|
||
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь |
Курицын-weekly от 30 августа Дата публикации: 30 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати
Привет! Лето кончается, а жызнь продолжается, как говаривал Бродский. Я уехал греться на пляже, попросив Катю Ваншенкину сочинить в мое отсутствие легкий уикль. Насколько я знаю, Катя представит вам свежие публикации "Современной русской литературы". Я же, всходя на трап, поразвлеку вас историей, услышанной на неком вернисаже от художественного критика М. М. написала в газету "Коммерсант" заметку о неком художественном проекте, в котором ключевую роль играло малоцензурное слово из трех букв, обозначающее мужской половой уд. Что за проект, я не запомнил, но суть в том, что в заметке слова этого ласкового просто нельзя было не употребить. М. и употребила. Напечатав слово, сотрудники Ъ задались вопросом, насколько часто оно вообще появляется в их газете. Электронных архивов в редакции оказалось за два года. Проверили: 4 раза за два года. Все 4 раза на полосе "Культура", ясный пень. Четвертый раз - только что рассказанный. Еще один раз это слово было всего лишь фамилией китайского артиста. Остается еще два раза, и оба этих раза это слово употребил один и тот же сотрудник Ъ. Отгадайте, кто именно. Задал я эту немудреную загадку коллеге, а коллега отвечает: да нет там таких сотрудников. Слово легло, как в масло: да, теперь нет. Был там один такой, а теперь нет. Он мне снился недавно в металлической дымке, с олимпийским спокойным взором. Но да не прервется мой рассказ на такой трагической ноте: есть еще маленький мемуар. Если я чем-то горжусь в этой жызни, то тем, что первым напечатал то же самое слово в газете "Сегодня". Номере чуть ли не во втором или в третьем опубликовал Боря Кузьминский мое эссе - в упор не помню, про что, но помню фразу про тургеневских девушек, в устах которых божественно трепещется слово из трех... Написанное ниже написано уже Катей Ваншенкиной. Пожелайте мне хорошего отдыха. Жидкий косинус в синем зрачке Опубликован второй звуковой фрагмент кальпидиевого CD и стихотворение "Ивинская" из книги "Хакер" - легкая, напитанная влагой конструкция на легких же подпорках комментариев. В очередной раз убеждаешься, что Кальпиди по башляровской классификации - завзятый поэт одной стихии и что стихия эта - вода. Вода течет в венах героев, родня их с пейзажем. И зимняя архитектура - застывшая музыка воды - дает им кров. Летом - языческое таинство омовения, осенью и весной - глазная влага. И даже пол подобно водной глади принимает упавшее:
Привлекалки и ре-креация Цикл рассказов Андрея Краснящих "Парк Культуры и Отдыха". Напомню, что его анонс и хит "Русские горки" мы повесили в июне. Прилагается Схематический план маршрутов.
- из авторского предисловия к "Парку"... Каламбурная тождественность культуры, ре-креации как вторичного (по сравнению с Божественным) творчества или даже повторного творения и рекреации-отдыха - проливает свет на эти загадки. В недрах банальной расслабухи запрятан чудовищно искаженный, но узнаваемый набор: возрождение, само-воссоздание, сезонные поминки по плодородию, прятки живцов и мертвецов. "Качели" и "Карусель" - соответственно плюс- и минус-позит сих извечных раскладов. Высокая культура преподает себя как диалектическое единство труда и отдыха, полезного и приятного. Она позволяет на себя, культуру, работать и запрещает от себя отдыхать, взамен провозглашая вышеназванный труд скорее приятным (доставляющим наслаждение), нежели полезным. Красота, добро ("это когда всем хорошо") и... что еще? Не упомнишь... Рассказ "Игровые автоматы" начинается с беседы отца и малолетнего сына о культуре в духе сократовского диалога: ребенок не знает лишь того, что все знает. Далее фабула не по-сорокински плавно мутирует в компьютеризованный ужастик. Финал оказывается подготовлен самой механикой поучительного разговора, его автоматизмом и злой инерцией игры. В "Пещере ужасов" и "Кривых зеркалах" предметом исследования становится "нечеловеческая" логика простых действий, инерция-инертность собственного тела, пассивно пропускающего враждебных сознанию агентов. Одно из возможных толкований аттракционов, по Андрею Краснящих, - стадии, которые проходит организм, развиваясь и дряхлея. Они, аттракционы, укоренены в возрастных стереотипах (до них дорастают, из них вырастают), но трансцендентны психике, внеразумны и обладают собственной волей, способной увлечь и подчинить. Советская синтагма "культурный досуг" несет, конечно, не противопоставление "досугу некультурному", а идеологический постулат о праве (оно же - обязанность) каждого члена общества на духовную жизнь. Кущи, сдобренные железом аттракционов - лоскуток социальной утопии. Если сад в христианской эмблематике является метафорой Рая, советский Парк служит скорее синекдохой коммунистического будущего: ограниченная в пространстве и времени (для большинства - выходными и праздничными днями) часть намекает на футурологическое целое. Разъятость - рок досужих прогулочных мест, где человек не живет, но бывает, где песок его времени заполняет формочки: пластмассовые, металлические, деревянные приманки-привлекалки (сиречь аттракционы); где ему дарована возможность сличить себя с прежним собой путем простого наложения на карту местности; где он плюет на такую возможность. Бессмертие препарировано, как волшебный цветок в новелле "Тир", и постигается проверенным методом вычитания. Парк Андрея Краснящих, подобно детским игровым площадкам Андрея Левкина, существует вне линейной хронологии, подобно им составлен из незрячих (не зрящих друг друга) эпизодов детства, юности, зрелости. И лишь взгромоздившемуся на "Чертово колесо" дано узреть отдаленные угодья и, замкнув жизненный круг, начать все по новой. Без слов Стихи Виктора Максимова у нас на сайте:
Инет на стене и вещи-андрогины Цветовое решение, минималистичность композиции, актуальность темы. Картинка позаимствована из Живаго Дневника, он же Журнал Жизни или ЖЖ, а конкретно - из дневника дамы по имени egmg: других своих имен она не называет, и мы докапываться не будем. Egmg пишет в жанре записок практикующего культуролога: что общего у пословицы про бузину и дядьку с шекспировской трагедией "Гамлет", у распятия с рогаткой, - пишет, в общем, об интересном. Не верит, кажется, в телепатию, а верит в случайные совпадения - их семиотика ест на сладкое. Далее - развернутая цитата:
С Днем Знаний, дорогие читатели! поставить закладку написать отзыв
|
slava@russ.ru |
|
||