Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Новости издательств
Дата публикации:  24 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Борис Брик
Одинокое дерево. Избранные переводы, стихи. - СПб.: Лимбус Пресс, 2003. Серебряная серия.

В серии вышли также: Аделина Адалис, "Бессонница", 2002, Елена Гуро, Небесные верблюжата, 2002, Петр Бутурлин, Сонеты и разные стихотворения, 2002, Мария Шкапская, Час вечерний, 2000.

Сейчас, в начале XXI столетия, когда "золотой век" русской литературы буквально забронзовел от комментариев по поводу комментариев и ссылок по поводу ссылок, вполне пристойно было бы считать золотой литературу начала века XX, начавшую модернистский эксперимент, длящийся и поныне. Однако, если тексты Андрея Белого или Осипа Мандельштама, к примеру, уже успели обрасти академическим брюшком, то произведения литераторов так называемого второго ряда подчас не опубликованы вовсе. Неполнотой "грешат" даже знаменитые антологии Михаила Гаспарова и Евгения Евтушенко, призванные представить хотя бы одним-двумя стихами авторов, повлиявших на поэтический ландшафт того времени. Наиболее полным текстовым справочником на сегодня можно считать антологию "Поэзия русского модернизма" под редакцией Н.А.Богомолова, выпущенную в прошлом году московским издательством "Эллис Лак".

"Лимбус Пресс" - одно из немногих издательств, взявших на себя бремя сугубо культурной и затратной для собственного бюджета стратегии заполнения этих белых пятен. В "Серебряной серии", под нежно-бархатистыми обложками почти карманных книжек, увидели свет пять поэтических томиков пригодных как для чтения и исследований, так и для отменного подарка. Разве что, Петр Бутурлин, поэт предыдущей эпохи, примкнул к этой компании по недоразумению. Итак, помимо торжества полиграфии и восстановленной справедливости, мы имеем самое полное собрание текстов Гуро, Шкапской и Адалис и первые издания Бутурлина и Брика, разумеется, не считая прижизненных.

Руслан Миронов


Борис Фрезинский
Судьбы Серапионов. - СПб.: Академический проект, 2003.

Один знаменитый писатель прожил долгую насыщенную трудами и бореньями жизнь и надоел публике до смерти. А его биограф ушел к другим, более перспективным, покойникам. Так Борис Фрезинский бросил на произвол судьбы Илью Эренбурга, с которым не стало житья, и взял себе гарем, состоящий из Серапионов, которые еще очень ничего. Результатом этой маленькой измены сделалась большая довольно неплохая книга, филологи говорят - долгожданная. Впрочем, не без рудиментов эренбурговского периода, ибо пережитки прежней любви встречаются там всюду, где только можно. Но Серапионов все равно больше, и они лучше, хотя бы как сырье для исторических анекдотов. А этот изыскательский ситчик содержит в своей добротной ткани и такую ироничную розочку. К примеру, кому теперь памятен писатель и "серапионов брат", Никитин. А между тем, по возвращении в СПб из столицы, на вопрос о погоде, он ответил: "Снега в Москве великие". Фрезинскому мы обязаны скрупулезно нарисованной галерей портретов ушедшей натуры, да что там - потонувшего материка. Груздев, Елизавета Полонская, Никитин, Лунц, Слонимский, Познер - теперь о них есть не только обрывки воспоминаний, но и сводные портреты, вроде фотороботов. И впервые можно окинуть обозримые тексты одним взглядом. Автор лишь формирует материал. Его участие в нем - работа публикатора и коллажиста.

Труднее со знаменитыми фигурами: Фединым, Зощенко, Кавериным, Шкловским, Ивановым, Тихоновым. О них написано много другими. И кроме оформления, возникает также функция отбора. Автор берется говорить о них только новое. И посему их портреты несколько уступают изображениям второстепенных фигур. Впрочем, о Вс.Иванове есть изумительный анекдот. Причем Фрезинский подает его, как серьезное кушанье. Тот пишет Горькому следующее послание: "Дело в том Алексей Максимович, что я, при всех моих изобразительных способностях, неглубок по уму. Происходит это не по тому, что я мало учен или много читаю, ум плохо усваивает и, - это с малолетства, механизация букв, скользящая в моих глазах, тоже многому отучила меня". На всякого мертвеца довольно простоты. Истории о Шкловском пересказывать не буду, их лучше прочесть. Среди публикаций есть не только веселые, но и страшноватые: об отношениях Вс.Иванова и И.Сталина, например.

Часть под названием "Сюжеты" - поскучней портретов. Там Фрезинский во многом лишь развертывает сюжеты в портретах данные. Но все равно интересно. В книге есть хорошая вкладка с фотографиями персонажей и двумя рисунками Добужинского, изображающими место действия. В общем - скромное великолепие.

Михаил Сорин

Книга предоставлена магазином - салоном "Академический проект".


Джон Грей
Поминки по просвещению. - М.: Праксис, 2003.

Если представить себе за семью печатями расположенную библиотечку властей, то мы с вами, несомненно, попали в раздел ее новинок. Есть мнение, что для того, чтобы управлять, книги не нужны. Тем более трудов, имеющих практический смысл, политическая философия произвела на свет немного. Кстати, почти все они упомянуты у Джона Грея - от Гоббса с Локком и Миллем до Хабермаса и Жижека. Прочие политологические книги - отрасль самолюбования верхушки, желающей иметь идеологическое обоснование своей хаотичной деятельности на любой приключившийся случай. Практикуется также обмен трудами между дружественными элитами, благо желание политиков иметь ученую степень легко удовлетворить. Труд Грея представляется мне именно таким текстом из обменного фонда. Автор нигде не унизился до примеров взятых из области масскульта, нигде не высказал сколько-нибудь спорной и вместе с тем оригинальной мысли. Однако спорных банальностей наговорил достаточно, сопровождая их возгласами, типа несомненно, как известно, совершенно ясно. Верный признак диссертации.

Идеи, высказанные в книге, созвучны, но в смягченной форме, постулатам модного политолога Хантингтона, правда речь идет не о конфликте цивилизаций, а о противоречии между либеральной идеологией и национальными культурами, конфликта, который, по мнению автора, неминуемо приведет к краху либерализма, не справившегося с вызовами времени. Грей много цитирует из Хайдеггера, но понимать либерализм как технологию решительно отказывается. Хотя в связи с хайдеггеровским понятием о поставе - это, наверное, было бы плодотворным. Он помещает либеральную идеологию внутрь некоего проекта Просвещение, будущего за которым не числит. Я с ним согласен. У него нет и настоящего. Есть слово "просвещение", и с его призрачным присутствием ничего не поделать. Затем, в финале, Грей пускается в проповедь некоего плюралистического либерализма будущего, который сможет мирно сосуществовать с деспотиями. Тут, мне кажется, следует заметить, что, если и допустить осознанную реальность проекта Просвещение, то это - реформистский проект абсолютизма. Из чего могут быть сделаны два взаимоисключающих вывода: либо либерализм уже сожительствовал с деспотиями, апеллировал к недемократическим властям и добивался своих целей, либо он по природе своей не в силах отказать в удовольствии насаждать демократию. Тому пример - Великая Французская Революция.

Есть в книге Грея несколько слов и о нас. Впрочем, Россия упомянута там, хоть и на первом лестном месте, но в числе прочих восточных варваров. Он считает модернизацию России неудавшейся. Мне же кажется, что она просто не окончена. В этом смысле не удались модернизации всех европейских демократий и восточных деспотий. О чем, собственно, и книга, и чего автор, возможно, сам не заметил. Есть, однако, в этом тексте одно проницательное предсказание, сделанное в 97-ом, на которое опытный политолог мог быть и тогда вполне способен. И которое я, пожалуй, отнесу на счет незначительной разницы в часовых поясах: "...распад советской системы ценностей вызвал разрушение политического консенсуса в странах Запада, и в ряде случаев оно может доходить до кризиса легитимности западного капитализма, чего напрасно ожидали целые поколения марксистов". Неплохо для диссертации.

Михаил Сорин

Книга предоставлена магазином - салоном "Академический проект".


Илья Масодов
Черти. - Тверь: KOLONNA Publication / Митин журнал. 2003.

Вторая книга Ильи Масодова издана вопреки предупреждениям Министерства Печати России о возможном аннулировании лицензии на издательскую деятельность в связи с проверкой его предыдущей книги "Мрак твоих глаз", когда "было установлено, что в книге описываются убийства, глумления над трупами, непристойные сцены, провоцирующие низменные инстинкты..." и т.п. Этот текст предваряет данное издание, предупреждая читателя о возможном конфузе в точном соответствии с законом о защите прав потребителя, требующем указывать на товаре его основные свойства. В действительности же, Минпечати не осознает, что подобные угрозы свидетельствуют о едва ли не самой высокой оценке художественного текста, вменяя автору в вину способность воздействовать словом на разум и чувства.

В случае с халвой нам не сладко лишь потому, что сам текст безвкусен. Не "золотистого меда струя...", как ни говори. Сменив в "Чертях" золотистый мед на кровь, гной и сперму, Масодов не теряет литературных достоинств. Разве что слишком тягуче и долго путешествует его юная героиня, творя страшную мистическую сказку гражданской войны, пропитанную кошмарами травмированного сознания. "Глаза Васьки постоянно таращились, как у какого-нибудь земляного жителя, а скулы выглядели как-то стоптанно, уплощенно, зато щеки походили на поднявшееся тесто, гладкое и ноздреватое, из этих пор вылезали на свет волосы, как лапки упавшего в щель паука". Роскошества стиля, в духе хорошо усвоенных Гоголя и Платонова, не хватает, чтобы обеспечить читательским вниманием всю протяженность действа, ибо автор, как и в своей первой книге, попросту утопает в тексте, нанизывая трэш-эпизоды (см. предупреждение Минпечати) на сомнительную нить повествования. По объему нынешняя вещь Масодова гораздо меньше предыдущей и будет логичным ожидать от автора "Чертей" чудных шоковых миниатюр в виде рассказов. У Михаила Елизарова это получилось.

Руслан Миронов


Хармс Д.
Записные книжки. Книги 1 и 2; (т. 4 и т. 5 ПСС). - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 2002.

Сказать, что Даниил Хармс противоречив как текст и как человек, - не сказать ничего, хотя в общественном сознании уже давно сформировался образ эдакого чудака и оригинала, подкрепленный детскими стихами, курительной трубкой и регулярными театрализованными шествиями от ахматовского дома к чижику на той же Фонтанке. Недавний выход в свет трехтомного ПСС с обширнейшими комментариями разметил новое поле для деятельности всевозможных исследователей и толкователей наследия Хармса и озадачил внимательного читателя публикацией стихотворения #82, где герой ..."...стонал от нежной страсти и глотал тягучий сок...". В бесстрастной, как и положено академическому комментарию, ссылке рекомендовалось обратиться к сексуальным обычаям гностиков, описанным в трудах... Епифания Кипрского на стр. 164 - 166. И все же объяснений хотелось получить от самого Хармса. В свое время Набоков написал целый роман, комментируя свою достопамятную "Лилит", исполненную в совершенно неожиданной для него вульгарно-эротической манере.

Публикация записных книжек и дневников Хармса в дополнение к ПСС, в объеме двух томов набросков стихов и прозы, списков книг и долгов, конспектов занятий по оккультизму и математике и т.п., добавила хлопот и тем "академикам", которые самонадеянно считали Хармса уже "пойманным", и тем, кто только расставлял сети. Озадаченному же читателю был приготовлен сюрприз в виде дешифрованных записей прямых эротических переживаний поэта, с лихвой объясняющих и происхождение "тягучего сока", и страсть к "mnt"-у. Эти тексты уже не требуют никаких ссылок, ибо сами становятся моднейшим комментарием к жизнетворчеству Даниила Хармса. Так что "Записных книжек" хватит на всех, и на лингвистов и на кунни-лингвистов.

Руслан Миронов

Книга предоставлена магазином - салоном "Академический проект".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Новости издательств /17.04/
Чеслав Милош, Порабощенный разум. "KRESCHATIK", International Literary Magazine. Светлов В.А., Практическая логика. Джудит Батлер, Психика власти: теории субьекции.
Новости издательств /21.03/
Россия. Хроника основных событий. IX-XX века. Дмитрий Александрович Пригов, Избранные. Стейси Шифф, Сент-Экзюпери. Дмитрий Быков, Блуд труда.
Новости издательств /18.03/
Амфора. Лулу C., Великолепная Лу. Юля Беломлинская, Бедная девушка, или Яблоко, курица, Пушкин. Георг Освальд, Все, что считается. Мариет Мейстер, Козлиная песнь. Зое Вальдес, Кафе "Ностальгия".
Новости издательств /14.03/
Лимбус Пресс, Symposium. Владимир Яременко-Толстой, Мой-Мой. Татьяна Москвина, Похвала плохому шоколаду. Никита Елисеев, Предостережение пишущим. Максанс Фермин, Опиум. Лоренсо Сильва, Синдром большевика.
Новости издательств /24.01/
РОССПЭН, Прогресс-Традиция, Текст, Новое литературное обозрение. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Даль Р. Демократия и ее критики. Свободное слово. Интеллектуальная хроника - 2001. Алешковский П. Чайки. Бердинских В. Уездные историки.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru