Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-Уикли от 26 июля
Группа "4х72" основала себя и движение "Стихи в бутылке". У "Новой драмы" появился сайт. Проект "100 писателей" закрылся. "Последний день Бориса Виана" Бориса Бергера. Братья-два: еще три (фильмы-реплики на балабановский хит). Книга Метелицы. "Нацбест"-плюс. Плуцер-минус. Говнодав.Ру.

Дата публикации:  26 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Случайно

Добрые вести из Ебурга: группа тамошних литераторов (Андрей Ильенков, Василий Чепелев, Алексей Вдовин, Константин Богомолов) выпивала 72-й портвейн на берегу речки Исеть. Признаться, вэпээс тоже немало этого благородного напитка выпил на берегах этой вонючейшей из рек, а потому испытал приступ острейшей тоски: не столько по местности (увы, ностальгия пока не стала для него основным инстинктом), сколько по возрасту... Осподи, как бы вернуть тот день, когда помер Брежнев! Мне ведь тогда не было осьмнадцати лет!

Но - сопли в стол. На декстоп - литературную новость: упомянутые литераторы основали 12 июля 2002 года литературную группу "4х72" и движение "Стихи в бутылке". Когда портвейная влага иссякла, группа сочинила стихотворение, записала его на бумажку, запихнула его в бутылку и отправила по Исети (еще в бутылку было запихнуто сто американских долларов, но это выражает не суть поэтического движения, а пьяный кураж). В пресс-релизе сказано:

Бутылка поплыла, а четверо, ступая прочь от берега, поняли, что создали новое поэтическое движение. Пускай поэты и к ним примкнувшие пускают свои стихи по русским рекам. Это сеть не хуже Интернета, реальная, из воды...

Что же, все, казалось бы, верно. Поэзия создается не для людей, а так. Пусть шумит в ветвях ветром, пусть смелой уточкой рассекает по глади озерной. Пелевин рассказывал, как в каком-то огромном парке в Пекине прекрасные китайцы выходят с ведрами воды и большими кистями, наносят изящные иероглифы на жаркий асфальт и лишь щурятся, наблюдая, как солнце в несколько секунд навечно расправляется с творением. Мне как-то довелось в Калифорнии, нормально скушав чего-то местного, провести пару часов на берегу океана за рисованием фигур, мгновенно уносимых в небытие холодным прибоем. Помню, замерз. Да и всякому из нас...

Однако наши уральские друзья смалодушничали: они сохранили в своей памяти текст стишка и даже предложили его к публикации на "СРЛ СВК". Всячески осуждая такую позицию, убивающую чудо (возможное чудо обнаружения бутылки с текстом одиноким каспийским рыбаком: Исеть, кажется, впадает в Чусовую, та в Белую, та в Каму, та в Волгу - удивительно, на берегах всех этих рек мне доводилось жыть - а уж Волга известно куда...), я выполняю просьбу "4х72": Вот текст. Текст прекрасен. Первая его строка есть доведение до цынизма известной набоковской (сиринской еще) черновой строки "Засунул хэ я в пэ случайно". Дальше тема весьма убедительно развивается. Но все равно я считаю, что "288" не правы. Прекрасное должно исчезать без следа. В жызни веть таг, правда?

Одновременно

У фестиваля "Новая драма" появился красивый сайт, ценный не только и лишь программой и информацией, чего, где и как. Это одновременно мощный литературный ресурс: здесь предполагается публиковать именно что новые пьесы, и неколь десятков уже опубликовано. Читайте лидеров молодой драматургии: Максима Курочкина и Екатерину Нарши, Илью Фальковского и Наталью Ворожбит. Не обойдите своим курчавым вниманием блестящую "Анну Каренину-2" Олега Шышкина:

Анна. Может быть, это прозвучит бестактно, но я хотела бы знать, что случилось с Вронским?
Каренин (гневно смотрит на Анну). Может быть лучше не начинать этот разговор? (Подумав.) Впрочем, что в нем такого? Ты хочешь знать, что случилось с Вронским? Прекрасно! В тот день он видел твое тело на столе в казарме железнодорожной станции. Сознание его помутилось. Доктора нашли у него полную прострацию. Но вскоре он все же выздоровел, но напрочь забыл некоторые моменты своей прошлой судьбы и отправился на Балканы, в действующую армию. При переправе через Дунай, находясь на передовых постах попал под обстрел турецких пушек. Его сильно контузило и сегодня Алексей Кириллович Вронский, граф, флигель-адъютант, представляет собой полностью парализованного человека. Он не реагирует на слова родственников и практически не может обслуживать себя.
Анна. Какой кошмар!!!
Каренин. У вас есть еще какие-нибудь вопросы?
Анна. Устройте мне встречу с ним?
Каренин (раздраженно улыбаясь). А что, это идея! Будет вам встреча!

Тщетно

Происходят и будут еще происходить кое-какие структурные изменения на "Современной русской литературе" (в скобках поздравлю себя с прошедшим юбилейчиком: месяц назад был 150-й выпуск уикли, сейчас вы читаете 154-й). И самое главное - исчез (вернее, ушел в архив) проект 100 писателей. Начиная свой интернет-проект (в конце 1998 года это было, елки-скалки), я ставил задачу нарисовать этим списком карту русской литературы: дескать, на ней много всяких территорий, и от всякой должен быть в списке свой аутентичный чучмек, как в Совете Федерации (от патриотов Проханов, от концептуалистов вся шайка-лейка, от желтых гор Маканин, от кривляк Жванецкий и т.д.) Идея - в смыслах 1998-го - и по сей день кажется мне удачной: страна тогда грохнулася, и имело смысл проинвентаризировать сохранившуюся наличность. Но именно тогда же потихоньку началась грандиозная перекомпановка самого ландшафта, горы стали потихоньку вздуваться или проседать, реки менять русла, из рудников повылазило много прекрасной сволоты, для которой у меня просто не было предусмотрено географии; короче, во-первых, карта вздыбилась, во-вторых, я осознал свою собственную неготовность к повседневной геодезии: понял, что о некоторые населенные пункты просто стремно и клавиши ломать... Короче, в свернутом виде проект сидит вот тут. Я туда попозже напишу объяснялово. Все публикации худла, сделанные в его рамках, разумеется, доступны; и не только из проекта "100 писателей" - вскоре они будут каталогизированы в рубрику "Публикации".

Наотмашь

Прошлым летом на Китай-городе в "Хатке бобра" я и друг мой Бергер... Ах нет, если развивать эту тему, вновь вместо новостей пойдет мемуар, полный в том числе и таких подробностей, о которых миру и нашим родственникам знать еще рано... Короче, Бергер написал рассказ. Он существует в нескольких вариантах: я неоднократно пытался его править, там много нелепых словосочетаний и неудачных формулировок, но в общем это такая "Девушка и смерть", вещь, энергетически совершенно удивительная. Тем, кто еще не разуверился в моих вкусах после "ГГ" - ;) - рекомендую стремительно читать и получать встрюпс. Странно, что я в течении года не собрался его опубликовать. Рассказ появился у Верницкого. Именуется "Последний день Бориса Виана". Всем дрочить, как выражается Пирогов.

Смешивание красок - это как смешивание курительных смесей - магический обряд, который должен ввести тебя в определенное состояние. Цвета должны лежать рядом так, чтобы они подсвечивали друг друга. Тогда краска перестает быть краской. Она становится цветом, а цвет перестает быть цветом, он становится светом. Это называется просветлением материи.

Я понял это, когда голый, в "Хатке Бобра" подмешивал в краски свою сперму и кровь и заканчивал картину "Моя израненная душа". Сколько стоит картина? Что такое цена? Цена - это всего лишь наша оценка. Сколько стоит роза? Сколько стоит солнце? Почему Майор выпрыгнул в окно, как я написал это в рассказе? Почему Мишель стала любовницей Сартра, редактируя "ДЬЯВОЛ И ГОСПОДЬ БОГ"?

По кочану.

Недостаточно

Энергетически угаданный, но нравственно сомнительный брат-герой Данила Багров одержал над россиянами победу коммерческую, но оставил чувство глубокого неудовлетворения в душах ранимых и тонких. Этим душам есть чем утешиться: нежный мурзенкин "Апрель" прошелся по окнам свежым весенним дождичком, и даже сомнительный Воробьев-Круг после "Апреля" отмыт до возможности поставить ему свечку: не останавливай меня, я уезжаю навсегда, что бы ни говорили... У меня сломался музыкальный прибор, и несколько дней подряд (именно несколько дней подряд после круговой смерти) я мотал и мотал кассету "Апреля", чтобы с финальных титров текло-лилось: что бы ни говорили...

Между тем образ благородного мстителя (и его, язный пень, брата) продолжает быть актуальным для текущего кино растворяющегося соцлагеря. Скажем, на одном кинофестивале я видел сербский, что ли, фильм, о стрелке-чемпионе, вернувшемся с войны, у которого есть, понятно, брат стрелок-чемпион, уже поссорившийся с мафией, в связи с чем и возникают неприятные черно-белые перестрелки в унылейших многоэтажных районах что ли Белграда. Названия фильма не помню, да и ладно, все равно вам его увидеть негде.

А вот белорусскую ленту "Случай з пацаном", увидеть можно, заказав ее через редакцию газеты "Навинки" (navinki@user.unibel.by). Там прямо на кассете написано, что это есть белорусский ответ "Брату-2". Юрок, простой парень с району, щеголяющий в зеленой майке номер 9 (Белькевич - лучший футболист Беларуси) и дующий пиво из неразменной бутылки, ссорится со своей малой, идет типа искать чем заняться и попадает в тиски между гэбэшниками и апазiцыей, получая в результате по шее и от тех, и от других, и заодно от братков. Фильм весьма симпатичный, но - имейте в виду - для спецов: для историков кино, политических активистов и для горячих поклонников альтернативности. Не шедевр.

А вот питерский "Черный фраер" (существует уже год; я только сейчас посмотрел) - шедевр, хотя и весьма специфический. Главный герой, черный фраер (в исполнении Ивана Грозного: говорят, это псевдоним режиссера Глеба Михайлова; выпущено "Викинг-видео", участие в "Кинотавре", лауреатство на непонятных мне фестивалях "Любить кино" и "Чистые грезы") ходит по Петербургу и в течение 88 минут мочит всех встречных гнид, обретая по дороге брата, сестру, а потом еще и брату помогая сестру из Москвы обрести. Действие концептуально, до невыносимости, растянуто, предполагает просмотр маленькими дозами или в смещенных состояниях сознания. Все движения и жесты героев лаконичны до не могу, до небывалого минимализма. Диалоги предельно лапидарны. "Не брат ты мне, гнида". "Хочешь выпить? - Я хочу перекусить. - Тогда пойдем перекусим? - Пойдем - Пойдем". "Я под Цусимой жопу отморозил. В Тамбов прикатил как тюльпан на блюде". Саундтрек группы "Виктор" (если вы такую не знаете, удивит она вас). Сильно рекомендуется любителям питерской эстетики вообще и прикладной психоделии в частности.

Координаты гнид скидывать на ivan_grozny@rambler.ru

Абсолютно

ВОЗДУХ В связи с воздухом возникает философическая проблема зависимости.
Ни к чему нельзя привыкать, ни от чего нельзя зависеть, ни к чему нельзя привязываться. Ни к чему и ни к кому. Ни к существам, ни к веществам.
Это обсуждают все, все, все. Тема для дискуссии номер раз.
По итогам этих обсуждений, не только конопля, но и ЛСД выходят лучше чая и кофе. Потому что - не вызывают привыкания. А чай и кофе - вызывают, так же как водка и героин. Кофейные зерна и обманчиво легкие чайные листочки - бух! - чугунными гирьками брякаются на старомодные аптекарские весы, где балансирует энергетика организма. Попробуйте лишите организм утренней чашки чая или кофе - он просто не сможет функционировать.
Поэтому те, кто поставил себе целью как можно полнее освободиться от всех зависимостей, приучают себя пить простую теплую воду, маленькими глотками. Кипяточек. Как в годы военного коммунизма - баловались кипяточком.

Катя Метелица, окормительница новых русских комиксами и собственно кормом, мать двоих детей и крупнейший в городе специалист по тихим настольным играм, гений волхвований и бормотаний, выпустила книжыцу "Азбука жызни", в которой натурально в ритме азбуки, от А до Я, делится невинно-беззаботным голоском своими случайными соображениями о бомбе, арбузе, Вайле-Генисе, икте и тому подобных важных вещах. Удивительная свобода в выборе тем, абсолютно расслабленная интонация; вот и волшебной Метелицы у меня в сотне писателей не было, из чего следует, что правильно я ее (сотню) снес.

Костя Богомолов из Екатеринбурга безнадежно проигрывал в скрабл всем, включая детей и иностранцев. Потом составил слово "икт", значения которого не помнил. Из жалости к аутсайдеру посмотрели в словаре - и нашли там слово "икт". Оно обернулось неким термином, относящимся к стихосложению (точно не помню). Так вот, поскольку этот "икт" утроился, пройдя через красный квадратик, и прицепил еще по дороге какие-то более или менее очевидные слова вроде "ют", которые тоже удваивались и утраивались, Костя Богомолов набрал разом такую кучу очков, что всех нагнал и в итоге, кажется, выиграл.
Подробность достойная адского скрабла: практически в каждой игре у нас возникает слово "вонь". И тут же начинает слегка припахивать серой.
А еще моему сыну Мите раз так семь подряд выпадали буквы в-ы-м-я. И за всю игру ему так и не удалось пристроить это "вымя" к общему кроссворду. Причем значения этого слова он, как выяснилось, не знал. Но все равно кричал: "У меня вымя опять!".

Однажды с нами играла его учительница рисования, девушка тонная, культурная. Получалось у нее плохо. "Что, опять пропускаете ход? Да вот же, Лена, хорошее слово, сказал Митя, заглядывая к ней через плечо, - г-о-в-н-о. Прямо по порядку у вас и лежат". Действительно, буквы лежали на зеленой пластмассовой жердочке строго в неприличном порядке, но ей просто не приходило в голову, что такое - может быть словом.

Милый покет вышел приложением к "Митиному журналу", на сети азбука висит довольно давно.

Негаданно

В журнале "Октябрь" появилась подборка рецензий членов большого жюри "Нацбеста" на некоторые из баллотировавшихся там сочинений: тексты Сергея Носова, Алесандра Шаталова, Бавильского, мои, Льва Данилкина (который, таким образом, впервые, надо полагать, оказался автором толстого журнала). С одной стороны, странно - рецензии, в общем, носили внутренний характер и ни о какой публикации с авторами не говорили. С другой стороны, мне, скажем, жаловаться на это грех, ибо, во-первых, я свою порцию сам уже публиковал, а во-вторых, - слова "жызнь" и "мужык" редакция "Октября" воспроизвела правильно, и это тоже событие: вот и в толстяков начало просачиваться передовое правописание.

Бесполезно

Без байки стараться обойтись - бесполезно. Приходит мне прямо по интернету электронное и-мейл письмо из Ебурга: типа, здрасьте, я работаю в новостях на "4 канале" (это ТВ тамошнее), не знаете ли вы в Ебурге специалистов по мату? Типа Наташа. Я пишу: Константин Богомолов, вот его телефон (вообще, вам не хочется писать слово телефоннн с несколькими н на конце? слово-то такое - фонит, резонирует...). Буквально через 10 минут я Косте звоню по другому совсем делу, а эта Наташа с 4-го мое мыло, оказывается, уже прочла и Косте уже позвонила. Костя ее спрашивает: кто вам меня-то посоветовал? Удивленно спрашивает, ибо по мату он спец обычный, по типу каждого из нас, я к нему Наташу отослал чисто друга развлечь. А Наташа: да из Москвы посоветовали. Костя: а кто из Москвы? Наташа: да не помню, какой-то человек (это про меня!). Костя: Плуцер, наверное? Наташа: да, точно Плуцер...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 18 июля /18.07/
Клюква и клюковка. Акунин и Донцова. Путин и Татьяна.
Вячеслав Курицын, Курицын-уикли от 11 июля /11.07/
Generation Kukulin: введение.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 1 июля /01.07/
Турки, свинопас, костюм жены Набокова, костюм жены Пушкина, рост Тургенева, рост жены Пушкина, Бразильский спектакль в тюряге: уикль, написанный между предпоследним и последним матчами ЧМЯКа.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 17 июня /17.06/
"Новая драма" в Москве, Мэттью Барни в Кельне, "Документа" в Касселе, "Давай" в Вене.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 10 июня /10.06/
Гексоген без ссылок. Что делать с хорошей литературой, написанной "плохими людьми" - антисемитами или каннибалами? Агеев и Немзер не задаются этим вопросом, заранее объявив Проханова плохим писателем. А Проханов писатель отличный. Вставляет. И таки что нам делать с талантливыми злодеями? (отзывы)
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru