Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20000906.html

Соколиная охота: обзор тридцать седьмой,
посвященный троюродным бабушкам, сгнившим пароходам, мутации хромосом, сужающейся вселенной и самой древней русской книге.

Яна Соколова

Дата публикации:  6 Сентября 2000

Спешу обрадовать вас, друзья мои - о литературах и литераторах пишут все больше и больше. Времена, когда охотиться приходилось на три статьи, и те незначительные, а невыход "Литературной газеты" становился трагедией национального масштаба, уже только вспоминаются. "Литературка" и сегодня не вышла, родная. Жаль, конечно. Но никакой трагедии.

Вот до какой степени воодушевило меня открытие на портале "Сми.ру" папки "Культура", в которую складываются теперь ссылки на всевозможные, околокультурным темам посвященные статьи-заметки-интервью откуда угодно. Конечно, о полноте охвата пока можно только мечтать, но есть ссылки весьма полезные. Есть совсем случайные. Есть чрезвычайно забавные. Так, пошла я по ссылке, озаглавленной "Найдена самая древняя печатная русская книга", и обнаружила на "News.port.ru" вот какой текст (цитирую в полном объеме):

"Недавно в литературном музее Костромы была обнаружена самая древняя русская книга. Ранее первым русским печатным изданием считалась книга "Апостол" Ивана Федорова. Но оказалось, что найденный раритет появился в 1556 году, что на 8 лет раньше "Апостола". По мнению ученых, всего таких книг в мире насчитывается не более 10 штук".

Друзья мои, обратите внимание, где, как "оказалось", нужно искать раритеты! Не у бабушек троюродных в тайничке за буфетом, не в лавочках пыльных букинистических, не в подвалах заброшенных подмосковных усадеб. В музее! Естественно, литературном. Вот уж, действительно, - находка так находка.

В пятерку лучших околокультурных материалов "Сми. Культура" поместила интервью Александра Дельфина с Владимиром Сорокиным "Я не Гитлер", опубликованное в журнале "Эксперт", - ознакомилась я и восхитилась: как ловко автор "странных текстов" умеет формулировать в разговорах все, что пожелается! У Даниила Гранина, побеседовавшего с корреспонденткой "Известий" Юлией Кантор о новом своем романе "Вечера с Петром Великим", увы, ТАК не получилось - вышли скучности да банальности. Да и автору "замечательного комментария" к ерофеевской "Москве - Петушкам" Эдуарду Власову, попытавшемуся поведать Николаю Федянину из "Новой газеты" о своих запутанных отношениях с поэмой, это удалось не слишком. Будем честны, мало у кого получается давать интервью ТАК, как у Владимира Сорокина. Быть может, Сорокин здесь и вовсе единственный-неповторимый.

Впрочем, каждый единственный-неповторимый в чем-то своем. Михаил Новиков ("Коммерсантъ") единственно-неповторимо советует публике ознакомиться с изданной "всеядным" "Вагриусом" "Книгой о русских людях" Максима Горького: "Вознагражден окажется тот, у кого хватит смелости и/или наивности прочесть горьковские мемуары, не вспоминая о гипсовом профиле на фронтоне школы, заблеванных кустах ЦПКиО и сгнивших пароходах". Маргарита Меклина ("Литературный дневник" на "Вавилоне") единственно-неповторимо воспринимает "Похороны кузнечика" Николая Кононова как "семейную хронику, представшую перед нами, образно говоря, не генеалогическим древом, а мутацией хромосом. Распад одной материи и зарождение новой". Наталья Карпова ("Вести") видит единственно-неповторимые сны о "сужающейся вселенной" поэзии Светланы Богдановой ("Родство с предметами". Автохтон).

И никто не убедит меня в том, что разноголосица единственно-неповторимых мнений, чувств, идей - это не радость, не чудо.