Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 22 февраля 2001
Дата публикации:  22 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вера

Поэт Вера Павлова, автор строк "И слово хуй на стенке лифта Перечитала восемь раз", стала, как вы уже знаете, четвертым лауреатом большой премии им. Аполлона Григорьева - вслед за Иваном Ждановым, Юрием Давыдовым и Виктором Соснорой. Обойдя в финале Алана Черчесова с "Венком на могилу ветра" и Николая Кононова с "Похоронами кузнечика".

Теперь можно:

а) слить уже не важную тайну. Когда жюри определяло тройку, оно покинуло в Татьянин день комнату переговоров (каковой был кабинет главреда "Нового мира" А.Василевского, жюри члена) со сложноподчиненной идеей: поделить на масленицу главный приз между Кононовым и Павловой. Идея (другие ее авторы - Дмитрий Бак, Дмитрий Бавильский, Евгений Ермолин и Алла Латынина, жюри председатель), помутненность которой была сразу очевидна, ибо, во-первых, нельзя так опускать одного из троих (я не поклонник Черчесова, но указывать человеку, что его присутствие в тройке призвано всего лишь обозначать отсутствие там Болмата, - это прямо восточное какое-то коварство), а во-вторых, премию по правилам нельзя делить, и это правильные правила. Ситуация, таким образом, стала опасной: не дать Павловой (а какие верные резоны были против - см. пункт б) значило заново уткнуться в вопрос "Кононов или Черчесов", и вот тут-то мог приключиться глупый кульбит. Премировать одного радикального Кононова психологически трудно, и приз мог уйти скушному Черчесову. Хорошо, что не ушел;

б) отлить желчи. Мне, в общем, нравятся стишки Веры Павловой, и я не имею ничего против ее награждения. То есть даже рад за нее и все такое. Но, в третий (из четырех!) раз доставшись поэту, премия наша жырно расписалась в своей... В своей... м-м... бр-р... Расписалась, короче. Пусть будет - в травоядности. Скушный и безответственный выходит в сумме сюжет. Высказывание о прозе - вот высказывание о мире. Позиционирование себя. Содержательный жест. Идея. Месижьж. А раздавать банкирские тугрики знакомым поэтам - дело в социальном смысле благое, но как бы избыточно неконцептуальное. Когда премия возникала, звучали как раз слова типа "быть над схватками". Все получилось: премия наша и впрямь где-то далеко. Не здесь где-то. И тут я вовсе не на коллег ворчу, а задумываюсь над патовостью затеи: ну не могут 5 критиков, составляющих жюри, договориться по принципиальным вопросам. У них биологически все по-другому устроено, они затем и критики, чтобы договариваться не уметь;

в) подлить масла. Обочина обочиной, но какие-то умения большой дороги литературное сообщество перенимает. Впервые, кажется, за историю "григорьевки" был задействован самый настоящий черный пиар. О Черчесове ходили слухи, что он злобный чеченец и премиальные деньги сразу уйдут на войну. Кононова обвиняли в плагиате - дескать, "Похороны кузнечика" в действительности написаны Лидией Гинзбург, а Кононов чисто рукопись подтырил. Только Павлову пощадили злые языки: спасибо д-ру Гендеру;

г) расплескать остатки. Как "Слаповский" - проект Андрея Немзера, так "Павлова" - проект Бориса Кузьминского, который зимой 1993-94 гг. поразил мир, отдав две полосы в субботнем номере общенациональной газеты текстикам неизвестной поэтессы. Вот время-то было! Результат: много лет спустя большая литературная премия впервые досталась женщине ("Триумф", который давали Юнне Мориц, и "пушкинскую", обласкавшую Беллу Ахмадулину, я не считаю; это премии номенклатурные, а не состязательные, там своя логика). Впервые большую премию А.Григорьева получил автор, который ПРИСУТСТВОВАЛ на церемонии. А ваш покорный слуга был в Питере. Во вторник выезжал в Москву, в 23.05. Малый лауреат Кононов прибыл из Москвы в 22.30. Мы выпили водки у памятника Петру Первому. Немного, грамм семьсот на двоих, но пить пришлось быстро - видимо, потому я и окосел не по-детски. Перронные милиционеры, увидав меня, решительно заключили: "Этот в Москву не поедет". Кононов выхватил из сумки диплом премии Аполлона Григорьева - дескать, необходимо было обмыть. Мент закричал, что диплом поддельный, а "Похороны ку" украдены у Гинзбург. Я... Ну ладно, это история длинная и другая.

Три книжки одинакового формата

В проекте "Книги 01" - три последних поступления. Больше моей колонки во "ВремениМН" не существует. Связано это с постигшим меня изменением образа жызни (о чем подробнее в следующем выпуске... а, нет, следующий будет "старыми новостями", ибо - см. объявлементи; значит, через один), но и само по себе правильно: все хуже и хуже я ее писал. Вяло так. Знаете, начнешь вкусную сушену-рыбу с пивом жрать, так оно поначалу все отлично, а через час ловишь себя на том, что уже давно невкусно, рыбой провонял от гребенок до ног, пиво теплое, а все жрешь. В общем, давно было пора остановиться - спасибо обстоятельствам, что подтолкнули.

Так что о книжках, которые мне вчера подарили, я вам тут расскажу. Стелла Моротская подарила "Все 33 и другие". Выпущена книжками "ОГИ", но на другие огишные стихи - оформленные под "Пушфонд" - непохожа. Яркая такая, с фотками. Фотки мне не понравились - манерные больно, а стишки хороши. Знаменитый эротически-фруктовый цикл наличествует.

Вульгаpен помидоp и похотлив,
pазвpатнее гpаната и гpейпфpута
с их ненасытным пламенным нутpом,
с его бpутальным, жадным поцелуем
когда его воpотит наизнанку,
и непонятно, кто кого сосет.
Он как удав беpет тебя гипнозом,
и ты уже не можешь избежать...

Есть стишки про литераторов.

А я хочу, чтоб это дело было,
чтоб было дело до моих стихов,
чтоб было дело Мише Айзенбергу
и чтоб Воденникову тоже было дело...

Всего упомянуто 8 литераторов.

Другие стишки подарила Полина Иванова. "Ода улице" ("АРГО-риск" и "Колонна"). Я сразу полез искать стишок про Фрунзенский район, который 13 лет назад поразил меня в "Новом мире". На месте стишок, и в нем все на месте.

И что вообще он ей - до фени.
И как она - на этом фоне.
Пускай он катится отсюда,
пока не вырос из детсада,

пока за окнами спортивно
с соседской дочкой не гуляет -
она дотоле примитивно
в квартире дурочку валяет.

И тем не менее, пока не
приобрела она бикини
и не вихляется в канкане
ни в "Метрополе", ни в "Пекине"...

Ссылку, увы, поставить не на что...

И про литераторов стишки есть.

Дури империю, Дидуров!
И аудиторию - Кибиров...

Всего упомянуто 14 литераторов.

Литераторов же, упомянутых как Моротской, так и Ивановой, лишь два: Воденников, рекордсмен России по упоминаниям-посвящениям, и Кузьмин.

Кузьмин, в свою очередь, подарил номер первый альманаха "Авторник", который затеян как клубное издание: почитал стишков в салоне "Авторник", потом их в книжке поместили. Сувенирная деятельность. Есть ли стишки про литераторов? Сколько угодно.

Ахметьев:

недалеко и до Шульпякова

Лукомников:

по бумажке
как Брежнев
или Лев Рубинштейн

На Льва же Рубинштейна есть довольно смешная пародия Алексея Алехина.

Цветы запоздалые

Вот цитата. Из Костырко:

"Хотя справедливости ради надо сказать, что во взаимоотношениях Сорокина со сложившимися традициями русской литературы возникает свой (тоже закадровый) сюжет, и сюжет по-своему трогательный. Автор объявил, что полностью исчерпал для себя интерес к собственно литературе, ничего от нее не ожидает и испытывает к ней скорее отвращение. Нормально. Имеет право, как любой из нас. Потому как - не любит. Равнодушен. Какие проблемы? А вот поди ж ты. Раз заявил. Потом еще раз. Потом еще. И никак успокоиться не может. Вроде как всем и самому себе доказал, что вся эта литература наша, тургеневы-ахматовы, - туфта. Изготовить это проще простого. И вроде как блистательно это доказал, изобразив на бумаге все, из чего состоят тексты классиков, - тут тебе и Толстой, и Пастернак, и вообще кто угодно. То есть доказал, что того, что мы ищем в литературе, на самом деле нет, а значит, и ее, литературы в традиционном понимании, тоже нет. Но чуть в сторону отошел полюбоваться, а она, ну совершенно непонятно почему и как, опять возникла, цела и невредима..."

Интересно, в каких магазинах Сергей Костырко покупает себе часы. И по какой стоимости, тоже занятно. Есть ли на циферблате цифры, если есть, то какие? Сколько? Есть ли стрелки, в какую сторону тикают? Какова вязь на ободке? На руках ли часы носятся? В специальном ли кармашке? На цепи ли? Очень занятно.

Концептуальность, которую г-н хронофоб инкриминирует Сорокину, была в моде в начале последнего десятилетия прошлого тысячелетия. Идеи, которые Костырко послушно переписывает из старых статей Михаила Эпштейна (а, может, из моих), давно состоялись. Пожрались, переварились, выкакались. Нет таких идей. "Пир" совершеннейшим образом не борется ни с чем, а спокойно себе сосуществует со всем корпусом текстов русской лит-ры, кушает ее кровь, свою ей отдает. Вот какие у нас идеи были сверхызлучательные десять лет назад - кое до кого их свет только-только доходить начал.

Опорный край

Уральский Государственный Университет, gif.ru, ИМА-консалтинг и "Книжное обозрение" при участии Ad marginem и "Вагриуса" представляют Третьи Курицынские Чтения, культурологическую конференцию "Массовая культура и массовая литература". 28 февраля - 2 марта 2001 года в помещении УрГУ (Екатеринбург, проспект Ленина, 51).

28 февраля. Дневное заседание. 14.00. 248 аудитория

Леонид Быков, Вячеслав Курицын, Борис Бергер. Объявления.
Александр Иванов (Ad marginem). Между массовым и элитарным.
Валерий Исхаков ("Урал"). Искусство принадлежать народу.
Владимир Абашев ("Юрятин") . Массовая культура и культура масс.
Алексей Вдовин (Екатеринбурский театральный институт). За что мы любим Тарантино. Феномен Pulp Fiction в русском контексте.

1 марта. Утреннее заседание. 11.00. 248 аудитория

Дмитрий Харитонов (ЧГУ) Виртуальная словесность как литературная реальность.
Елена Власова (ПГУ). "Яды всеобщего признанья": пермские эпигоны символизма.
Анна Сидякина (ПГУ). "Любительская" поэзия на страницах пермских газет как явление массовой культуры 70-х.
М.А.Литовская (УрГУ). Роман эпопейного типа как основополагающий жанр массовой литературы социалистического реализма.
Андрей Ильенков ("Урал"). Трилогия В.Суворова как явление нового русского сознания.

Дневное заседание. 15.00. 438 аудитория

Борис Бергер, Вячеслав Курицын, Владимир Тучков, Илья Фальковский читают художественные произведения, ими же и написанные.

2 февраля. Утреннее заседание. 11.00. 248 аудитория

Василий Гудов (УрГУ). Публицистика наших лет как явление изящной словесности.
Александр Гаврилов ("Книжное обозрение"). Текст в газете.
Елена Крживицкая (Уральская ассоциация молодых искусствоведов). Искусство и еда.
Роман Иванов (http://kukutz.atlant.ru). Существует ли сетевое искусство?
Евгений Зашихин (Союз рыжих). Жизнь "под фанеру": мемуары как разновидность массовой литературы.

Дневное заседание. 15.00. 248 аудитория

Наталья Смирнова (УрГу). Женский детектив и невроз.
Ольга Славникова (одна в зеркале). Криминальный роман в дамском исполнении.
Леонид Быков (УрГУ). Шансон как шанс и сон.
Дмитрий Бавильский (семейство пасленовых). Zemfira так и сяк.

Вечером в библиотеке им. В.Г.Белинского - выставка Александра Шабурова "Русский Будда".

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 15 февраля 2001 /15.02/
События: итоги "Тенет", голосование на "Сетевой словесности".
Событие: 55 лет Владимиру Бондаренко.
Публикации: Егор Исаев о железном занавесе.
Судьба: эрос Москвы и фильм "Москва".
Деконструкция Чупринина и Пирогова.
Переживания: Акварель.
Отклики: от Подпругина.
Правописание: лягужка.
Объявлементи: нужны пьесы про подростков.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 8 февраля 2001 /08.02/
События: опубликована первая глава нового романа С.Болмата, "Национальный бестселлер" объявил состав Малого жюри.
Тенденции: Бушков - продюсер.
Записи из выписок: про интернет, еще про него, про гараджу и симулякр.
Проекты: гадалка от Горного.
Картинки: Пивоваров и Пепперштейн.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 1 февраля 2001 /01.02/
Событие: номинационный список "Национального бестселлера".
События: "Акварель для Матадора" в продаже. "Голубое сало-2" - лучшая творческая среда.
Исчезновение Галковского.
Деконструкция Немзера.
Объявлементи: pусский мат с Плуцером-Сарнo.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 25 января 2001 /25.01/
События: лауреаты премии А.Григорьева, литературная часть проекта Е.Деготь "Память тела".
Публикации: новый "ТекстОнли", тартуское литподполье.
Писатель: Дмитрий Кузьмин.
Проекты: "Литературная жизнь Москвы", "Книги 01".
Объявлементи: поэма "Доска" на Васильевском острове.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 17 января 2001 /17.01/
Старые новости: январь-март 1999 (пункты 1-6).
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru