Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20000829.html

Соколиная охота: обзор тридцать второй,
посвященный текучке, словесному туману, потухшему огню, обездоленной страдательности и шаманским заклинаниям

Яна Соколова

Дата публикации:  29 Августа 2000

Неблагосклонный взор обратил на меня Александр Привалов в "Литературном дневнике", недавно возобновленном на "Вавилоне": упрекнул, что текучке газетной - Немзеру да Шульпякову - в "Охоте" много внимания уделяется, концептуальным статьям - таким, как у Привалова? а где они? - мало, и чувства мои всякие ненужные примешаны, и ссылки старые не работают. Потупив очи, признаюсь я, друзья мои, что не могу без чувств. Никак. Ругайте меня. Издевайтесь. Можете усики к фотографии пририсовать или еще что, если совсем невыносимо станет. Все равно себе не изменю. Про ссылки старые и впрямь уязвил - только не потянуть мне, боюсь, еще и поддержку интернет-архивов газетных, я ж не системный администратор, да и изданий много, а я одна. Что до текучки - стараюсь зеркалом служить, и не кривым. Но за Немзера с Шульпяковым, помянутых с раздражением и между прочим, я обиделась.

Текучка-текучка. Прочитали - отписали - опубликовали. Ремесло. Свои законы. Свои удачи и невнятицы свои. Газетного обозревателя пнуть - дело, согласитесь, нехитрое. Он сам, как человек публичный, подставляется. Тем, что мыслит, и формулирует, и ответственность за слова собственные несет.

А вдобавок еще и тем, что старается как можно быстрее, не дожидаясь авторитетных вердиктов, вынести оригинальное, свое суждение, - вроде Дмитрия Ольшанского ("Сегодня"), уже отчитавшегося о "сюжетном хаосе и словесном тумане" только что вышедшего романа Сергея Обломова "Медный кувшин старика Хоттабыча", автор которого "вообще не подозревает о существовании такого понятия, как пошлость".

И тем, что, порой преодолевая себя, терпеливо просвещает и расставляет акценты - как Михаил Новиков ("Коммерсант") и Александр Архангельский ("Известия"), опубликовавшие статьи к 75-летию Юрия Трифонова. Новиков, героически превозмогая уныние, великодушно удостоил Трифонова титула "единственного, пожалуй, лауреата Сталинской премии, у которого до сих пор достаточно читателей", и отметил, что "Трифонову удалось обнаружить в довольно-таки жалких и жестких персонажах советского полусвета теплые и даже привлекательные черты". Архангельский, героически превозмогая раздражение, строго подчеркнул: "Оправдывая собственный последовательный компромисс с коммунистической державой, Трифонов давал этой державе беспощадную оценку - и в то же время предостерегал от попыток сопротивления ей".

И тем, что не боится ставить болезненные вопросы - как Михаил Золотоносов ("Московские новости"), проанализировавший "концептуальную матрицу" ПУШКИН СЕГОДНЯ", которая, по его мнению, проявилась в статье Ирины Сурат "Пушкинский юбилей как заклинание истории" ("Новый мир", # 6) и в хулиганском сборнике "Шинель Пушкина" (М.-СПб.: PentaGraphic, Ltd) - проанализировавший и пришедший к бескомпромиссным выводам: "Основной массе электората Пушкин как поэт безразличен... Пушкин - слишком сложная материя, и все разговоры и мечты о его "народности" - блеф... Потухший в алтаре огонь не разжигается".

И тем, что в форме окололитературных разговоров упорно пытается сообщить нечто жизненно важное - по примеру Романа Арбитмана ("Время новостей"), который воспользовался юбилеем Аркадия Стругацкого как возможностью лишний раз напомнить: "Быть умным не стыдно, и тем более не стыдно пытаться им стать... От каждого из нас не требуется быть Богом. Хватит и того, чтобы мы не были дураками".

А вы говорите - текучка.