|
||
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь |
Курицын-weekly от 2 ноября 2000 Дата публикации: 2 Ноября 2000 получить по E-mail версия для печати Впечатления: "Кысь" Татьяны Толстой - пишут Парамонов, Псой Короленко и я. Милицанер и мент поганый Сегодня исполняется 60 лет поэту и престидижитатору Дмитрию Александровичу Пригову (по какому случаю - мероприятие в клубе "Дом"). Неделю назад отметил свое 50-летие Александр Викторович Еременко, поэт и старший матрос. Авторы разных манер и школ, вряд ли большие поклонники друг друга, и то, что у одного поганый мент, то у другого - Милицанер, но именно они - наряду с Бродским - оказали самое серьезное влияние на отечественную поэзию рубежа тысячелетий. Еременко бросил писать 10 лет назад, Пригов по-прежнему активен, вопит кикиморой и даже роман сочинил, но творческое поведение обоих может учить одному: верности своему сюжету и стилю жизни. Прздр, рипс гуррагча! Белое и новое О шорт-листе премии А.Белого-2000 вы уже знаете. Я обещал краткий комментарий: по обыкновению, достойный список. Дружеская шутка про маленькие слабости: хотел было удивиться присутствию в финале книжек Добренко и Файбисовича, все же заметно уступающих остальным номинантам, но потом сообразил, что это продукт издательств, чьи сотрудники - члены Комитета. Как брат-2 сказал черной девушке: "Д-ладно, чо ты..." А премия "Дебют" собирает завтра в 13 часов пресс-конференцию в Домжуре. Будет объявлен лонг-лист - позиций всего около ста по пяти номинациям. Координатор премии утверждает, что всего было прислано 25 000 работ. Двадцать пять тысяч! Что же, буквами наша земля фиг когда оскудеет. К чему вернемся позже - когда речь о "Кыси" пойдет. Комментаторы и активисты Вышел номер "Комментариев" (по счету 19-й), полностью посвященный памяти Сергея Шерстюка. Состоит из предисловия Игоря Клеха и из тексов Шерстюка: роман, дневники, зарисовки, штучки. "Чтобы попасть в подводный мир, нужно надеть маску. Что ж надевает ангел, устремляясь в земной мир?" Интернет-версии пока нет, и вообще она зависла, но редакция получила какой-то небольшой грантец и обещает обновление сайта. А в Питере образовался усилиями Дмитрия Голынко-Вольфсона комплексный сайт про питерскую словесность. Список лучших авторов - пока работают несколько ссылок, вот сам плавный Голынко: Местные асы магистратуры и соискателибакалавриата снабжали нас дозою мескалиновой, марками кислоты или экстази таблетками Рядом искрило море катодными электроскатами Возле кадок с карликовыми эвкалиптами вечерами впадали мы в эпилепсию Такие там питерские Голынки. Кроме них, есть попытка литературного расписания (пока не очень фурычит) и раздел "Рефлексии". Хоролший будет сайт. Приютивший же его "Активист" - это питерская "Афиша". Бог и сеть Боже, Интернет храни!Серверов свободных! Чтобы никогда наш траффик не затих! А кто будет хаять новую Россию станция из космоса е*нется на них! Подробности того, как Леха Андреев сочинял гимн России по рецепту Жириновского, - см. тут. Русь и "Кысь" Коллекцию рецензий на "Кысь" (числом 9 за кратчайший срок) составить было нетрудно, идя по ссылкам в "Шведской лавке". Только номера "Времени МН" висят в сети лишь по неделе, потому пришлось специально выложить статью Бориса Парамонова - самый пафосный гимн долгожданному роману. Смеху ради выложилась также работа Псоя Короленко ""Кысь" не читал, но одобряю". Полноты ради пригодилась бы рецензия Дм.Быкова из "Вечернего клуба" , но сайта у клуба нет. Могу познакомить с цитатой: "Книга Толстой продиктована сугубо книжным, подлинно литературоцентричным опытом. Живой России в ней нет, хотя репортаж из любой русской деревни говорил бы о мутациях национального характера или уклада в тысячу раз больше и ярче, чем весь роман нашего автора. Беда книги в том, что написана она о несуществующем будущем несуществующей России, на материале чистой абстракции, - но для постановки общечеловеческих проблем автору не хватает, увы, масштаба личности. Слишком хочется там сострить, здесь подмигнуть, тут спровоцировать критику..." Задорное, в общем, мнение. Я же написал о "Кыси" в завтрашний номер "Времени МН": впрочем, цитирую соответствующий фрагмент полностью: "Действие "Кыси" Татьяны Толстой (Подкова, Иностранка) происходит в Москве лет через двести с гаком. Случился Взрыв, мобильников и электричества нет, людей осталось чуть, по болотам растет ржавь, в лесу сидит кысь, главным блюдом является мышь, над верхушкам клелей и дубелей летают черные зайцы. Главный герой - маленький человек - работает переписчиком. Переписывает всю русскую литературу, которую якобы сочинил текущий правитель города карла Федор Кузьмич. Бедствует, иногда и худой мыши на ужин не имеет. Потом женится на дочке Главного Санитара (так называется местное ГПУ), катается в сыре-мысле, нежится в перине, но скоро начинает тосковать. По чему? До по буквам! У тестя прихована старопечатная библиотека, герой погружается в беспробудное ковровое Чтение, а когда книги кончаются, берет санитарский крюк и идет убивать-книги добывать. До сего или почти до сего момента - прекрасный сюжет ("сужет") для притчи. Лучшие страницы - первые полторы сотни. Про маленького человека на ледяных ветрах бытия: с чудовищной пронзительностью выписанная русская тоска и хандра. Вот-вот начнется что-то очень страшное. И рядом с пропастью этой непроглядной, как и в рассказах Татьяны, - хищный цинизм глазомера. Высокое мастерство радует безотносительно к предмету: и над фантазиями о Последствиях (у каждого живущего после взрыва свое Последствие: у кого три ноги, у кого хвост) трудно не смеяться. Голубя после "Кыси" трудно именовать иначе чем "птица-блядуница". Это сочетание пронзительности и расчета и создает "глубину резкости", чудо Толстой. Но потом в романе что-то ломается. Читатель "Времени МН" уже знаком с версией Бориса Парамонова: будто бы "Кысь" есть окончательное разоблачение национального неумения жить в истории, а лишь в мифе, а также русского логоцентризма. Дело не в том, насколько эта мысль актуальна (вряд ли она в повторяемости своей более продуктивна, нежели отмечаемая Парамоновым морочная повторяемость русской истории). Притча может и старомодной мыслью питаться, у нее своя логика (то же самое мне приходилось писать в связи с другой опубликованной в этом году притчей про слова и последующее насилие: "Буквой А" В.Маканина). Дело в том, что идея антилогоцетрическая исчерпала свой, что ли, творческий потенциал, оплодотворив несколько яростных статей и сколько-то страниц Сорокина. Не очень верится, что и Толстая иллюстрировала этот концепт, но... Когда в романе заводится идеология, грусть-тоска исчезает и начинается фельетон. Придвигаются к глазам читателя диссиденты - получается карикатура. Новый правитель Указы пишет - памфлет. Аллюзии лезут, как ржавь (даже "семья" кремлевская чикнута: уж казалось бы...). И в топку языка уставший автор перестает подкидывать новые уголья. Финал такой: два кухонных диссидента говорят "давай, брат, воспарим" - и воспаряют. В небо. Но ведь это застольный каламбур, а не финал Большого Романа. Не побеждает Толстая логоцентризм, а подтверждает, сколь его присоски крепки". Добавлю лишь, что внешнее оформление книжки, сделанное А.Лебедевым, очень аккуратно и удачно, а вот внутри - для первого издания такого значительного романа - хотелось бы бумагу видеть белую, а не желтую. Впрочем, все впереди. Сейчас, на волне интереса к "Кыси" (Анна Володина даже утверждает, что с появлением романа резко подпрыгнула на лотках цена "Страны Окккервиль"), можно ожидать не только допечаток романа (первый тираж - червонец), но и толстого элитного тома писательницы, куда вошло бы все и который был бы издан роскошно. Новое о кузнечиках, о Големе, о царской семье Ширится и коллекция рецензий на "Похороны кузнечика" Н.Кононова. В "Новом мире" появятся аж три (пока нет в журнале, читайте здесь). Ублюдочной рецензией откликнулся и Павел Басинский - да еще и неудачной. То есть он часто пишет гадости про хорошие тексты, но делает это лихо, с метафорой, с подворотиком, с искрой - заслушаешься. А тут он просто выписывает цитаты, тупо их комментирует и отличается лишь одной нехилой фразой - "Раньше за такие тексты ссылали с солнечный Магадан, теперь могут дать престижную премию..." Двойка, Паша. И "ЛГ" двойка - поставил ссылку на Пашу, иду проверять, а она уже совсем на другой материал ведет, из свежего номера. А старых нет. На "Современной русской литературе" подборка новых стихов Сергея Зхуса ("Презрев старинные методы, Зову пржевальских лошадей. Их кинетические ходы Полны загадок средь степей") и боевой текст одесского башибузука Артема Косого ("Расстреляли царскую семью Гадкие противные фашисты У ребенка не сворачивалась кровь А они его не пожалели, звери"). А Бавильский и Китуп продолжают свои рубрики. Китуп переселяет Голема в Париж (хороша была бы картинка - битва Голема с Эйфелевой башней: по городу друг за другом бегают, д'артаньянов с эдит-пьяфами давят, тру-ля-ля, се-ля-ви!). А Бавильский уже давным-давно написал про осень, и сейчас в самый раз это почитать: "Мысли о смерти. Буйство цветов, точно пропущенных через компьютер. Даже небо становится исключительно и под стать красочным. Снова появляются парниковые овощи (сначала огурцы, затем и помидоры), восковые и несерьезные. Изморозь поутру Новые телепроекты Первый снег, который обязательно должен растаять" Зайцы и грызуны "6-й литературный сезон Крымского клуба открывается акцией "Г Р Ы З У Н Ы В Л И Т Е Р А Т У Р Е" (точнее - "Грызуны и зайцеобразные в литературе"), которая состоится в среду, 8 ноября в 18:00 в Институте Экологии и Эволюции РАН (м. "Ленинский проспект", направо по Ленинскому проспекту, дом 33). Участвуют Д.А.Пригов, Д.Гайдук, С.Василенко (виртуально), Д.Зантария, специалист по мышам доктор биол. наук Е.Котенкова, другие авторы. Великолепный зал Института с амфитеатром мягких кресел склоняет к мысли проводить здесь все акции культурологического цикла "Зоософия" ("Паукообразные в литературе, эзотерике, информационных технологиях", "Epea pteroenta - Крылатые слова", "Между собакой и волком", "Шестиногая буква", "Гады в литературе" etc)". А о кыси Сид и забыл. Зря - пойдет в лес, а она его цап! Бумага и буква Сколь бы тонким ни был бумажный лист, буква, размещенная на нем, никогда не бывает столь тяжела, чтобы разорвать бумагу. Не сердись Веб-мастер "Сетевой словесности" Георгий Жердев разместил в тамошнем разделе "Кибература" три самодвижущихся стишка. Мне весьма понравилось, особенно два - "Ты сердишься" и "Тайм-аут". В последнем читателю даже предлагается самому сочинить часть текста. Может быть, я просто мало видел таких штук? Но в любом случае это остроумно и мило. А в гостевой вот такой отзыв - еще более милый: "Уважаемая редакция! Вам пишут две участницы семинара по сетевой литературе. Преподаватель поручил нам высказаться о произведении Георгия Жердева "Стишки на марше". Стихи нам очень понравились. Мы еще в жизни ничего подобного не видели. Преподаватель говорит, что только такая поэзия имеет шанс выжить. Мы с ним абсолютно согласны. С уважением и восхищением, Света, Галя, Лена". поставить закладку написать отзыв
|
slava@russ.ru |
|
||