Русский Журнал / Круг чтения / Новости
www.russ.ru/krug/news/20011005.html

Курицын-weekly от 5 октября
Вячеслав Курицын

Дата публикации:  5 Октября 2001

Время рисовать

Журналу комиксов нужны художники. На эротические и другие темы. Образцы умений присылайте мне.

Чемпионы

Когда осенью 1992 года покинувшая "Литературное обозрение" Ирина Прохорова сдала в набор первый номер журнала "Новое литературное обозрение", трудно было предположить, какой это все обернется Империей. Авторитет самого профессионального литературоведческого издания: конкуренты далеко позади. 50 номеров высококлассных текстов. "Неприкосновенный запас" - тонкий журнал, хрупкий пока, но уникальный пример публицистического издания, целиком построенного на "умных текстах" (сетевой аналог - РЖ). Десятки книг, среди которых такие принципиальные для российской гуманитарной жызни издания, как "расставание с Нарциссом" Александра Гольдштейна, "Хлыст" Александра Эткинда, "Записи и выписки" и "Занимательная Греция" Михаила Гаспарова, прекрасная серия "Россия в мемуарах", труды Б.Дубина, М.Ямпольского и А.Рейтблата... Книжная полка в другом помещении, неохота идти сверяться... Ну да: "Психодиа, извините, хронологика" Игоря Смирнова, проза Пригова, Вайль-Генис о шестидесятых, почти полный Рубинштейн...

Плюс - продуманная тусовочная деятельность, без которой плохо можно представить себе московское "культурное сообщество", обозванное на одной из таких сходок "дискурсообразующим слоем". На празднование 50-нумерия в ресторане "Огород" пришло человек триста. Сергей Козлов пел рок-н-ролл. Прохорова танцевала канкан. Через год будет поздравлять с 10-летием.

От чистого сердца

В качестве подарка на юбилей: отклик М.Шраера на энлэошную рецензию Н.Мельникова на книгу М.Шраера. Коллеги из "НЛО", надеюсь, не обидятся: дискуссии - дело рабочее. И читатели на журнал в случае публикации малокондиционных рецензий не обижаются: жызнь - река, в которую подчас падает пивная бутылка, и грандиозные библиографический раздел "НЛО" может существовать только при доверии редакции к авторам, которые, разумеется, иногда подводят.

Но еще страшнее то, что в оценках Н.Мельникова звучит анти-еврейская риторика...

...Если не считать того, что антисемитский дискурс не в меньшей степени продукт жызнедеятельности озабоченных филосемитов (яркий пример - Л.Кацис), нежели недостатков подозреваемого в оном.

Так почему же я публикую это письмо? Да потому, что Н.Мельников, составитель вышедшей в "НЛО" околонабоковской книги, явно не соответствует уровню любимого издательства. О чем мы, болельщики "НЛО", ожидающие от него совершенства, должны безукоснительно информировать.

Рецензия Р.Ганжи на книгу Мельникова

Рецензия В.Курицына на книгу Мельникова.

Простыми словами

Продолжая еврейскую тему, проанонсирую новый номер журнала "Зеркало" из города Тель-Авив.

Где-то в полночь, в полутемном палисадничке в районе метро "Белорусская". Какая-то женщина маячит у дерева, некий мужичок тусуется из стороны в сторону. При виде нас просит закурить. Закуривая, рассказывает: "Вот, подрался с человеком - потерял нательный крест... Ищу..." То есть получается, что человека - он нашел...

Это Александр Бараш рассказывает о своих московских впечатлениях. Заинтересованная лирическая проза, реальный нерв. Описываются всякие москвичи, в том числе - и я попал:

Брутальный детина, с каким-то сквознячком опасности в повадках, опредметился в качестве критика Курицына. Правда, первое впечатление диковатости (азиатскости? эксгибиционирующей энергетичности?) скоррелировалось тихой, ласковой, рассеянной, доброжелательной скороговорочкой в приватном скользящем общении. Типа - пластичность крупных хищников. Вообще эта постмодернистическая мягкость (чуть ли не самый актуальный тон) - диаметральная противоположность залихватской, с вечной подначкой манере Гробмана, репродуцирующей, насколько можно судить, стиль "арт-богемы" 60-х годов. Некоторую - рафинирующую - эволюцию мы прошли за последнюю треть века!

Видимо, лестно. Гробман тоже в номере представлен с прелестным проектом - дописывание чужих стихов:

Кузнечик мой верный товарищ
Мой старый испытанный друг
Зачем ты сидишь одиноко
Глаза устремивши на юг?

Первые две строки принадлежат Н.Олейникову.

Звездный Гольдштейн (кстати, фирменный автор "НЛО") кормит своей вязкой-виртуозной прозой, которая становится все более герметичной, все более пропитанной тамошней почвой: удивительная метаморфоза произошла с этим прекрасным писателем, на глазах превратившимся из автора русского в автора израильского. Тем самым Александр сокращает свою аудиторию, но крепит отношения с органикой. С той землей, в которую, наверное, придется лечь. На легкомысленные советики - дескать, пора Вам, Саша, в Москву - он отвечает серьезно: столько лет потрачено, чтобы укоренится Там, что на второй такой подвиг сил не хватит. Войди внутрь испытательной колбы, оплавленной призмы, этот прочнейший, хоть тонкостенный, котел для тебя - клокочут несколько слоев воздуха, мягкие лапы жара возносят на гребень полдневного созерцания.

Оттуда

После евреев логично перейти к арабам. Подборку "12 поэтов Палестинского сопротивления" мне прислали сразу после нью-йоркской бойни. Конечно, это был вызов: не христианской цивилизации, как самолетами, но либеральному сознанию, пекущемуся о свободе слова и многогранности культуры. Христианская цивилизация сделала свой выбор: война. Это моя цивилизация, я не вправе ее судить, но вправе строить внутри нее островки терпимости.

Blogum

Blogum, да. От "Блок умер", а "г" - то ли от перепутки, то ли от Гумилева. Я и раньше испытывал некоторые эмоции от текстов Андрея Немзера: одни были любопытны, другие раздражали. А тут совершенно случайно тыкнул в "Немзерески", где бываю вряд ли чаще, чем раз в полгода, и попал. Читайте прекрасное. То есть, ужасное. В алом от зари.