Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20000811.html

Соколиная охота: обзор двадцать пятый,
посвященный актуализации сталинских трубок, непомерно раздутому тщеславию, бесценным баранам и гражданину эпохи троглодитов

Яна Соколова

Дата публикации:  11 Августа 2000

Столь воодушевило меня, друзья мои, вчерашнее пробуждение спящей красавицы "Ex libris "НГ", что сегодня я решила купить "еженедельную газету интеллигенции" "Культура" - вдруг, думаю, у нее тоже творческий подъем случился. Заодно - в основном за название - прихватила и периодическое издание "Слово". Как и следовало ожидать, увы и ах. Какой там подъем!

"Культура" дает на первой странице репортаж из бывшего музея Революции, где проходит выставка подарков советским вождям, под сказочным заголовком "Время актуализации сталинских трубок" - с огромной фотографией оных трубок и пятиконечных звезд. На прочих 11-ти страницах пишет ни о чем в стиле: "Абрамцево! Одно из самых знаменитых, достопамятных и прославленных мест на карте отечественной культуры. Несколько переадресуя слова великого поэта, можно сказать: "...Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!" О литературе - не то что современной, хоть какой - ни слова. Правда, есть материал про то, как "невероятно, фантастически богаты... наши бедные библиотеки".

Со "Словом" дело обстоит примерно так же: "Слово" "увидело на Пушкинской площади, к чему может привести Россию "свобода и демократия с лицом Березовского", и только оное лицо и обсуждает. Даже публикация записных книжек Георгия Свиридова, в которых композитор рассматривает Владимира Маяковского как "носителя зла... преклонявшегося лишь перед еще большим злом из выгоды, из желания удовлетворить свое непомерно раздутое тщеславие", загадочным образом оказалась в тени обсуждения лица Березовского. В тени подчеркнуто зловещей и устрашающей.

Каковой тени я, естественно, так испугалась, что без колебаний вернулась от "Культуры" со "Словом" к баранам более привычным - объективным или, по крайней мере, к объективности стремящимся. И облегченно вздохнула, обнаружив, что у означенных бесценных баранов жизнь идет по-прежнему, своим чередом.

Обновилась всем на радость "Современная русская литература с Вячеславом Курицыным". Екатерина Бирюкова ("Время новостей"), ознакомившаяся со сборником статей "молодого и нахального" Бернарда Шоу о музыке (М.: Аграф), признала, что писатель "пытается утвердить победу просвещенного дилетантизма над схоластическим профессиональным образованием... столь пламенно и остроумно, что мне, таковое образование получившей, хочется английского классика изо всех сил поддержать". Данила Давыдов ("Вести.ру") отдал должное посмертному стихотворному сборнику "гражданина эпохи троглодитов" Мирослава Андреева, "конечно же, поэта не первого ряда, но поэта интересного и, как писали в советских предисловиях, "самобытного". Лиза Новикова ("Время МН") опросила "мастеров пера" Анатолия Кима, Людмилу Улицкую, Владимира Сорокина, Анастасию Гостеву и Антона Уткина по теме "Что значит быть профессиональным литератором сегодня?"; тема никому не понравилась, отвечали неохотно и невнятно, предсказуемо сошлись в том, что "сегодня есть малограмотные писатели, которые отлично своим пером зарабатывают, и прекрасные поэты, которые трех копеек за свою высокопрофессиональную работу не получают".

Неприятно, конечно. Но вполне объективно. И безо всяких теней, подчеркнуто зловещих и угрожающих.