Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 7 сентября 2000
Дата публикации:  14 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

События: в Москве открылась книжная ярмарка, новый роман Акунина вышел под двумя обложками, конкурс на продолжение рассказа Акунина, конкурс "Х*йку-2000", в России вводится новая орфография.

Публикации: пьяные интервью Владимира Высоцкого, предсмертные дневники Сергея Шерстюка.

Клубы: презентация "Антологии русской поэзии", вечера Нугатова в Москве и Кобрина в Питере.

Проекты: комиксы Ильи Китупа.

Вчера в Москве открылась международная книжная ярмарка

Официальное название - ХIII ММКЯ. Вот расписания презентаций и встреч (раз и два), вот интервью с и.о. гендиректора Освянниковым.

Впечатление 57-й павильон ВДНХ (не хочется писать ВВЦ) производит серьезное. Есть даже живая обезьянка и попугай, развлекающие гостей на территории "ОЛМЫ". Множество буфетов, внизу ресторан. Объявления - "На стенде издательства "Вагриус" заканчивается встреча с Эльдаром Рязановым, через пять минут начнется встреча с Шамилем Тарпищевым... На краю ярмарки, на стенде издательства [нрзб] идет представление книги стихов Андрея Дементьева "На краю жизни"...". Рязанова теребили молоденькие девчушки, фотографировались с ним, как с обезьянкой. Дементьев сидел в мрачном одиночестве. На втором этаже открывалась огромная фотовыставка про жизнь Рона Хаббарда. Смешнее всего выглядит стенд "Книги издательств Украины": вместо книг там пирожные и шампанское.

Аренда самого дешевого стенда (6 квадратных метров) стоит около полутора тысяч долларов. Конечно, существовала "гибкая система скидок" (один приятель-издатель сказал мне, что сбил аж 40 процентов, но пришлось долго ходить унижаться), были и бесплатные стенды (такой предоставили, скажем, толстым литературным журналам, один на всех: по свидетельству дежурного, за первые пять часов работы ярмарки ни одного журнала не купили), но все равно: суммы приличные. И говорит это о том, что дела у русской книги идут вовсе не плохо. Новая Маринина (роман именуется "Когда боги смеются", ссылку на мое мнение о нем вы найдете в выпуске новостей через неделю; пока лишь скажу, что он получше двух последних, но тоже не фонтан) издана тиражом 250 000. Для первого тиража это сумасшедшая цифра. Новый Акунин (рецензия здесь) продается так: первый час в магазине "Москва" на Тверской - 40 штук, первый день - 400, первые десять дней по стране - 50 000. Печатают еще 50. Так что, господа, пишите романы. Лично для меня главным событием первого дня стал конверт с авансом, который я получил от главреда "Невы" Гришечкина: в ноябре он обещал выпустить мой боевик "Акварель для Матадора" (ближе к делу появятся главы в сети).

Работает ярмарка до 11-го. Если вы в Москве - идти обязательно. С детьми.

Новый роман Акунина вышел под двумя обложками

Итак, Борис Акунин издал новый роман - под названием "Алтын-толобас" - в издательстве "Нева-ОЛМА". Это означает переход в новую весовую категорию: питерско-московский концерн распространяет книги по всей России, в то время как предыдущие издатели Акунина торговали преимущественно в двух столицах. Ни одна из шести книг про Эраста Фандорина не преодолела пока рубежа в сто тысяч экземпляров, хотя все они к нему приближаются. Руководство же "Невы" пообещало писателю продать 300 000 экземпляров: тираж не уровня интеллектуальных беллетристов (скажем, роману "Сами по себе" вряд ли грозит больше тридцати; пока продано пять тысяч), а уровня Марининой и Бушкова. Другая среда, другой контекст: попсовый, базарный.

Но для этого контекста недостаточно иметь издателя, расставившего лотки от Бреста до Владивостока: нужен и соответствующий продукт. Облегченный, лишенный всякой литературной игры. Удовлетворить массового читателя и не потерять лицо: задача сложная. Справился ли с ней наш "главный писатель"? Составитель "Шведской полки" полагает, что нет, мне кажется, что да, а мнение автора см. тут.

Роман вышел сразу в двух обложках: одна для продажи "по России" (для чего издатели вставили книжку в раскрученную серию "Огни большого города"; читай здесь о знатном авторе "Огней" Д.Вересове), другая - по замыслу, менее попсовая, - для столичных поклонников Эраста Петровича (и серия именуется "Приключения магистра", Фандорина-внука). Но ужасными, в общем, вышли обе обложки: что "народная", что "интеллигентная".

Больше в загашнике Б.Акунина готовых романов нет; следующего будем ждать несколько месяцев. Пока автор полагает, что это будет "Черный монах" - вторая книжка серии про сестру Пелагию.

Конкурс на продолжение рассказа Акунина

Впрочем, многие из вас, наверное, еще не читали рассказа "Тейбл-ток" - он публиковался в одном журнале, но из читателей гуманитарных интернет-ресурсов тот журнал мало кто читает. Потому "Современная русская литература с Курицыным" (где, несмотря на переезд новостей в "РЖ", будет продолжаться публикаторская деятельность) - совместно с Г.Чхартишвили решили провести конкурс. Несмотря на игривое название "Один раз - не Эраст", дела обстоят очень серьезно: в уединенной усадьбе происходит леденящее душу преступление. Вы можете прочесть половину рассказа, попробовать отгадать, что же там было на самом деле (собственно, воспроизвести логику Эраста Фандорина) и выиграть приз. За первую неделю конкурса пришло два ответа: вроде негусто, но оба, на мой взгляд, интересные и изящные. Оба, однако... Впрочем, не буду подсказывать... Поскольку к новостям присоединяется аудитория "РЖ", постольку продлеваем конкурс на неделю: вторая часть рассказа и имена победителей будут опубликованы 21 сентября.

Конкурс "Х*йку-2000"

А известный сетевой и несетевой юморист Лео Каганов предлагает всем участвовать в конкурсе "Х*йку-2000". Идея проста, но эффектна: японское трехстишие, кое одновременно являлось бы акростихом. Зная специфику интернет-юмора, можно догадаться, на какие слова прежде всего составляются акростихи.

Йоп... снова повис "Фотошоп".
Утерян бесценный эскиз...
Хрен с ним.
(Артемий Лебедев)


Ходят кони над рекой
Уже вечер, но спуск найти все не могут.
Yes! прыгнул в воду один...
(Дмитрий Антонов)

Я тоже попробовал: не так-то это просто оказалось. Прежде всего потому, что на "й" очень мало слов.

Грядет реформа русской орфографии

Впрочем, скоро слов на "й" может стать больше. Скажем, появится слово "йошь" в смысле нынешнего "ежа". Это шутка, но реформа не шутка: готовится она Академией наук давно, и, кажется, созрела наконец. Динамика ясна: упрощение. Большее доверие к принципу "как слышится". Вместо парашюта будет парашут и пр. Какое к этому делу должно быть отношение у образованного сообщества, тоже ясно: реформу нужно принимать, ибо это естественное движение вещей, но, с другой стороны, непременно следует вздохнуть в режиме ╚Ах, что-то все-таки потеряется...". Очень ярко эту позицию выразил в "Вестях" Михаил Визель. Либеральный консерватизмик - вот как это зовется. Моя позиция, в общем, такова же. Можно здесь поставить точку, а можно порефлектировать над своим позиционированием. Есть в этом "с одной стороны, с другой стороны" какая-то интеллигентская ужимка, желание сделать мину в игре, к которой ты не имеешь отношения.

Другое дело - та жизнь языка, на которую ты влияешь. Я, скажем, отношусь к тем людям, которые утверждали и утвердили в слове "дискурс" ударение на первом слоге (то есть неправильное с точки зрения французского оригинала): вот это реальное действие. Участие в истории.

Другое дело - радикальные практики. Представьте себе орфографию по Линкси (создатель Даун.Ру и вообще человек-интернет-оркестр). Вот апофеоз принципа "как слышится": "Многие спрашивайут... пачему симвал ДаунРу красный крест?.. Ответ прост - шоб заметно из далека было и в глаза брасалась со страшной силой и без зазренийа совести... веть мы такие!"...

Пьяные дневники Высоцкого

В высшей степени странную публикацию предлагает нам журнал "Урал". Некий человек, который представляется - да, так запросто - гэбэшным сексотом, якобы вел по заданию конторы на протяжении многих лет записи своих пьяных бесед с Владимиром Высоцким. И тот будто бы обо всем знал, но человека не гнал и диктофон его об стену не разбивал. История фантастическая, но, наверное, правдивая: интонации певца Вани и Зины узнаются. Выглядит он туповато, но - что делать - не дай Бог каждому из нас услышать со стороны свой застольный треп.

В. (стряхивает пепел сигареты за окно, вспугнув голубей с карниза). Ты вот сказал - я вру! Лучше слушай, чем закончился урок музыки, и поймешь, что я чистую правду говорю. (Хитрая улыбка играет на губах.) После бельканто учителка сердито спрашивает: "Каких ты знаешь композиторов?" А я ни в зуб толкнуть. Стою и пялюсь на кореша, мол, выручай. Тот, не будь глуп, взял книгу, стукнул по парте. "Бax!" - выпалил я. "Правильно", - сказала учителка. Кореш выдрал из тетради листок. "Лист", - прошелестел я. "Молодец, еще", - просит учителка. "Членников", - говорю я. А учителка: "Во-первых, не Членников, а..."

Г. "...Хренников. Во-вторых, ты, Никитин, убери подсказку".

В. Постой... хм... откуда ты это знаешь? Я тебе уже рассказывал?

Г. Хватит тебе меня дурачить: это же с бородой анекдот про Вовочку!

В. (швыряет окурок в форточку, затем подходит вплотную ко мне, по-мальчишески встает на цыпочки и заглядывает мне в лицо). А я, по-твоему, кто? Вот то-то...
Г. - это, как вы поняли, сексот. В другом месте он высказывает пронзившую меня мысль: "Говорят, что чем глупее рыба или птица - треска, пингвины, кулики, ржанки - тем вкуснее их мясо..."

Предсмертные дневники Сергея Шерстюка

Вы слышали - пусть краем уха - об этой истории. У художника-гиперреалиста Сергея Шерстюка сгорела жена. В прямом смысле слова: свидетели видели, как актриса Елена Майорова выбежала на лестничную клетку в пылающем платье, но не смогли ее спасти: тут же вспыхнуло и тело. Сергей сгорел - уже в переносном смысле - ровно за 9 месяцев. Дневник этих 9 предсмертных месяцев и публикуется теперь в журнале "Октябрь". Читать неимоверно тяжело, в глазах слез больше, чем букв, и вообще непонятно, следовало ли это печатать. Но если уж это появилось - попробуйте хотя бы цитату.

"30 сентября, 0.50 ночи

Любимая, слушаю ноктюрны Шопена и смотрю на фотографию: ты держишь в правой руке два белых гриба, на пальце обручальное колечко, в левой - подосиновики. За твоей спиной наша летняя кухня, нежная и зеленая тень, солнце на диком винограде, грибах, плечах и волосах, ты безо всякой косметики, такая простая и необыкновенно любишь жизнь, которой тебе осталось немногим больше месяца. Не знаю, сколько точно, но на этой же пленке день рождения Светы, а было оно 25 июля, какая же ты была красивая в стальном костюме! Кстати, часто на последних фотографиях ты сбоку или едва в кадре и так печально и таинственно заглядываешь в мои глаза. Что же такое ты знала, если так любила жизнь?

А вчера на кладбище случилось именно то, чего я так долго ждал. Вчера... Я был, конечно, хоть водка меня и не берет, все же пьян. Когда мы подошли к твоей могиле, выглянуло солнце, Вета Седова высыпала на могилу твои любимые семечки для птичек, я отломил кусок свежайшего батона и положил рядом, взял твою рюмку, а в ту, точно такую же, которую привез с собой, налил смирновку "Сухарничек" и поставил на могилу".

Да, ребята, есть такие вещи... Не знаю какие, но знаю - есть.

Презентация американской антологии русской поэзии

Летом, как известно, всякая жизнь - театральная, галерейная и пр. - затихает. То же самое относится к литературным салонам - кураторы уезжают на каникулы, и любителям выслушать тихим вечером порцию-другую стишков приходится перебиваться аудиокассетой "Б.Пастернак читает переводы из Гете". Но в этом году ситуация немножко иная. Во-первых, появился клуб "О.Г.И.", где каникул нет. Во-вторых, и другие салоны сократили свой отпуск: заканчивают сезон в конце июля, а в сентябре открывают двери. В общем, состоявшуюся 31 августа и 1 сентября презентацию американской книжки "Антология современной русской поэзии" можно считать началом нового сезона. Она прошла сразу в двух местах - в закрытых пока для регулярной деятельности "Классиках 21 века" и в упомянутом "О.Г.И.". Это было разумным решением: в "Классиках", помимо чтения стихов, состоялась дискуссия о книжке; в "О.Г.И." - ели и пили.

Представляли антологию ее составители - поэты Вадим Месяц и Джон Хай. Человек тридцать стихотворцев прочитали за два вечера свои сочинения. Книга, вообще, заслуживает всяческого внимания: это самое полное на сегодняшний день представление американской публике текущего российского виршеплетства... 84 автора. Конечно, "братская могила", но если я - англоязычный любитель поэзии, мне будет очень занятно листать этот том и удивляться разнообразию форм. Тираж антологии - 2 тысячи экземпляров; аналоги были, но далеко не такие представительные.

Вечер Нугатова в Москве, вечер Кобрина в Питере

Расписания всех московских вечеров вы всегда обнаружите на "Вавилоне", расписания питерских вечеров в сети нет, хотя и обещано Дарьей Суховей этой осенью. В новостях я буду рекомендовать вам одно-два-три события на свой вкус. Ну, во-первых, сегодня в Москве два вечера, может, кто-нибудь успеет прочесть и прийти. В "Классиках" в 19.00. приехавший из Нью-Йорка презентовать антологию Вадим Месяц, в "О.Г.И." в 20.00. - Александр Бараш, приехавший, в свою очередь, из Иерусалима.

12 сентября, во вторник, там же поэтический вечер и презентация книги Валерия Нугатова (Полтава). "Недобрая муза" (изд-во "Автохтон"). Начало в 20.00. Рецензия Д.Давыдова - здесь.

Из питерских чтений рекомендую такое: 14.09.00, четверг, в 18.30, Музей Ахматовой, видеогостиная. "Non-fiction". Вечер эссеиста Кирилла Кобрина (Нижний Новгород). Презентация его книги "Описания и рассуждения" (М.: Дом интеллектуальной книги, 2000). Адрес Музея Ахматовой - Литейный пр., 53, под арку, через сад. Место не то что отстойное (как можно!), но довольно чопорное; впрочем, сад со скамейками все искупает. Посмотрите аннотацию "Описаний и рассуждений" в "Экслибрисе": там великолепная цитата.

"Пропеллер": комиксы Ильи Китупа

Китуп - русский поэт и художник, берлинский житель, открывает свой проект "Пропеллер", где обещает радовать публику стишками, комиксами и комментариями к комиксам. Первый выпуск появился сегодня.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru