Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 30 августа
Дата публикации:  30 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Привет! Лето кончается, а жызнь продолжается, как говаривал Бродский. Я уехал греться на пляже, попросив Катю Ваншенкину сочинить в мое отсутствие легкий уикль. Насколько я знаю, Катя представит вам свежие публикации "Современной русской литературы". Я же, всходя на трап, поразвлеку вас историей, услышанной на неком вернисаже от художественного критика М.

М. написала в газету "Коммерсант" заметку о неком художественном проекте, в котором ключевую роль играло малоцензурное слово из трех букв, обозначающее мужской половой уд. Что за проект, я не запомнил, но суть в том, что в заметке слова этого ласкового просто нельзя было не употребить. М. и употребила.

Напечатав слово, сотрудники Ъ задались вопросом, насколько часто оно вообще появляется в их газете. Электронных архивов в редакции оказалось за два года. Проверили: 4 раза за два года. Все 4 раза на полосе "Культура", ясный пень. Четвертый раз - только что рассказанный. Еще один раз это слово было всего лишь фамилией китайского артиста. Остается еще два раза, и оба этих раза это слово употребил один и тот же сотрудник Ъ. Отгадайте, кто именно.

Задал я эту немудреную загадку коллеге, а коллега отвечает: да нет там таких сотрудников. Слово легло, как в масло: да, теперь нет. Был там один такой, а теперь нет.

Он мне снился недавно в металлической дымке, с олимпийским спокойным взором.

Но да не прервется мой рассказ на такой трагической ноте: есть еще маленький мемуар. Если я чем-то горжусь в этой жызни, то тем, что первым напечатал то же самое слово в газете "Сегодня". Номере чуть ли не во втором или в третьем опубликовал Боря Кузьминский мое эссе - в упор не помню, про что, но помню фразу про тургеневских девушек, в устах которых божественно трепещется слово из трех...

Написанное ниже написано уже Катей Ваншенкиной. Пожелайте мне хорошего отдыха.

Жидкий косинус в синем зрачке

Опубликован второй звуковой фрагмент кальпидиевого CD и стихотворение "Ивинская" из книги "Хакер" - легкая, напитанная влагой конструкция на легких же подпорках комментариев. В очередной раз убеждаешься, что Кальпиди по башляровской классификации - завзятый поэт одной стихии и что стихия эта - вода. Вода течет в венах героев, родня их с пейзажем. И зимняя архитектура - застывшая музыка воды - дает им кров. Летом - языческое таинство омовения, осенью и весной - глазная влага. И даже пол подобно водной глади принимает упавшее:

как со стуком те самые два
башмачка, упадая на пол,
превращались за кромкой стиха
то ли в шлепанцы, то ли в обол,

но скорее, что - в шлепанцы. Шлеп! -
это первый упал под кровать,
а второй, точно лодочка, греб,
все пытаясь ступню отыскать.

Фигу с маслом ему - не ступню!
И ни пятки ему, ни стопы...
И ни "я", ни "тебя", ни "люблю"
"на пороге" "моей" "пустоты".

Привлекалки и ре-креация

Цикл рассказов Андрея Краснящих "Парк Культуры и Отдыха". Напомню, что его анонс и хит "Русские горки" мы повесили в июне. Прилагается Схематический план маршрутов.

Почему культуры и отдыха? Я, конечно, могу объяснить, как связаны между собой культура и отдых, но до конца понять это не могу. Отдых вроде противопоставлен труду? А культура - натуре? Значит, труд где-то с натурой человека, а отдых близок культуре? Почему не наоборот?

- из авторского предисловия к "Парку"...

Каламбурная тождественность культуры, ре-креации как вторичного (по сравнению с Божественным) творчества или даже повторного творения и рекреации-отдыха - проливает свет на эти загадки. В недрах банальной расслабухи запрятан чудовищно искаженный, но узнаваемый набор: возрождение, само-воссоздание, сезонные поминки по плодородию, прятки живцов и мертвецов. "Качели" и "Карусель" - соответственно плюс- и минус-позит сих извечных раскладов.

Высокая культура преподает себя как диалектическое единство труда и отдыха, полезного и приятного. Она позволяет на себя, культуру, работать и запрещает от себя отдыхать, взамен провозглашая вышеназванный труд скорее приятным (доставляющим наслаждение), нежели полезным. Красота, добро ("это когда всем хорошо") и... что еще? Не упомнишь... Рассказ "Игровые автоматы" начинается с беседы отца и малолетнего сына о культуре в духе сократовского диалога: ребенок не знает лишь того, что все знает. Далее фабула не по-сорокински плавно мутирует в компьютеризованный ужастик. Финал оказывается подготовлен самой механикой поучительного разговора, его автоматизмом и злой инерцией игры. В "Пещере ужасов" и "Кривых зеркалах" предметом исследования становится "нечеловеческая" логика простых действий, инерция-инертность собственного тела, пассивно пропускающего враждебных сознанию агентов. Одно из возможных толкований аттракционов, по Андрею Краснящих, - стадии, которые проходит организм, развиваясь и дряхлея. Они, аттракционы, укоренены в возрастных стереотипах (до них дорастают, из них вырастают), но трансцендентны психике, внеразумны и обладают собственной волей, способной увлечь и подчинить.

Советская синтагма "культурный досуг" несет, конечно, не противопоставление "досугу некультурному", а идеологический постулат о праве (оно же - обязанность) каждого члена общества на духовную жизнь. Кущи, сдобренные железом аттракционов - лоскуток социальной утопии. Если сад в христианской эмблематике является метафорой Рая, советский Парк служит скорее синекдохой коммунистического будущего: ограниченная в пространстве и времени (для большинства - выходными и праздничными днями) часть намекает на футурологическое целое.

Разъятость - рок досужих прогулочных мест, где человек не живет, но бывает, где песок его времени заполняет формочки: пластмассовые, металлические, деревянные приманки-привлекалки (сиречь аттракционы); где ему дарована возможность сличить себя с прежним собой путем простого наложения на карту местности; где он плюет на такую возможность. Бессмертие препарировано, как волшебный цветок в новелле "Тир", и постигается проверенным методом вычитания. Парк Андрея Краснящих, подобно детским игровым площадкам Андрея Левкина, существует вне линейной хронологии, подобно им составлен из незрячих (не зрящих друг друга) эпизодов детства, юности, зрелости. И лишь взгромоздившемуся на "Чертово колесо" дано узреть отдаленные угодья и, замкнув жизненный круг, начать все по новой.

Без слов

Стихи Виктора Максимова у нас на сайте:

ты призналась что тебе четырнадцать лет √
а сегодня
у тебя опять
ежемесячное наводнение
как вечное ницшеанское возвращение
и у меня весь живот
был в крови
похожей больше на кетчуп
а ты сидела поджав коленки
прислонясь спиной к стене
и из тебя
высыпался
высыпался
высыпался
смех

Инет на стене и вещи-андрогины

Цветовое решение, минималистичность композиции, актуальность темы. Картинка позаимствована из Живаго Дневника, он же Журнал Жизни или ЖЖ, а конкретно - из дневника дамы по имени egmg: других своих имен она не называет, и мы докапываться не будем.

Egmg пишет в жанре записок практикующего культуролога: что общего у пословицы про бузину и дядьку с шекспировской трагедией "Гамлет", у распятия с рогаткой, - пишет, в общем, об интересном. Не верит, кажется, в телепатию, а верит в случайные совпадения - их семиотика ест на сладкое. Далее - развернутая цитата:

Но вообще, есть такие андрогинные предметы, например, зонтики. Зонтик в сложенном виде и зонтик в раскрытом - М и Ж. Носки, презервативы и всякие колпаки тож самое. Так - М, эдак - Ж. Есть более тонкие андрогины - пуговицы. Вроде чисто женский предмет, как правило округлый, с дырочками, ну то се. Но ведь есть еще и петля, в которую он вдевается, вот и выходит, что при таком раскладе - чистый М. Или вот недавно совсем я обнаружила, что солонки имеют место и мужские, и женские. Последние делаются в виде розеточек, а первые в виде грибочков, вернее, того, на что эти грибочки похожи. Тоже с дырочками, иногда одной, а иногда несколькими, собранными на головке в кружочек. (Тут, пожалуй, передам привет Павичу.)

Прототипом всех этих андрогинностей является треугольник, как правило равнобедренный. Направь его острием вверх - будет знак, присущий М-сортиру, направь вниз - Ж. Поэтому, вернее, наоборот: происходит сие различие от Magen David, известнейшего символа андрогина. Далее читай Майринка! VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV

А еще привет MacDonald's с его явным заимствованием своей M из иконографии скрижалей Завета. Ср. уши зайца-Бафомета в "Големе" того же Майринка.

С Днем Знаний, дорогие читатели!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 22 августа /22.08/
Малый Букер: прием работ продлен на месяц.══|══Народный Букер: голосование закончено.══|══"Новая русская книга" в новой обложке.══|══Фильм "Защита Лужина".══|══Децернент найден.══|══Самый короткий анекдот.══|══Проект: вопросник Яцутко.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 16 августа /16.08/
Дмитрий Бавильский, Яна Соколова, Линор Горалик, Катя Ваншенкина, Дмитрий Брисенко о "Хакере". Звуковой файл текста "Это жаркое лето....". Продление акции до 15 сентября.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 10 августа /10.08/
Конкурс "Как это было?": часть поэтов пускали к самому Бродскому, а часть - только к коту. | Центральный текст книги "Хакер". | Букер: шмукер.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 3 августа /03.08/
О вреде русской литературы, в частности Д.Бобышева и Д.Кузьмина. | Приключение с итальянской слависткой и децернентом. | Бесплатные диски "Хакер" еще есть, голосование по Букеру еще продолжается.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 27 июля /27.07/
Событие. "Журнальный зал" при смерти? | Записки у изголовья . Коллекция коллекций. | "Хакер". Кошки/коты.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru