Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 25 января 2001
Дата публикации:  25 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новые григорианцы

Сегодня названы три лауреата премии им. Аполлона Григорьева. Напоминаю: один из троих получит через месяц 25 тысяч американских зеленых баксов долларов. Двое других - тоже лауреаты, только малые (им обломится оргтехники да две с половиной штуки каждому).

В тройку вошли Николай Кононов с "Похоронами кузнечика", Вера Павлова с "Четвертым сном" и Алан Черчесов с "Венком на могилу ветра". Претендовали также Сергей Болмат, Дмитрий Быков, Александр Чудаков и Лев Лосев. Очень, я вам доложу, неплохой результат, если иметь в виду отсутствие "Кыси" и другие несуразицы списка. Молодцы!

(В декабре состав Академии российской современной словесности, которая премию дает, покинул Борис Н.Кузьминский, редактор "Круга чтения" РЖ. Он стал вторым академиком-отказником - после Бенедикта Сарнова. Ни тот, ни другой громко-публично о причинах своей выписки не объявляли. Любопытно, однако, что Кузьминский был, кажется (проверить трудно, но я уверен процентов на 95), единственным членом АРС'C, никогда не печатавшимся в толстых журналах (исключая "Иностранную лит-ру", но она не имеет отношения к русскому толстожурнальному литпроцессу). Чисто любопытная информация.)

Тело памяти

О выставке "Память тела", посвященной советскому нижнему белью и прокурированной Катей Деготь, написали все средства массовой инф-ции (я шкурно сошлюсь на себя), так что вы не могли о ней не слышать. Помимо замечательных экспонатов, судьба которых - висеть не в сети, а на вешалке, выставку украшали блестящие тексты-мемуаринки о взаимоотношениях советского человека со своим бельем. Вы представляете, как мне приятно представить вам литературный проект Екатерины Деготь "Память тела".

"Мне было лет семнадцать, я работала тогда лаборанткой в НИИ. Как-то я опаздывала утром и нацепила на себя быстро чистые трусы и колготки, а брюки надела вчерашние. И вот когда я шла в метро, мне сказали: девушка, вы теряете колготки. И я, обливаясь холодом стыда, посмотрела назад и увидела, что у меня из штанины выползают и волочатся по земле длинной змеей старые колготки".

Читайте и радуйтесь.

Ссылка онли

Вышел седьмой номер журнала Textonly, в котором - новый Левкин, прелестный Воденников и так далее. Я еще не читал, но спешу со ссылкой, ибо там есть повесть Сергея Соколовского, посвященная его работе в штабе СПС на выборах СПС в Думу и Кириенки в мэры. Там якобы есть "впечатляющий образ Вячеслава Курицына". Будем вместе читать.

Подполье.Ту

Локальное сообщество, именуйся оно семьей, тусовкой, трудовым коллективом, экипажем космолета, академией словесности или клубом "жОпГИ", - вот из чего состоит мир. Во всяком случае, живем мы в пространстве таких локальных сообществ. Кормимся их энергией, вращаемся в их ложбинах, притираемся к их уключинам, утираемся их плевками. Локальные сообщества бывают сахарными, ванильными и горчичными (вплоть до хреновых). Но при любой вкусовой валентности они оставляют на заднице и в душе глубокий след.

"Тартуское литподполье" - новая затея Евгения Горного.

"Возможно ли говорить о "русском Тарту" 1980-х годов в том смысле, в каком говорят о "русском Берлине" 20-х или "русском Париже" 30-х?"

Чего же невозможно, возможно. Надо только собрать тексты, написать прочувствованное предисловие, расставить сс фылочки и выложить в ццц. Пусть история делается быком и Юпитером, но пишется она все равно нашими руками.

Процитирую я одного автора, Вячеслава Попова, про которого от двух разных тартуских людей слышал, что он на меня (я на него) неправдоподобно внешне похож.

Гляжу сквозь снег в зеленую Неву
и думаю: "Как странно я живу:
гляжу сквозь снег в зеленую Неву
и думаю, как странно я живу".

А Горному напомню историю из девяносто какого-то года. В городе Хельсинки гастролировал поэт Бродский И.А. Подолгу стоял на берегу, вдыхал гнилье отлива. Мы тоже там типа гастролировали и когда узнали, что Бродский выступает в Доме студента, пошли послушать. Бродский выкурил пачку "Кента", прочел поэзию, стал отвечать на вопросы. Горный встает, говорит - "Я вот из Тарту..."

А Бродский ему:

- А это где?

Сорок пятый

Новые странички списка 100 писателей на "Современной русской литературе" открываются, мягко говоря, нечасто, но все же открываются. Вот новая - Дмитрия Кузьмина. И следующая заметочка ему посвящается.

Пазуха

7 рублей стоит ныне экземпляр "Литературной жизни Москвы" (на львиный процент состоящей из отчетов о состоявшихся в южной столице чтениях вслух) - самого лакомого для меня детища Кузьмина. Лакомость эта инсталлирована в вашего покорного слугу самим хронотопом: детские чтения о литературных вечерах с участием Блока, Мережковского и Хряпко + невозможность - по обстоятельствам пространства-времени - когда-либо прикоснуться к этому жанра досуга воочию, вокожию, интерактивно. Хронотоп резко изменился (здесь - немного о динамике последних лет), жанр стал реальностью, в Москве ежемесячно проистекает до полусотни и больше вечеров, утренников и прочих презентаций; жанр оказался в общем и целом маргинальным, на вечера собираются чаще небольшие горстки не самых социализированных субъектов (хотя с появлением "ОГИ" и тут заметны подвижки), - так что же, прекрасно, что маргинальным, это дает и мне возможность вспомнить о своем, так сказать, месте в жизни.

Олег Дарк однажды, отвечая на вопрос, почему он пьет водку в буфете Пестрого (тогда еще демократичного), зала ЦДЛ, а не коньячок с Галичем в зале Дубовом и не портвейн с Иванычем в подворотне, мудро изрек: "Мое место в буфете. Чье-то - в подворотне, чье-то - в Дубовом, а мое - в буфете". Это не значит, что буфетом исчерпываются места Дарка, как не значит, что мое место только в литературных салонах-клубах и более нигде. Но это одно из главных моих мест. Сход мирных людей для бескорыстного прослушивания изящного - что может быть нежнее, в чем еще может так аккуратно, скромно, с легким чахоточным прихрупом дышать Вечность? Пазуха сия подобна утробе Музея кино, куда с такой же плавностью выпадают из царства трехцветного дьявола люди с ангельским слухом и зеркальными очами; хотя в Музее кино публика в целом позащищеннее, некоторые приходят с холодным оружием; мне же особо импонирует энтомологическая хрупкость Литературной Жизни Москвы. Еще в Музее кино показывают кино, фильмы; это значит, что действие происходит на экране и мало кто из сидящих в по сю сторону сподобился когда либо занырнуть за экран; приходящий на киносеанс непременно заглядывает в черный сахар зала и, как правило, смотрит большую часть фильма; для литературных вечеров такая тактика необязательна. Вот если бы персонажи фильмов могли сходить с экрана и прогуляться в буфет под ручку с матроной из первого ряда... Или со мной...

Признаюсь, впрочем, что литсалон для меня в первую голову - Чеховская библиотека, имеющая два столь жирных туза, что соперничать с ней в лакомости не может ничто: первый туз - это ее география, второй - да-да! - буфет. О, буфет! Я мог бы пропеть пару-тройку осанн разным буфетам, как поступил с сортирами Кибиров Т.Ю., но не буду этого делать, ибо поводом для заметки все же служит издание "Литературная жизнь Москвы", редактор которого Дмитрий Кузьмин к буфетам не по годам безразличен, зато с искренним интересом относится к тому, что проистекает на сцене. И подельников себе подобрал конкруэнтных - особенно Илью Кукулина не жаль причесать эдакой геометрией.

Так вот, очередной - 5 (46) - выпуск "ЛЖМ" попался мне на бумаге. Все это хозяйство есть, ясно, в сети, туда я периодически прокрадываюсь за информацией к размышлению, но свойство сети таково, что там затруднительно читать подряд. Сеть, между нами, вообще порядочное говно... нет, эта фраза откуда-то не отсюда... так вот, так вот: час или два провел я недавно прелестной ночью за медленным чтением бумажной ЛЖМ подряд - и чаровался, чаровался.

Вот в одной подворотне звучит палимпсест из ста строчек - по строчке каждой из "100 русских поэтесс Серебряного века", в другом исполняют пародию на "Интернационал", в третьем рифмованно критикуют возвращение в школьные программы начальной военной подготовки, а вот - чу! - томный поэт вместо своих стихов вдруг начинает декламировать строки друзей, вызывая их эдакой удочкой на подмосток, а иной поет песни удмуртов и чувашей, еще другой исполняет частушки про пулемет с интонацией православного богослужения ("монотонная скороговорка с повышением тона и замедлением темпа к концу фразы, вплоть до выпевания последних слогов"), а этот-то, этот-то! ну, этот-то! а чо он? да ничо! а вот принесли мальчика пианиста от горшка два вершка, но уже во фраке, и заставили его аккомпанировать новым переводам из "Тропика Ра", а вот и я попался в отчет - будто бы призываю передовую молодежь громить "Макдональдсы", чтобы укрепить евро, а вот один признается, что пишет стихи на туалетной бумаге, а потом использует по назначению, и начинает сие демонстрировать, а вот шестнадцатый отказывается от псевдонима в связи с десятилетием псевдонима, а вот выясняется, что один и тот же хирург Коновалов (какая еще может быть у хирурга фамилия!) оперировал писателей Битова и Гандлевского (последнего - в повести "Трепанация черепа", в которой Гандлевский посещал в поликлинике литфонда ту же самую психиатршу Аврору Пиковскую, что и я посещал, когда мне поэт Жданов разбил огнетушителем голову), а вот презентация в форме банкета, а вот двое читают наперегонки, а вот вечер при бенгальских свечах, а вот чтение носом, а вот немой поэт сурдошлет со сцены поэму "Любовь горбуна"...

Ах, какая ты, Литературная Жызнь Масквы! Такая!

Время меня

Закончив во "ВремениМН" проект "Русская литература в 2000 году", с газетой я не распрощался: так же по пятницам веду там колонку. Только технологически более простую: не статейку с сюжетиком (палец сильно болит), а наборчик рецензюшек на относительно свежие книжки. Таким образом, колонка разбирается обратно на рецензюшки, из которых и будет состоять проект "Книги 01". Шесть рецензий там уже болтаются.

Тропа

"31.01.01. Среда. 18.00. Центр современной литературы и книги (наб. адм. Макарова, д. 10. метро "Василеостровская"). Поэт Геннадий Григорьев представляет документальную поэму "Доска" - о том, как он с литераторами Сергеем Носовым и Алексеем Ахматовым в дни Пушкинского юбилея нашли мемориальную доску с места дуэли".

Правдивая история. История находки почти невероятна. Шли друзья по Сенной площади и... Впрочем, вот текст.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 17 января 2001 /17.01/
Старые новости: январь-март 1999 (пункты 1-6).
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 11 января 2001 /11.01/
Гибель Романа Тягунова.
Премия им. Юрия Казакова.
Первые литературные сенсации-2001: "Ногти" Михаила Елизарова и "Больше Бэна" Спайкера и Собакки.
Деконструкция Александра Агеева.
Публикации: Курникова как Лолита, Пригов о Японии.
Ссылки: Кирилл Решетников и Шиш Брянский.
Объявлементи: выставка памяти Сапгира - приглашение к участию.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 28 декабря 2000 /28.12/
Русская литература в 2000 году. 333 человека + 22 номинации.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 21 декабря 2000 /21.12/
Новости от "Дебюта", "Антибукера", А.Григорьева, "Национального бестселлера", А.Белого.
Публикации: "У Голубой Лагуны", The Master and Margarita.
Объявлементи: зайцы наступают, Псой еврействует, в Питере будет предновогоднее побоище.
Воспоминания: снова Золотов.
Проект: "Веер будущностей".
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 14 декабря 2000 /14.12/
События: финалисты премии "Дебют", где шорт-лист "Антибукера"?, замирение Пирогова, искусство против географии.
Объявлементи: "Амплитуда" закрылась совсем, Соколовский и Давыдов выступят в своем городе, Булатов представит саунд-поэзию.
Публикации: адюльтер Гридасова.
Перечитывание: Золотов.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru