Русский Журнал / Круг чтения / Книга на завтра
www.russ.ru/krug/kniga/20000118.html

Слон с хвостом рыбы
Олег Карелин

Дата публикации:  18 Января 2000

Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. Перевод с англ. - М.: Ладомир, 1999.- 488 с.; тираж 2200 экз.; ISBN 5-86218-346-9.

Представлять читателю столь маститого автора, как румынский философ и писатель Мирча Элиаде, - занятие неблагодарное. Ценителям серьезного научного чтения он известен давно уже неоднократно переизданными в нашей стране работами, посвященными мифологии. Тем приятнее поздравить ценителя с выходом очередного (после Азиатской алхимии) тома из планируемого издательством Ладомир первого в России девятитомного собрания сочинений Элиаде. Единственным недостатком которого будет, пожалуй, только его очевидная неполнота. Что ж, наследие автора действительно велико, а ситуация в книгоиздании далеко не так радужна, как хотелось бы. И до издания итогового труда, венчающего научную биографию Элиаде, шестнадцатитомной Энциклопедии религий нам еще предстоит дожить.

Впрочем, читатели в любом случае получили достойный подарок. В случае с Элиаде мы имеем дело с блестящим сочетанием дара художника слова и скрупулезного ученого, масштабы работы которого напоминают о титанах науки эпохи Возрождения. Его философия, подкрепленная эрудицией этнографа, фольклориста, герменевтика и эзотериста, будоражит умы уже более полувека. И столь же долгий срок во всем мире невозможны труды ученых в соответствующих областях знания без оглядки на Элиаде. Но его работы, безусловно, интересны не только специалистам. Потому что главное в них - это возможность вместе с автором увидеть картину исторического развития под несколько иным углом зрения. Не снаружи, а "изнутри".

Через кропотливое исследование памятников древних культур Элиаде ведет читателя к совершенно иному пониманию мира. В котором любая доисторическая наука становится не просто набором суеверий, но сводом извечных эзотерических приемов, не умерших полностью и в современном мире (можно ограничиться хотя бы таким простым примером, как расцвет в XX веке литературного жанра "фэнтэзи"). И не случайно Элиаде считается современным апологетом мифа. Он искал в мифе выход из "кошмара истории", утешение для человека и человечества. Возможность для человека осознать, вспомнить, понять самого себя.

Именно Очерки сравнительного религиоведения сам автор считал своим основным научным трудом. Основным в том смысле, что в более поздних работах он опирался на материал, систематизированный именно в этой книге. Начавшись как курс истории религий, прочитанный в Бухарестском университете еще до второй мировой войны, она выросла в труд, значение которого для современного религиоведения сложно переоценить.

Дело не только в своеобразии авторского подхода, который уже неотделим от истории современной науки. Тем более что его, как и многих других, можно вполне успешно вписать в некий ряд, научную традицию, проследить возможные влияния. Можно отметить хотя бы столь громкие имена, как автор предисловия к книге, выдающийся исследователь мифа Жорж Дюмезиль, Леви-Стросс, Леви-Брюль. Или знаменитую Морфологию сказки В.Я.Проппа. За огромным историческим материалом (а сам Элиаде считал себя, прежде всего, историком) открывается вечный человеческий вопрос, выбор, шаг от сакрального к профанному. Осознать который в полной мере можно лишь хотя бы однажды попав "внутрь", туда, где мифы мыслят в людях. Реальность "первобытного" человека оказывается здесь на удивление похожа на мир, который пытается исследовать ученый. Мир, в котором ни культурные герои, ни даже боги (например, боги германо-скандинавской мифологии) не отделены от людей непроницаемой границей сакрального.

Элиаде возвращает нас к порогу цивилизации. Туда, где только рождается История. И откуда в реальности выходит очень и очень многое в человеке современном, для которого даже смерть богов стала слишком привычной. И на смену циклическому времени "вечных возвращений" пришло разорванное время современной истории и даже эсхатологии, отсчитывающее время от сотворения мира до конца света. Тогда, на пороге цивилизации, сформировалось и чувство "потерянного рая" и отношение к познанию добра и зла, как к потере бессмертия. И ужас, который впервые в литературе испытал Гильгамеш - познавший Ужас Истории, который Элиаде готов приписать всей традиционной культуре. Но этому, в большей степени, посвящена другая его книга - Миф о вечном возвращении.

Неудивительно, что в вышедшей недавно энциклопедии Великие мистики двадцатого века Элиаде посвящена отдельная глава. Он действительно принадлежит к числу немногих сумевших заглянуть чуть дальше непосредственного предмета изучения (хотя, возвращаясь немного назад, хочу заметить, что для адекватного восприятия даже чисто исторического материала читателю отнюдь не помешает энциклопедия Мифы народов мира или Мифологический словарь). Возможно, это мнение покажется знатокам и специалистам достаточно вольным, но, как мне кажется, в отличие от человека "в вере", Элиаде сумел подняться над ней. Даже с учетом того, что некоторые суждения автора, можно, так или иначе, привязывать к христианству. Это не та или иная форма атеизма исследователя, окруженного богами "по долгу службы". Это - не экуменизм, слишком профанный, как большинство современных придумок. Элиаде мог быть христианином (что для индологов вовсе не правило), но в равной степени - индуистом или мусульманином. Потому, что его книги о том, что объединяет их всех.

Несколько слов почти всерьез - в качестве завершения.

Товарищи! Даже для чтения "фэнтэзи" определенные познания вовсе не помешают. Авторов, способных сравниться по плотности информации с Элиаде, в мире существует очень и очень немного. А словари и энциклопедии все же совсем для любителя. Желающие могут выбрать себе бога или героя по собственному вкусу. Мирные и не очень. С требованиями и не сильно. Пахать, сеять, убить, изнасиловать - недорого...

Я вот выбрал себе слона с рыбьим хвостом...