Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 22 марта 2001
Дата публикации:  22 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Романистов будут судить фигуранты

Определен на 80 процентов состав Букеровского жюри-2001. Официально об этом будет объявлено ближе к лету. Неофициально можно сообщить, что председателем стал Юрий Давыдов, достойный советский-русский писатель, лауреат премии Аполлона Григорьева (см. здесь его блестящее эссе о месте в литературе), человек, по слухам, замечательный. Правда, пожилой и вряд ли знающий современную словесность. Знания, впрочем, легко заменяются искренним интересом, если таковой обнаружится. В общем, оценить кандидатуру председателя трудно: такая средневзвешенная фигура. Трудно спрогнозировать эффект.

Еще три члена жюри - Наталья Иванова, Александр Шаталов и Вадим Назаров. Сочетание имен кажется приветом политкорректности (представлены три меньшинства: гендерное, соматическое, географическое), но в действительности это три реальных игрока, три фигуранта процесса: Иванова - замредактора "Знамени" (и до сегодняшнего дня - президент академии критиков; Шаталов - издатель изысканно-радикальной словесности и ведущий телевизионного "Графомана"; Назаров - главный редактор "Амфоры", чемпион мейнстрима (в том числе нового).

Пятый должен представлять общественность. Букеровский комитет выбрал на эту роль Алису Фрейндлих, актриса отказалась, и далее последуют сообщения следующим деятелям культуры. Следующий в очереди - Александр Филиппенко, человек, литературу читающий (как минимум вслух), - так что согласится.

Кроме того, на заседании обсуждалась позорная церемония вручения премии (Алла Демидова зачитывает меню - "Креветки тигровые... (пауза на четыре минуты)... три штуки!", Николай Басков поет арию Лепореллы, а водку все не несут и не несут): решено сделать ее почеловечнее. Изменяется также система номинирования: большие права получают издатели (раньше можно было один текст выдвинуть, нынче - два) и сокращается количество номинаторов-критиков. Усекновение нашего брата зоила приветствовать не хочется, но. С другой стороны, какое-то шевеление явно происходит: доброй Букеру скатерти.

Академики выбирают Президента

Сегодня сменит главу свою "Академия Русской Современной Словесности" (ссылка на ее сайт дважды вверху стоит - на "премии Григорьева" и на "Академии критиков"). Исчерпались полномочия второго Президента - Натальи Ивановой. На два года выбирается Президент - первым был Александр Архангельский, человек, до власти охочий, талантом административным богатый. Иванова же горазда до публичности и, кроме того, обладала административным ресурсом: секретаршей в редакции, помещением и, грубо говоря, факсами. С функциональной точки зрения это были идеальные президенты (а то, что 70 процентов церемонии вручения последней Григорьевки ушло на выступление Ивановой, - пережыть можно). Третьего такого человека подобрать трудно. За сутки до голосования больше всех поклонников среди академиков имели Андрей Немзер и Андрей Василевский. Оба-два золотые люди, но с меньшим вкусом к общественной деятельности. Все равно справятся - куда денутся.

Президентом в итоге избрали Андрея Василевского.

Филолы передрались не по-детски

Всякий филол отдает себе отчет в том, что 90 процентов его коллег - отстой беспонтовый. Всякий писатель, пьющий пиво в "Пирогах" с другими писателями, знает, что 80 процентов собутыльников и соседей по журнальным страницам - бездарное щелкоперье. Но мало кому приходит в голову выступать с разоблачениями. Во-первых, какая разница? Ну отстой и отстой, ладно, бл. Во-вторых, лучше с человеком пиво пить, чем дрова об него рубить. В-третьих, и сам-то ты, брат, по амстердамскому-то счету... кто такой?! Да вот именно что.

Бывают, однако, такие дни, что даже прокладки с крыльями не спасают от голубой воды. Филол Максим Шапир, редактор журнала "Филологика", человек, вряд ли посещающий часто "Пироги", на одной конференции таки не выдержал и выступил с громкой речью о том, что филололия залита никчемниками, подробно проанализировав статьи двух таких персонажей - Юрия Арпишкина и Леонида Кациса. Поскольку филололия - все ж таки где-то как-то наука, то у Шапира был инструментарий: не просто сказал "говнеро", но доказал на пальцах. Вполне убедительно. После чего последовала дискуссия, в ходе которой всякий занимался своим делом: М.Л.Гаспаров переводил стрелку с ругани на вопрос о методе, а С.Ю.Мазур повествовал, как друг Кациса-Арпишкина Фельдман (есть такой усач, спекулирующий на пару с бородачом Одесским на черновиках романов Ильфа и Петрова) избил руками упомянутого Мазура в редакции "Старого литературного обозрения". Проистекала вся эта суета девять лет назад, с тех пор интересанты совершили несколько опытов публикации материалов дискуссии, но материалы упорно не шли на свет Божий. Месяца три назад я решил опубликовать эту подборку, но дважды терял пересланный мне комплект файлов. С третьего раза справился. В "Коллекции скандалов" - "Скандал в Мандельштамовском обществе".

Путилину не светят лавры Фандорина

Главными литературными событиями являются, конечно, книжки. В последний месяц я по совокупности причин перестал читать новинки, да и вообще как-то подрастерял страсть к чтению: весь прошлый год потреблял книгу в день, а теперь подустал, что ли, свою пишу и т.д. Но поскольку я все же работаю тут литературным критиком, постольку взялся нагонять упущенное. В него входят Пелагия с монахом, проект Леонида Юзефовича и стогоффские "Мочу-не-хочу". Пелагию я только час назад купил (и зря: лицо с обложки, зараженное художником Андреем Бондаренко сложной формой фэйсового целлюлита; ну не любит парень баб - авторесс серии "Женский почерк" и вовсе расчлененными трупаками представил, - так вот, лик этот манит от компьютера к кушетке для чтения), так что - через неделю отчитаюсь.

"Мочу-не-хочу" показались мне книжкой крайне неровной: большую половину читать тяжело, меньшая - прелестна. От более расширенного отзыва отлыниваю, отсылаю на "Озон": там вы обнаружите на морде верху справа ссылки на интервью со Стогоффффым и главу из романа - одну из тех, что читать не только можно, но и рекомендуется.

Про Юзефовича - чуть подробнее. Леонид (наш кадр, уральский, из Перми в Южную столицу приехал) сочинил серию романов о сыщике Путилине давно. Кино по ним снималось (фиговое) и все такое. "Вагриус" востребовал серию в качестве "нашего ответа Акунину": такая же дюдюктивная стилизация из прошлого века, только написана раньше (в подтексте - у Юзефовича Борис Чхартишвилевич идею и умыкнул). Вышел пока один том - "Костюм Арлекина". Перечитал я его с большим удовольствием. О смерти: "будто каждую мою жилочку в бархат оборачивали". О волке, бегущем по пустынному Невскому: "страшнее всего было видеть, что морда у него веселая, словно не пожывы ищет, а забавы". О поцелованном лезвии: "От его дыхания туманное пятно растеклось по клинку. Когда оно съежилось, растаяло..." Оч. хор. У Акунина стилистика, по-моему, таки побогаче, но я понимаю, что это спорный вопрос. Кто-то уверенно заявит, что победнее.

Но вот герой... Путилин отличается от Фандорина как интеллигент от интеллектуала. Фандорин - герой, и полюбить его легче, чем Путилина, концептуального обывателя. Я вовсе не хочу сказать, что герой лучше обывателя - вовсе наоборот. Обыватель лучше, как пепси лучше коки. Но то ли героя писать интереснее, то ли еще по какой причине - Эрастушко побогаче образом-то будет, побогаче.

И сюжет у Акунина вcегда завернутее, а главное - с драйвом проблемы у Юзефовича. Не колбасит. Ответы типа "книга писалась во времена, когда и слова-то драйв не было" и "это есть оценка книжки из узкого контекста эпохи, а есть ведь и вечные ценности" принимаются, конечно, но...

Но.

Мужык, б*ять, ушол жыть

Вот какое письмо получил я доброе в ответ на мою личную орфографию (мужык, жызнь) и на орфографию Сергея Мэ (лягужка).

"Поэт, манифестант и путешественник Николай Винник принципиально пишет "бл*ть" и "ушол" (Николай Винник. 96. Стихи, поэма. М.: Арго-Риск, 1998).

Сам ничем таким печатным похвастать не могу. В отрочестве же считал, что правописанию вредят сдвоенные гласные (и вообще гласное - в пределах одного слова - разнообразие).


принято:

удобно:

приоритет
пионер (уст.)
теоретически

прЕрЕтЕт
пЕнЕр
тИрИтИчИскИ

и т.д.


Жду волнующих орфографических перемен".

А от кого письмо - забыл. И в мейлере найти не смог: больно там многомыльно. Так что, во-первых, извиняюсь перед автором, прошу его проявиться. Во-вторых, приглашаю к дальнейшему участию: давайте создадим вместе списочек такой рекомендательный, чтобы школьнику было где свериться с языком новой эпохи.

Путин развернет террор?

Один дед мой был скотобойцем, второй - офицером (и, кажется, НКВД).

А Горный приглашает

Да, Горный приглашает всех к накоплению записей и выписок:

"Дорогой друг,

Приглашаю тебя принять участие в проекте "Чужие слова" (www.litera.ru/slova/gorny/chslova/), который вступает ныне в новый этап своего развития.

Идеология:

ЧС мыслится как групповой проект, каждый участник которого создает и поддерживает свою коллекцию выписок, сделанных по принципам, которые он сам для себя определил.

Эти коллекции пользователь может изучать как по отдельности (коллекция А или коллекция Б), так и комбинируя их произвольным образом (напр., объединяя коллекции A и Б, или А, З и Ю, или выбирая "все").

Технический комментарий:

1) формат файлов, содержащих цитаты, - .txt

2) в одном файле может быть сколько угодно цитат

3) самих файлов может быть тоже сколько угодно (их количество определяется твоим удобством: напр., можно сделать разные файлы для философии и поэзии и проч. - будет удобнее добавлять и вычеркивать цитаты)

4) администрирование цитатника каждый автор сможет осуществлять самостоятельно через веб-интерфейс, позволяющий загружать на сервер локальные файлы или удалять загруженные

5) каждая персональная коллекция может сопровождаться авторским вступительным словом

6) внутри файла могут быть разные варианты разметки

7) во всех случаях начало цитаты задается тремя плюсами +++

8) подпись задается тремя минусами ---, если в самой цитате нет html-тэгов; если же они есть (напр., <b>, <i> и т.п.), то скрипт всю цитату воспринимает как html и тогда подпись надо оформлять так: <p align=right> <i>Подпись к цитате</i> </p>

9) можно вводить урлы - как в цитату, так и в подпись к ней (в этом случае, очевидно, все надо размечать как html; я рекомендую также использовать в урлах target=blank, чтобы ссылки открывались в новом окне)

Прилагаю примеры из своей коллекции - они взяты из разных тематических файлов и демонстрируют различные способы форматирования цитат.

+++
Труба радио все время работала, как вьюга, а затем еще раз провозгласила, что каждый трудящийся должен помочь скоплению снега на коллективных полях, и здесь радио смолкло: наверное, лопнула сила науки, дотоле равнодушно мчавшая по природе всем необходимые слова.
--- А. Платонов. Котлован
+++
Чрез горы, степь, моря, леса,
Вседневно ты по свету скачешь,
Волшебною ширинкой машешь
И производишь чудеса.
--- Г.Р. Державин. На счастие
+++
Люди живут не своей собственной жизнью, но исполняют предустановленные функции. Время их работы, отнятое у реализации их потребностей и способностей, - <b>отчужденное время</b>.
<p align=right> <i>Эрос и цивилизация, 39. </i> </p>
+++
Русское мышление сильно в чисто интуитивной сфере. По своей сути оно построено на провокации, и для отечественного сознания еврейская герменевтика всегда будет смешной и наивной азиатчиной.
<p align="right"> <i>Бесконечный тупик, <a href="http://www.samisdat.ru/3/311-123.htm" target="_blank">123</a> </i> </p>
+++

Но, может быть, наша тревога - не совсем по адресу? В чем, в конце концов, суть дела? Речь об употреблении знания. В известном смысле, <i>всякое</i> знание опасно потому, что в ситуации знающего или желающего знать находится не каждый. </p>
<p align="right"> <i>Сьюзен Зонтаг. Порнографическое воображение </i> </p>
+++
<p align="center">Тот, кто не поет и не слышит песню<br>
соловья, не имеет Я; <br>
он стал мертвым зеркалом, в коем чужие<br>
демоны приходят и уходят -<br>
странствующий труп, как Луна с<br>
потухшим огнем в небе. </p>
<p align="right"> <i>Вальпургиева ночь</i> </p>

Присоединяйся к любителям чужих слов!"

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 14 марта 2001 /14.03/
Всмятку: Малый Букер, Третьи Курицынские чтения, книга Тягунова в подарок, новый "Озон" и все такое.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 1 марта 2001 /01.03/
Старые новости: апрель-май 1999 (пункты 7-11) + "Нормальная ваза" А.Щербинина.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 22 февраля 2001 /22.02/
События: Премия А.Г.
Книжки: Иванова, Моротская, "Авторник".
Впечатления: Костырко о Сорокине.
Объявлементи: Третьи Курицынские чтения.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 15 февраля 2001 /15.02/
События: итоги "Тенет", голосование на "Сетевой словесности".
Событие: 55 лет Владимиру Бондаренко.
Публикации: Егор Исаев о железном занавесе.
Судьба: эрос Москвы и фильм "Москва".
Деконструкция Чупринина и Пирогова.
Переживания: Акварель.
Отклики: от Подпругина.
Правописание: лягужка.
Объявлементи: нужны пьесы про подростков.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 8 февраля 2001 /08.02/
События: опубликована первая глава нового романа С.Болмата, "Национальный бестселлер" объявил состав Малого жюри.
Тенденции: Бушков - продюсер.
Записи из выписок: про интернет, еще про него, про гараджу и симулякр.
Проекты: гадалка от Горного.
Картинки: Пивоваров и Пепперштейн.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru