Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/19991221.html

Последняя книга историка Бовыкина
Александр Самбадар

Дата публикации:  21 Декабря 1999

В.Бовыкин. Французские банки в России. М.: РОССПЭН, 1999.

В Москве в издании Российской политической энциклопедии вышла последняя книга Валерия Бовыкина "Французские банки в России" - плод многолетней работы в отечественных и зарубежных архивах.

Валерий Иванович Бовыкин (1927-1998) - яркий исследователь экономической жизни Российской империи. Еще в начале 50-х годов он заинтересовался источниками формирования русского капитала в годы перед первой мировой войной. Вполне естественный для выпускника МГИМО, вопрос практически не изучался в то время, "закрытый" пропагандистскими установками на априорную зависимость российской "полукониальной экономики" начала века от западных империалистических метрополий, которая рисовалась цитатами из ленинских выступлений в прессе и мифологии революционного движения, считавшей происходившее агонией "ощетинившегося международного капитализма".

Вопрос о деятельности и роли загадочных заграничных властителей молодой русской экономики невольно затрагивался в ряде исследований на протяжении 30 лет (например, в "Зарождении финансового капитала в России", М.,1968), но по разным причинам не получал целостного, единовременного рассмотрения. И дело было не только в идеологических препонах, весьма возможных при такой жесткой, немифологической постановке вопроса - ведь прежде всего Бовыкин был скрупулезным, дотошным архивным исследователем, который никогда не спешил с выводами, отдаваясь первому впечатлению.

Уже в 50-х годах пришлось признать, что архивы банков и обществ, находившиеся в российских городах, исчезли еще во время гражданской войны и разрухи, когда ими было принято топить и подтираться. Во Франции же процесс раскрытия банковских архивов начала века и допуска в них историков затянулся на несколько десятков лет. Тем не менее, утраты материалов крупнейших французских банков оказались восполнимыми: в отличие от России ими печи не топили. Следуя заветам основателя "Школы Анналов" Марка Блока, призывавшего рассказывать о том, как и когда был сформулирован и исследован вопрос, Бовыкин кратко описал свои удачные поездки во Францию и Бельгию. После десяти лет ожидания визы историк впервые оказался в архиве французского банка в 1972 г. По иронии судьбы последние материалы по вопросу были обнаружены Бовыкиным только в 1997 г.

Именно они позволили автору приступить к написанию труда, который является уникальным для экономической истории. Валерий Бовыкин создает синхронное историческое повествование об одном из самых ярких и противоречивых моментов истории России, в котором для него важна именно преемственность, последовательная причинность, а не случайные, хотя бы и яркие, "концептуальные" моменты. Суть книги - восстановить хронику событий, которые сами по себе достаточно занимательны, поскольку интересы французских Ротшильдов, "Сосьете Женераль", "Кредит Лионе" и др., оказались переплетенными с интересами и инвестициями русских обществ, частных компаний и лиц (среди них - премьер С.Ю.Витте, министр финансов Н.К.Коковцов и "государственный промышленник" А.И.Путилов). Особый исторический шарм - в письмах петербургского посла Франции, правительство которой старалось предостеречь от ошибок экономические предприятия с французским участием.

Из всей деятельности французских банков в России самой интересной является, на наш взгляд, история Русско-Азиатского банка, который, несмотря на "русское" название, был образован Путиловым при непосредственном участии французских гигантов - PARIBAS (Парижско-недерландский банк) и "Сосьете Женераль". На французских фондах и остатках проправительственного Русско-Китайского и Сибирского банков получился настоящий банковский трест, две трети акций которого контролировались французской стороной. Действия правления банка и Путилова находились под тщательным наблюдением французов. Но уже в 1912 г., через три года после образования нового банка, Путилов убедил французов предоставить ему полную свободу действий, несмотря на 240 тыс. акций, имеющихся у французских банков, и "запах жареного" - слухи о надвигающейся мировой войне. Поразительно, что даже в ситуации военного времени Русско-Азиатский банк сумел выплачивать дивиденды по более чем 100 тысячам акций, находившимся во Франции. Одновременно, несмотря на возрастающую нестабильность в российском обществе, банк старательно выкупал акции у французов, причем таким образом, что в 1919 г. "Сосьете Женераль" и ПАРИБА номинально утратили контрольный пакет над деятельностью русского партнера. Показательно, что несмотря на поражение в Антанте и триумфальное шествие советской власти, французы сохранили "русские" ценные бумаги и до сих пор ждут выплат по ним.

Но фундированность повествования только усиливается тем, как легко и занимательно удалось Бовыкину рассказать о тонкостях и перипетиях банковских дел. Традиционно труды по экономической истории пишутся на сложном, затерминологизированном языке; сейчас, правда, и книги по культуре тоже превращаются в своеобразную терминологическую ярмарку. Напротив, в книге Бовыкина речь предоставлена персонажам - переписке, переговорам, выступлениям в печати, - этот язык и является основным в повествовании. Сам автор выступает как будто в качестве комментатора (или режиссера?), так что только обратившись к ссылкам, можно понять, скольких операций потребовала склейка-освещение того или иного небольшого сюжета, часть из которых была восстановлена по косвенным свидетельствам. При этом он никак специально не акцентирует внимания на том, что именно он сделал, и, может быть поэтому, книга получилась такой компактной - всего лишь 225 страниц.

"Французские банки в России" - настоящий шедевр современной исторической литературы, который сочетает в себе тщательнейшую проработку источников за большой промежуток времени с необычной доступностью для чтения. С уверенностью можно сказать, что книга является настоящим открытием западных фондов экономики дореволюционной России, раньше известной лишь по апокрифам марксизма и книге Гиндина, вышедшей сразу после войны.

Напоследок отметим, что труд своей жизни Валерий Иванович Бовыкин дописал прямо перед отъездом на свою последнюю конференцию в Барселону. Издатели решили ничего от себя не добавлять, составили неплохие двуязычные указатели, список благодарностей оставили незаконченным...