|
||
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь |
Журнальная страна: выпуск четвертый Дата публикации: 21 Августа 2000 получить по E-mail версия для печати Вот уже и августовские номера "Знамени" и "Нового мира", вперед всех выходящие (тогда как другие многие еще в июньском своем состоянии пребывают). А "Новый мир" и "Знамя" раньше всех празднуют юбилей Бахыта Кенжеева: ему - 50, и такой отныне у поэтов классический возраст. Открывающая "НМ" подборка называется "Осенний лед", и в ней тяжелые жутковато-величественные петербургские интонации: Оглянись - расстилается, глохнет в окраинном дыменезапамятный град в снежной радуге, в твердой беде, где безногий поет у вокзала, где были и мы молодыми, где в контейнере мусорном роется пьяная Пифия, где до сих пор индевеют в преддверии медленной оды неоплатные своды небес, где недолог неправедный суд, и Невы холодеющей венецианские воды к долгожданному серо-зеленому морю несут неопрятный, непрочный ледок... В пару Кенжееву "НМ" помещает в поэтическом отделе Виталия Дмитриева - петербуржца из "Московского времени". Юбилейный Кенжеев в "Знамени" называется "Свобода печали", здесь совсем другие цвета и говорок ернический-московский: У двери порог. На дворе пророк -неопрятный тип, отставной козы барабанщик, мямлит, да все не впрок, и за кадром показывает язык подворотням, воронам, облакам белокаменным, за которыми ангел, как зверок, молоко лакал из лазурной миски... Здесь же знакомый по "Альманаху" и "Личному делу" поэт и художник Виктор Коваль с коммунально-"Личными песнями об общей бездне". В отделе прозы 8-го "Знамени" виртуозный Юрий Давыдов с третьей и последней книгой "Бестселлера". "НМ" на это отвечает неизменным Мелиховым. Зато по женским позициям "НМ", кажется, побеждает: Людмила Улицкая с романом о "внутривидящем" докторе против "знаменской" Марины Вишневецкой с коктейлем из рэпа, Фредди Меркьюри и "он посмотрел на нее глазами цвета старых чернил"; "Вот такой гобелен" это все называется. В отделе критики "НМ" тоже на этот раз женское царство: Елена Невзглядова с домодельной статьей о том, почему Чехов не писал стихи, а Кушнер пишет стихи - такие, какие Чехов бы писал, если бы писал стихи. И Елена Касаткина с отличным обзором консервативной британской прозы последнего десятилетия, где канон диктует не Фаулз и не Голдинг, а скорее Ле Карре. Зато в "Знамени" Наталья Иванова присоединяет свой голос к общему хору защитников Бродского от Солженицына; хоть и оговаривается, что бессмысленно это занятие и суть, мол, в идеологии, а не в литературных пристрастиях, однако же выстраивает схему, чертит "водораздел", произносит слово "раскол", но в конечном счете сводит все не к протопопу Аввакуму, но к... Моцарту и Сальери. А who is who, догадайтесь сами. (Между тем Андрей Василевский в "НМ" пытается слегка осадить защитников Бродского от Солженицына, но ему на то самим собою отпущена лишь рубрика аннотаций "Периодика".) Забавно в том же "Знамени" обнаружить, как Маршак делил русских писателей на "бритых" и "брадатых": то Владимир Огнев вспоминает о своих литературных отношениях и как не был снят "Хаджи-Мурат". Семен Файбисович рассуждает - на этот раз в "НМ" - об андерграунде, квазиандерграунде, энтропии и пошлости; связь едва усматривается, однако завершается все "национальной идеей". Вернее, ее развенчанием: "Похоже, национальная претенциозность как побеждающая в России ортодоксальная идеология неизбежно чревата победой пошлости как формы выражения этой идеологии. Сие обстоятельство "русская идея" по-прежнему не рефлексирует, зато вся сосредоточена на русском духе и русском Боге. Я хочу сказать, что нынешний, казалось бы, стихийный и противоестественный сплав пошлости и духовности на самом деле логичен, органичен и гармоничен". "Конференц-зал" "Знамени" теперь сменяет Forum, по сути продолжающий позапрошлый (июньский) "Конференц-зал". Речь о "литературе и политике", причем один из авторов предлагает создать "Фонд фундаментальной литературы", чтоб спасти фундаментальных писателей от вымирания, а другой - совсем наоборот - похоронить фундаментального "писателя" в Мавзолее, похоронить и забыть, тех же, кто остались, называть отныне литераторами, т.е. профессионалами литературного труда. По правде говоря, хоть горшком назови... Наконец, - тоже о политике, но в большей степени о филологии - Александр Алтунян размышляет над книгами Виктора Клемперера о языке Третьего рейха, по ходу проводя параллели с советским новоязом. В рецензионном отделе "НМ" эффектно выглядит рубрика "Почта редакции" (фактически аналогичная Forum'у, но иначе выстроенная), где читатели рецензируют Б.Акунина ("Лесков в еще более удобной упаковке") и М.Ардова ("Сколько икры съедено"). В том же "НМ" еще одна знаменательная рецензия на книгу священника Ярослава Шипова - "А любви не имею": Майя Кучерская уподобляет "Записки" священника "Запискам врача", но полагает, что жанрово отец Ярослав напоминает не столько Булгакова, сколько "сельского ветеринара Джеймса Хэрриота": "Онтологическое скотство собственных персонажей для о. Ярослава очевидно". В "Книжной полке" "НМ" на этот раз взахлеб-восторженный Кирилл Кобрин, в "Периодике" - как всегда, аннотации Андрея Василевского, которые томов премногих тяжелей. поставить закладку написать отзыв
|
inna@inna.kiev.ua |
|
||