Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19991011.html

Билеты в гамбургский трактир. Честность - лучший товар?
Михаил Визель

Дата публикации:  11 Октября 1999

Рынок специализированных периодических изданий в последние годы бурно развивался. Отошли в прошлое тихие интеллектуально-диссидентские заводи - такие, как блаженной памяти "Химия и жизнь" и "Декоративное искусство". Плотные ряды журналов для бухгалтеров и охранников, собачьих заводчиков и кактусоводов заполонили прилавки киосков и лотки в переходах. Не говоря уж про несокрушимые никакими кризисами шеренги авто- и компьютерных журналов.

На прошлой неделе произошел наконец переход количества в качество, и эти журналы дозрели до состояния авторефлексии: вышел из печати первый, пилотный, номер журнала "Сообщение", ориентированного как раз на профессионалов СМИ.

Точнее говоря, не СМИ, а того летучего пока что, как эфир, занятия, которое стали именовать "пиаром" (добавляя порой некоторые колористические прилагательные), а сами авторы "Сообщения" предпочитают называть "РОСом" ("развитием общественных связей") или "гуманитарными технологиями".

В глянцевом 64-страничном журнале 10 рубрик: "Контекст", "Среда", "Мнение", "Практика", "Новости", "Практика", "Академия", "Магистр", "Курьер", "Книжный стенд" и "Гуманитарная фабрика". Заявленная периодичность - пока что раз в 2 месяца. Каждый номер журнала будет посвящен определенной теме: следующий после пилотного, ноябрьский, - информационным войнам, а следующий за ним, январский, - естественно, выборам.

Известно, что тяжелее всего протекают болезни у врачей, больше всего хлопот доставляют собственные дети педагогам, а сапожники, натурально, всегда ходят без сапог. Смелости создателей нового журнала - в первую очередь главного редактора Марины Щедровицкой и заместителя главного редактора Дмитрия Петрова - можно только позавидовать. Шутка ли - делать журнал для людей, не просто пресыщенных журналами, но, что гораздо хуже, прекрасно знающих, откуда в этих журналах что берется. И как оплачивается.

Впрочем, я полагаю, что двигала ими не только смелость, но и определенный расчет и твердое намерение занять пустующую пока что нишу.

Какую? Две как бы заглавные статьи в первой рубрике "Контекст" дают прямо противоположные ответы.

Рустам Арифджанов (шеф-редактор газеты "Версия") в материале "Виртуальный Анатолий жив!" призывает отказаться от писания по принципу "чтобы нравилось друзьям-коллегам" (практика, погубившая не одно прекрасное издание, ту же мостовщиковскую "Столицу") и писать так и о том, что заинтересует целевую аудиторию, какими бы смехотворными не казались эти ее интересы.

Ефим Островский же в материале "Вызов свободной печати", идущем прямо следом за арифджановским, декларирует необходимость создания журнала, который выполнял бы роль того самого легендарного гамбургского трактира, в котором, по Шкловскому, вели за закрытыми дверями свой истинный счет цирковые борцы, чтобы потом, зная себе цену, спокойно ложиться друг под друга по указке антрепренеров.

То есть применительно к нашим реалиям, - журнала, из которого с позором изгонялась бы любая заказная "джинса" и заигрывание с публикой, а с читателем, готовым заплатить за это дороже (по оценке Островского - это по меньшей мере 10% населения России), беседовали бы всерьез и на равных.

Судя по каламбурному обыгрыванию названия ("Со-общение", причем дефис на обложке заменен скрепкой), перед нами попытка именно такого рода, а вынесение вперед едкой, но совершенно на другую тему статьи Арифджанова - просто техническая накладка.

Такой же накладкой мне кажется помещение в "Книжном стенде" среди рецензий (довольно злых) на узкоспециальные книги позаимствованного из "Русского журнала" материала Антона Долина о "Generation П". Конечно же, в журнале о "пиаре" рецензия на последний роман Пелевина обязательна и неизбежна; но, как помнят читатели РЖ", цикл статей Долина появился еще ДО полноценного выхода романа. Неужели нельзя было заказать новый материал, с учетом как специализации журнала, так и всего того, что успели наговорить о "Поколении"?

Накладки в пилотном выпуске извинительны и - с учетом специфики издания - даже трогательны. Ведь мы же в Гамбурге, друзья, - можно не фабрить усы и не напруживать бицепсы.

Впрочем, я подозреваю, что потенциальная аудитория журнала может оказаться гораздо шире. Если бы в тот гамбургский трактир продавали билеты, они бы шли по двойной цене: честность - не только лучшая политика, но и лучший товар.