Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Книга на завтра < Вы здесь
В гостях у аэромонаха Cергия, или Диснейленд по-русски.
Дата публикации:  9 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Словарь терминов московской концептуальной школы. Составитель и автор предисл. А. Монастырский. - М.: Ad Marginem, 1999. - 222 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-93321-09-9.

Я писал уже, что Бычихин не любит художников которые рисовать умеют. Завидует потому чтоВзаимное подобие московского концептуализма и американского поп-арта определяется не только давними семейными узами (в 70-х они произвели на свет нигилистически настроенного, хотя и рентабельного отпрыска - соц-арт). Куда серьезней их связывает схожесть культурного статуса.

Америка - страна все еще молодая, но сугубо практичная. Не в пример Европе, здесь спешат объявить классикой, обнести пуленепробиваемым стеклом, сигнализацией и армией критиков все мало-мальски значимое, что рождено в ее арт-недрах. Таким счастливчиком в свое время стал абстракционизм Джексона Поллака, затем - поп-арт.

Отношение к национальным любимцам соответственное. Кто-то верно заметил - окажись злосчастное граффити Бренера не на холсте Малевича, а, скажем, на одной из "мерлинок" Уорхолла, и не в Амстердаме, а в нью-йоркском Museum of Modern Art, культурного героя не задумываясь бы расстреляли. Там же, с революционным баллончиком в руке. Такой уж у них взгляд на ценность классики, и попутно - на то, что ею является.

У нас, разумеется, все не настолько строго, но аналогичные мотивы присутствуют. По крайней мере, в кругах, близких к элите и авангарду современного российского искусства. Принцип тот же - ничего что куцее, на свет рябоватое, зато наболевшее, свое, другого не имеем, и значит - звезду.

Так с концом Советского Союза московский концептуализм из опекаемой немногочисленными подвижниками овечки Долли превратился в бряцающую триумфальными регалиями священную корову. Что в общем никак не сказалось на его герметичности. Реликвия и рада бы пастись на воле, однако содержать ее предпочитают непосредственно в храме. Слишком непредсказуемое впечатление производит она на пейзан. Дни, когда дело ограничивалось только любопытством или недоумением, прошли.

Случаются, правда, парадные выезды - наподобие недавней "Звезды МГ". Но это скорее насущная необходимость, профилактика неизбежной атрофии.

В основном же дело с ней имеют только посвященные жрецы. На них-то в первую очередь и ориентирован выпущенный в свет "Словарь терминов московской концептуальной школы": свод мантр, охранительных заклинаний и заговоров на все случаи столкновения с косной реальностью. Плюс - руководство по просвещению дотошной юности и отпугиванию оставшихся зевак. Книга узкоспециальная и по преимуществу магическая.

Для простецов же это - "полупрозрачный" путеводитель, "Guest Tour". В меру занимательный, в свою меру полный. С возможным "Join now" в конце. Что очень разумно - нестойкие отсеются, свои не преминут.

Итак, назначение и структура глоссария доступны.

Чего в большинстве случаев не скажешь о его содержании. Для непосвященных он, как уже было замечено, - тьма, но тьма особая - чарующая. Что-то есть во всех этих произвольных категориях, околомасонских аббревиатурах, исполненных жгучей клаустрофобии комментариях.

Да, труд блаженно темен и эзотеричен. Тем сильнее мерцают на его страницах зерна разнокалиберного бисера, тем призывней оказывается окружающий их мрак. Сторонний читатель, блуждая впотьмах по ветвящимся невиданным дорожкам, подспудно и надолго проникается сознанием величия творцов нового Лукоморья, или скорее русского филиала Диснейленда - лубяной избы-страшилки. А равно - ее обитателей.

Чего стоит один только аэроманах Сергий, чьи "иерархии" пребывают в таинственных "шизоаналитических" отношениях с "классом подарочных концептуальных объектов, вручаемых в кругу Номы".

Или самая Нома - группа, именующая себя производной от слова "НОМ", обозначавшего в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса.

Или сообщество неутомимых "нейропроходцев", новейших Данко, взявших на себя труд "созерцать и исследовать" - для блага грядущих поколений - "фантомные ганглии". Труд тяжелый несказанно. Вплоть до того, что приходится контролировать сумасшествие "с помощью "оператора-наблюдателя". Но, думается, они справятся. И тогда у каждого, в любом доме, как незабвенная лампочка Ильича, будет своя фантомная ганглия. Может, две. В комплекте с "оператором-наблюдателем" - ангелом-хранителем, или, если хотите, трансцендентальным секьюрити.

Да и много чего будет. И Треснувшая Матрешка, и Колобок с его имманентной колобковостью, и Мандалы Руководства. А надо всем этим, расточая дары и осеняя странников крылом, - тотальный и бессмертный бог-демиург Дискурс.

Кто-то, может, удивится - откуда это? зачем? Могло ли такое у нас прижиться? Да, могло. Только у нас. Больше того, прижившееся - Наше Все. Ведь "Россия - область проявления подсознательных, деструктивных аспектов западной цивилизации". А отнюдь не "точка "искусственной малости", в которой возможна перекомбинация причин и следствий", вроде Голландии.

Вот и тянем за собой свой крест - дискурс.

Не такие мы люди, чтобы нажитое бросать. Кроме того, из всего вышеперечисленного можно извлечь реальную пользу. И главное - быстро.

Вношу предложение.

Коль скоро лучшие наши умы столько лет положили на этот Диснейленд, бросать его на стадии разовых авторских поделок никак нельзя. Надо использовать во весь рост. И тогда к нам хлынет живая валюта, иноземные любители острых ощущений.

Сделать для этого нужно в общем немного: восстановить сталелитейное производство, реанимировать деревообрабатывающую промышленность, переконструировать фабрики детских игрушек. С их помощью обустроить повсюду на местах детских городков "уголки концептуализма". Один - самый большой - в Кремле, как эпицентре сбросов закордонного негатива.

Центральным печатным органом сделать газету "МК" - скорректировав, разумеется, название.

Далее. Санта Клаусов поголовно перепрофилировать в аэромонахов, Снегурочек - в стахановок-нейропроходок. Каждой придать медбрата, читай "оператора-наблюдателя".

Далее. Проспекты украсить сусальными ганглиями и соответствующими мессиджами-указателями: жрецов-толмачей обязать к написанию текстов, классиков - к исполнению в синюшном акриле.

А ля зловещая гжель.

Также нелишне заказать подзвучку - бурятским акынам, народному пятницкому хору и Надежде Бабкиной.

На основе указанного создать "бродилки", компакт-диски, экскурсионные буклеты.

Затем организовать спецтуры. И можно жить.

Запад веками сплавлял нам свою деструкцию, мы же сделаем из нее доходный бизнес, вроде охоты на медведей - Russian Intellectual Horror. The best of. Теперь наша очередь. Со временем и Россию наконец обустроим, и в передовые державы выйдем - хотя бы по экстремальному туризму.

Кстати, ради такого дела и Пепперштейна или Кабакова можно президентом избрать. Это не Бренер, так что эксцессы исключены. А если последний обидится, организует акцию и где-нибудь напачкает - тоже ничего, между творцами случается и не такое. Как эксклюзив включим в программу.

Главное, что в стране - сплошной прогресс, процветание и консенсус. Плюс поголовная грамотность - в рамках передовой деконструктивистской, постструктуралистской и пр. философии.

Спасибо концептуализму.

Забыл сказать, словарь станем использовать в качестве практического пособия. По завершении трудов отдельный экземпляр разместим в Мавзолее под специальным колпаком. С микроклиматом и подсветкой.

Считающих же его содержание кухонно-коммунальным бредом - на добычу руды и обработку древесины. Особо талантливых - в столярные мастерские, ваять Мандалы, "Матрешку с Трещиной" и исполинскую Колобковость.

Великий народ узнает своих героев. Герои - станут к нему куда ближе.

Счастье - обязательно придет.

Такие вот аз, буки, веди.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Люсый, Как делать мифы и превращаться в звезды, или Псы Аида /04.11/
Торшилов Д.О. Античная мифография: миф и единство действия.
Кирилл Куталов-Постолль, "Новое литературное обозрение", ## 37(3/1999)-38(4/1999) /03.11/
"Новое литературное обозрение" активно занято поиском новой актуальности.
Дмитрий Голынко-Вольфсон, Панофски Эрвин. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. /02.11/
Предметом расследования стали генезис и архитектоника понятия "идеи" - краеугольного кирпича европейской метафизики и идеалистических субъектно-объектных отношений (от "Федра и "Федона" Платона до "Критик" Канта, "Феноменологии духа" Гегеля и "Философии символических форм" Кассирера).
Александр Уланов, На изломе высказывания /01.11/
Чухрукидзе К. Pound &
Лев Московкин, Наталья Вакурова, Вопрос из зала: "Матвей, а вы разве еврей?" /28.10/
Матвей Гейзер. Семь свечей.
предыдущая в начало следующая
Денис Бычихин
Денис
БЫЧИХИН
Дизайнер новой формации
dbychihin@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Книга на завтра' на Subscribe.ru