Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19991124.html

Чтиво чтиву рознь
Наталья Проскурня

Дата публикации:  24 Ноября 1999
Алекс Норк (он же Дэвид Шалецкий). Кто здесь. Больше света, полиция! Подует ветер-1. Подует ветер-2. Слепая мишень. Смертельная белизна. // Серия "Реальность". - М., Издательский дом "Новый век", 1999.

Как вы читаете? Нет, не в смысле, что темно и неудобно, как Сирано де Бержераку в знаменитом финале, но: - Как вы читаете... это? - хочется спросить, глядя на сограждан в метро, углубившихся, скажем, в "Братву-3". (Надо полагать, "Братва-1" и "Братва-2" уже изучены).

Но хочется, знаете, расслабиться после работы. Массовая литература на то и рассчитана, чтобы отвлечься, отключиться, да просто не видеть лица окружающих. Ваше, например, румяный критик... А что вы, собственно говоря, можете предложить?

Действительно, трудно что-то предложить, при том что выбор обманчиво широк. Тем более трудно это сделать людям, отягощенным знанием литературы и того, что она в кризисе (впрочем, об этом писали еще в начале века - см. Ю.Тынянова - каковы же резервы выживания!). Поэтому остается только изумляться той самонадеянной легкости, с которой автор этих (см. заглавие) книг обращается к классическим жанрам массовой литературы, надеясь сказать что-то новое. Или не надеясь, а просто развлекаясь и развлекая читателя.

Современного избалованного читателя развлечь довольно сложно: он куксится и говорит, что "это уже где-то было". Тогда, как женщину или ребенка, его нужно слегка припугнуть, таким образом завладев его вниманием. Можно начать прямо с названия. "Кто здесь?" - и вы уже слышите мрачное пинкфлойдовское: "Is there anybody out there?" (с той же зловещей интонацией). И, конечно, не ошибетесь. На первых же десяти страницах - два ритуальных самоубийства, совершенных вполне благополучными американскими чиновниками. Потом по сюжету национальные спецслужбы обнаруживают, что по обе стороны океана разворачиваются, готовясь к захвату власти, две мощные противостоящие друг другу силы, которые, оказывается, уже действовали когда-то на Земле. Напряжение нарастает крещендо: в каждом (из нас?) начинают пробуждаться темные личности из прошлых жизней, они берут верх над сознанием - и бац! Вы проехали свою остановку.

Особенно удалось автору изображение манипуляций массовым сознанием (кстати, скоро выборы, вы помните?). Менее достоверны умилительные сцены дружбы наших и американских бойцов невидимого фронта, которые за чаем с малиновым вареньем (?!) решают общие задачи расправы со злобными монстрами из прошлых веков, угрожающими существованию нашей драгоценной цивилизации.

Вообще тема монстров явно близка автору. Естественно, это мутанты - и опасные: мучают и убивают доверчивых людей. Мутанты могут быть как земного, так и инопланетного происхождения (с последними сложнее - они невидимы, можно только ощущать на затылке их леденящее дыхание). По количеству трупов книги "Слепая мишень" и "Подует ветер" (1 и 2) сравнятся с любым кровавым боевиком - но как отчаянно ждешь смерти какого-нибудь отморозка, за которым вот уже 30 страниц охотится чудовище, а он пока ничего не замечает. Очень хочется снять напряжение, нагнетаемое автором, прилежно следующим законам жанра.

Но все же особых слов за впечатляющую по масштабам картину гибели цивилизации заслуживает триллер "Смертельная белизна". Нет, это не продолжение сериала "Скорая помощь". Триллер - мужайтесь! - океанический. Возникающий в сознании видеоряд достоин Голливуда. И хотя там тоже действуют мутанты, идея, честно говоря, мне понравилась: из-за какой-то безобидной твари (см., какой именно) заканчивается история всего человечества.

Автор вообще мыслит масштабно и современно: ни одного оптимистического финала. Везде, знаете ли, проклятые вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце (кавычки закрываются). И получается, что все вышеописанное создано вовсе не для развлечения. А автор - Алекс Норк (он же Дэвид Шалецкий - то и другое псевдонимы) тем самым выдал себя с головой, потому что кому же, как не русским, свойственно задаваться и мучиться разрешением разнообразных глобальных вопросов сугубо отвлеченного характера.

Во всем остальном автор безупречен: его герои (естественно, не Иваны) вполне правдоподобно проживают в виртуальных американских городках N ("Больше света, полиция!"). Действующие лица традиционны: есть там и шерифы, и симпатичные пожилые лейтенанты полиции, и блондинки (куда же без них!). И все же все эти американцы какие-то неуловимо "русские душою", а мягкий интеллигентный юмор, которым полны диалоги, через десять страниц позволяет вам забыть, что действие происходит на Диком Западе, а не на Петровке, 38. И как ни странно, именно эти диалоги, а не кровавые серийные убийства становятся, как сказали бы филологи, "жанрообразующим признаком" литературного мутанта, вышедшего из-под Норкового пера, - детектива-мелодрамы (авторское определение жанра).

Конечно, дело не в жанре. Если литература в кризисе, это ее, литературы, и литературоведов дело. Главное, чтобы интересно было ехать с работы домой.