Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20000713.html

Соколиная охота: обзор шестой,
посвященный немного бестолковому, но очень яркому, дрязгам, бекону в космосе, неподражательной странности и тому, как хотели как быстрее, а вышло хуже, чем как всегда

Яна Соколова

Дата публикации:  13 Июля 2000

И снова о поезде с писателями. "Грандиозный общеевропейский проект в области литературы торжественно проехал через Москву", - оповестил читателей "Ex libris "НГ" Илья Кукулин и подробно доложил, с кем общались и где обедали непоседливые деятели культуры. Судя по восторгу, в который привел господина Кукулина "шумный, немного бестолковый, но очень яркий и разноцветный праздник новой европейской литературы", в торжествах он участвовал лично. И активно.

Пока Илья Кукулин впечатлялся "прибытием поезда с текстами и разговорами", его коллега Надежда Кожевникова размышляла над книгой воспоминаний Алексея Симонова "Частная коллекция" (Нижний Новгород: Деком). Сын Константина Симонова и Евгении Ласкиной тронул госпожу Кожевникову своей любовью и уважением к родителям ("Сколько достоинства, страсти, нежности в написанных о них строках!"), но разочаровал мелочностью и жестокостью по отношению к "отцовым обидчикам". Строгая, но справедливая Надежда Кожевникова поставила в пример склочному сыну Симонова беспристрастного сына Лескова, автора "образца мемуаров-исследований" "Жизнь Николая Лескова", и призвала сына Симонова - кстати, президента Фонда защиты гласности - помнить о том, что "в личной задетости он мгновенно утрачивает не только что объективность, но и человеческое благородство", и больше дрязгами не заниматься. Рассталась я с Надеждой Кожевниковой, чувствуя себя школьницей, сбежавшей с урока литературы.

Как вам кажется, рецензии на какую книжку подошел бы заголовок "Развивая Черномырдина"? На "Большую книгу интервью" Иосифа Бродского? Завидую вашей проницательности. Сама таковой не обладаю. Конечно, рецензент все того же "Ex libris" Виктор Куллэ где-то как-то написал, что "хотели как лучше..." в данном случае не подходит: не "как лучше", а "как быстрее" хотел из понятных конъюнктурных соображений издатель. Получилось же, к прискорбию, даже не "как всегда", но - хуже, чем "как всегда". Так господина Куллэ расстроило отсутствие "надлежащего справочного аппарата". Но в целом рецензия вовсе не об этом, а о том, что составленный профессором Полухиной том "появился как нельзя вовремя" и, "несомненно, порадует поклонников Бродского".

Удивила меня и рецензия Натальи Карповой "Бекон в космосе" в "Вестях.ру". Правда, не заголовком, а содержанием. Рассуждая о книге Владимира Цельтнера "Американский художник Джеймс Розенквист" (М.: изд-во не указано), госпожа Карпова неожиданно перешла от творчества Розенквиста к творчеству искусствоведа Юлии Бедеровой, в частности к рецензиям последней на музыкальный мегапроект "Страсти по Матфею-2000", и обрушилась на госпожу Бедерову за то, что последняя "высказала свое мнение о "Страстях" аж в трех авторитетных изданиях".

Зато Александр Архангельский с Андреем Немзером, увлеченные в последнее время историческими трудами, на радость читателям вспомнили наконец и о литературе художественной. Господин Архангельский поместил в "Известиях" "торопливый перечень" тех новинок, что вышли в первой половине лета. Господин Немзер похвалил во "Времени новостей" за "изысканную сюжетную технику", "неподражательную странность авторской иронии", "большую мысль" новую книгу Анатолия Наймана "Любовный интерес" (М.: Вагриус), а за "круглым столом" "Общей газеты" согласился с Натальей Ивановой, Сергеем Боровиковым и Михаилом Золотоносовым в том, что "Владимир Маканин - самое бесспорное имя в современной литературе". Все на месте. Значит, жизнь продолжается.