Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 30 октября 2000
Дата публикации:  30 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Берлин: Потсдаммерплац и "После стены". Ганновер: Экспо-2000. Франкфурт: книжная ярмарка. Ганновер, Гозлар, Мюнхен: искусство в кирхе - почему нет? А также шорт-лист премии Белого.

Михаил Алленов некогда возмущался табличкой "Не работает по техническим причинам" на, скажем, телефоне-автомате. Так писал: "Техника, не работающая по техническим причинам, - это просто неработающая техника!"

Честное слово, именно по глубоко техническим причинам не появилась в ваших компьютерах вместо прошлого выпуска новостей анонсированная глава романа вашего покорного слуги "Акварель для Матадора". Появится. Но не сейчас. Сегодня - краткий отчет об отпуске, в четверг - нормальный выпуск "уикли", литературные новости. А главу тиснем ближе к делу - то есть к бумажной книжке.

Калигари на площади Звезды, Харинг на перекрестках

В Берлин я попал впервые пять лет назад и с тех пор при всяком музыкальном случае старался туда заглянуть, предположив, что именно последние пять лет века будут вспоминаться видевшими сей город вечно. Шутка ли - самая большая в истории рода людского стройка. Яма размером в полгорода. Огоньки сварки в глубине, синие куртки строителей, штабеля разноцветных блоков, тюбингов, кабелей, пупырей. По два индустриальных фотографа на каждом из миллиона журавлей-кранов. Новый Берлин, представленный макетом в знаменитой Красной Будке на Потсдаммерплац, заранее разочаровывал: какой-то сплошной баухаус.

Вот, наконец, кусок нового Берлина построен. Стройка продолжается, но яма уже не такая впечатляющая. Зато обмануты скептические ожидания: новая архитектура очень даже впечатляет. Не буду рассказывать о Рейхстаге или отеле "Альт Моабит", перед которым непостижимым образом вращается в фонтане, словно волейбольный мячик, гранитный шар весом не меньше тонны. Лишь пару слов о самой Постдаммерплац.

Скажем, громадное здание "Сони" выглядит, если смотреть со стороны, просто тончайшим листом коричневого металла. Небо на площади между несколькими такими причудливыми монструозинами закрыто белым пластиковым куполом, похожим на высшее насекомое. Ну, площадь Звезды из "Трех толстяков". Насекомое вечером подсвечивается разными прожекторами, оттенок меняется каждую минуту, будто весь райончик летит себе по Космосу сквозь хвосты теплых комет (то есть он и летит, строго говоря, вместе со всей землей, ну да ладно). Разумеется, все во всем отражается. Эта неизбывность современного дизайна-зодчества может раздражать и утомлять, но не в Музее киновот еще про него), куда мы попали, поднявшись на случайном лифте над площадью.

Поехали чисто с высоты посмотреть, выходим на лестницу, а там бах - Музей кино. Закрыт. Поздно уже. Толкнули дверь - не замкнута. И оказались мы в черно-зеркальном лабиринте, вокруг тысяча мониторов разных размеров с кадрами из всего подряд, и переходишь из зоны одного звука в зону другого - то немецкие фразы струйкой в ушко проструятся, то советская музычка. Будто попал прям внутрь фильмы, да не какой-нибудь, а самого что ни на есть немецкого экспрессионизма. На витке лабиринта, посвященного врачу Калигари, мы, что ли, зашумели, нас где-то в недрах услышали, и скоро возник служитель, который и указал шкодам туристам в сторону зашея.

А еще в Берлине проходит двухсполовиноймесячник (6 сентября - 25 ноября) Кейта Харинга - его пляшущие человеки стоят на всех углах и нарисованы на телефонкартах. А, чуть не забыл - в Гамбургербанхоффе выставка "После стены": искусство стран Восточной Европы. Огромная - основную экспозицию почти всю разобрали. Похожа на скандинавский постмодернизм: в том смысле, что все те же идеи, что у взрослых, но уровень ниже. Но у восточных выше, чем у северных. Но ниже, чем у взрослых...

Бьорк под водой

В Ганновере - всемирная выставка (завтра закрывается). Газеты жаловались, что народу мало, однако когда мы были, лом стоял, как ложка в борще. Последние дни. Жанр - парк гуляний-развлечений. Довольно дорогой (кебабы вдвое дороже, чем в городе; билет с утра стоил 70 марок, с трех часов - 50, и только после шести - 15; работала вся лепота до полуночи). С базарами (в африканском павильоне особо много торговали).

Мне было интересно сравнить это с большими художественными мероприятиями - вроде Венецианской биеннале. Принцип-то схожий - занятная организация пространств. Вывод: павильоны для Экспо в большинстве случаев придумывают и делают люди глубоко неталантливые. Идеи - на порядок слабже даже хотя бы и "После стены", и вообще любой пристойной выставки. Ходишь и за голову хватаешься: надо же столько денег ухнуть в трубу.

Но зато - столько денег. Сколько ни у каких художников нет. И в тех редчайших случаях (в немецком павильоне, во французском), когда деньги совпадают с идеей, эффект получается ошизительный. Вот был павильон Исландии. Ярко-синий куб с гранью метров в двадцать. По всем граням постоянно течет вода. Внутри - лестница круговая. Поднимаешься и смотришь вниз, где на круглом экране (тоже вода) виды Исландии, снятые с вертолета. По стенам - список всех исландцев, которые когда-либо жили или сейчас там живут. Музыка. Время от времени экран взрывается фонтаном - струя воды бьет в потолок, в котором в этот момент открывается окошечко и впускает встречную струю. И немного окатывает тебя. И можно часами стоять и медитировать, как в Храме, как у лучших работ, например, Билла Виолы. Но только если Храм сравним по размаху, то искусство - пока нет.

Или... Ну ладно, можно долго рассказывать. У меня ж краткий отчет...

Кулик в подушке

Книга такая - 100 художников современности из разных стран. Альбомчик как альбомчик, но упакован в прозрачную надувную подушку. И так далее. Весь Франкфурт в выходные - детей под мышку и айда книжки тискать. Книжная ярмарка она и есть книжная ярмарка. В русский отсек заходишь как в "ОГИ" - те же лица. В нерусский - подивиться многобразию форм и качеству полиграфии. Вот я отчет во "Время МН" написал. А Вероника Хлебникова - написала в "Вести".

Искусство в церкви

Так что, вернемся в Храм. Тот же Виола делал инсталляции в церквях. Хорошее актуальное искусство в доме Божьем - это совершенно логично: организуя среду, оно изменяет твое сознание, вызывает религиозное чувство, провоцирует на медитацию (нужное подчеркнуть). И, похоже, дружба художников с церковниками становится модной. В Германии мы видели в одной из церквей брошюрку "Искусство в кирхе - почему нет?" И в трех кирхах видели само искусство.

В Ганновере в церкви разбили райский сад: пальмы растут, ручейки текут, птички поют. Я даже имени автора не нашел - вроде просто проект к Экспо. Но очень эффектно.

В Гозларе (пряничный средневековый городок) в Маркеткирхе - группа AX - S 84 выставила маятник Фуко, с которого с редкими промежутками капает в песок жидкость цвета крови (ха, нашел фотку, а там другой цвет). Тоже очень эффектно.

А в Мюнхене, в церкви Святого Беппо, Франц Хавер Эдер просто вывесил милые зарисовки - символические портреты разных городов.

Возможно ли это у нас? Баха пели в англиканской церкви. У православной отношения с актуальным артом сами знаете какие, но если начать их налаживать через Кошлякова или Бродского, то, может, чой-то когда-то и выйдет.

Плюс одна новость

Сегодня в Питере объявят шорт-лист премии Андрея Белого за 2000 год. Комментарии в четверг, а шорт - вот.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 12 октября 2000 /12.10/
События. Гао Синьцзян - нобелевский лауреат по литературе. "Вести.Ру": почему загибаются проекты для умных? Академия критиков: первый ежегодник. "Национальный бестселлер": Виктор Топоров объясняется.
Впечатления. "Москва" Зельдовича и Сорокина.
Публикации. "Похороны кузнечика" Николая Кононова, "Человек мистический" Александра Иванченко, интервью Полины Барсковой, мир чувственной Щербины.
Клубы. Андрей Левкин в "Авторнике".
Проекты. Продолжается Немиров + "Не выходи из комнаты". (отзывы)
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 5 октября 2000 /05.10/
События: окончательная смерть Бродского, Букер-Смирнофф - масло масляное, Лихачевские чтения, открытие сезона в "Амплитуде".
Впечатления: Лито Стерна офф-лайн.
Проекты: кафе "Анна".
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 28 сентября 2000 /28.09/
События: Первые Лихачевские чтения (анонс). Григорьевские чтения (анонс). Пирогов переехал в РЖ. Айдентити Хулио Пакито. Библиотека истфака МГУ.
Публикации: "Переводчик" А.Карива, "Карамазовы казармы" А.Хуснутдинова, "Я, Он, Тот" С.Соловьева; интервью Бориса Гройса; А.Агеев о критике, я о молодой поэзии.
Клубы: Шаманские камлания в "Амплитуде".
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 21 сентября 2000 /21.09/
События: Очень хорошая тантра от Бориса Гребенщикова. Смерть журнала "Волга". И много конкурсов - завершился "Один раз - не Эраст", открыты "Матадор на Луне" (призы до $100) и Имя Журнала (приз 1000 рублей).
Публикации: "В круге первом" А.Солженицына, "Судьба бытия" Ю.Мамлеева, беседа Гольдштейна и Пепперштейна.
Клубы: Открытие сезона в "Авторнике".
Проекты: Список самоубийств.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 7 сентября 2000 /14.09/
События: в Москве открылась книжная ярмарка, новый роман Акунина вышел под двумя обложками, конкурс на продолжение рассказа Акунина, конкурс "Х*йку-2000", в России вводится новая орфография.
Публикации: пьяные интервью Владимира Высоцкого, предсмертные дневники Сергея Шерстюка.
Клубы: презентация "Антологии русской поэзии", вечера Нугатова в Москве и Кобрина в Питере.
Проекты: комиксы Ильи Китупа.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru