

Конечно, "Гид" издан к конкретному событию. Да и политическая ситуация, благодаря которой были получены деньги на всю эту альтернативщину, тоже не вечна. Сергей Кириенко, один из учредителей "Неофициальной Москвы", либо станет мэром, либо, если Голиаф в кепке не будет повержен, затеет какой-нибудь другой политический проект. Однако книжка может оказаться полезной любителям свободных муз и в иных ситуациях. Поскольку стена между массовой культурой и современным искусством не рухнет никогда. Числовое соотношение между этими явлениями прекрасно иллюстрирует тираж "Гида", равный 15 тысячам экземпляров. Если сложить всех москвичей, гостей столицы и жителей пригородов, то получится в тысячу раз больше.

"Культура строится на децентрализации. Маргинальное есть норма и синоним "гражданского". Всякий человек - еврей и нееврей, гомосексуалист и негомосексуалист, болельщик "Спартака" и специалистка по хинди - всегда есть меньшинство и должен быть защищен, в том числе и культурно. Было бы также неплохо, если бы мыслящие индивиды и деятели культуры осознавали опасность тоталитарного мышления и прикусывали язык всякий раз, когда им захочется поговорить о целостности, единстве и норме", - утверждает во вступительной статье Екатерина Деготь, и с этим трудно не согласиться.

Идее децентрализованной маргинальности подчинен и выбор московских достопримечательностей, удостоенных воспевания мастерами кейборда, среди которых Анастасия Гостева, Игорь Клех, Андрей Левкин, Б.Акунин, Евгений Попов, Тимур Кибиров, Иван Засурский, Юрий Арбов и, естественно, Вячеслав Курицын. Поэтому "Гид" ни полусловом не обмолвливается ни о Кремле, ни о храме Христа спасителя, ни о Москве-реке, ни о Ваганьковском кладбище, ни о высотном здании МГУ. Вместо них рассказывается об интимных для авторов городских адресах. О даче Вучетича, где пребывают в сюрреалистической заброшенности-запущенности гипсовые, чугунные и каменные истуканы, на четверть века пережившие своего демиурга. О Старом Донском кладбище, где на надгробной плите княжны Шаховской можно прочесть: "Скончалась от операции доктора Снегирева". О Ясеневе, где, по словам Клеха, "хороши закаты, летние грозы и обильные снегом зимы"... В принципе, сколько горожан, столько и интимностей, и каждая из них обладает неоспоримыми достоинствами по сравнению со всеми другими интимностями.

Однако главная цель издания - не сопровождение читателя в его прогулках по тенистым аллеям, крутым горкам и заболоченным низменностям. Читатель прежде всего должен быть проинформирован относительно неофициальных культурных ценностей, сокрытых от глаз неинициированной публики. И это правильно. Однако в полной мере объективной карты бытования СИ не получилось в силу того, что составители в своем выборе были ограничены программой фестиваля. Поэтому в путеводителе присутствуют - к счастью, нечасто - чужеродные элементы и отсутствуют какие-то существенные явления. К примеру, почему-то есть довольно унылые выставочные залы "Замоскворечье" и "Измайлово", и нет радикальной XL-галереи и актуальной "Велты", есть чемпион официозности - Литинститут, и нет старейших литературных салонов - при музее Вадима Сидура и "Классики XXI века", есть газета для гипертрахнутых "Еще", и нет журнала "Арион", нет кинетического театра Саши Пепеляева... И вовсе не понятно, почему затесалась реклама турбюро с лукавыми словами директора оного: "С момента основания и по сей день мы не давали рекламы, все новые клиенты узнают о нас по рекомендации старых клиентов". Очень похоже на глас лужковского отдела пропаганды.

По поводу отсутствующих элементов возразить что-либо трудно: ну, не захотели альтернативиться, были вдалеке от родины, заболели, обессилили. Однако избыточные заставляют вспомнить крылатые слова Жванецкого: "Тщательнее надо, ребята!"

И все же "Гид" производит благоприятное впечатление. Как ни крути, неточности и огрехи неизбежны во всяком новом деле, особенно если оно реализуется в сумасшедшем темпе. Книга содержит массу полезной информации об актуальных явлениях в московской литературной, театральной, художественной, музыкальной, кинематографической и клубной жизни. Есть адреса, телефоны, часы функционирования и вполне внятные описания децентрализационной специфики.

И что особенно радует, в "Гиде" размещена информация о сетевых проектах, которые посвящены либо искусству, либо борьбе за гражданское общество. При этом не перепутан ни один линк. Есть очень забористые места, например, виртуальное мультимедийное масонское кабаре новой формации (http://come.to/cabare).

К неоспоримым художественным достоинствам книги следует отнести вкрапленные в текст там и сям фотоработы Игоря Мухина, посвященные тайной жизни чугунно-каменных московских идолов. В этом же ряду стоит и фото монументального Гарика Виноградова, виртуоза-бикапониста.