Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20001004.html

Бумага терпит от 4.10. Про Букера, Немзера и Сысоя
Лев Пирогов

Дата публикации:  4 Октября 2000

Братья и сестры! Буду вас так теперь называть.

Братья и сестры, здравствуйте. Скучали ли вы? А то я ужасно. Потыкали ли вы сегодня уже в Курвикли? А там хрен, не правда ли. Эх вы-и-и. Славка ж в Питер уехал. Один я на посту остался. Человек, знающий, что такое "траверз"!.. Щас расскажу вам за это три новости. Две хороших и две так себе.

Букер вышел в полуфинал

Вчера в атмосфере непрекращающегося алкоголизма состоялось оглашение промежутостных итогов премии "Smirnoff-Букер". Борьбу за отнятые у российских пенсионеров двенадцать с половиной тыщ долларов продолжат шестеро не омрачивших мозги Немзера финалистов. Вот их покрытые оспинами позора некрасивые имена:

Валерий Залотуха - "Последний коммунист"
Николай Кононов - "Похороны кузнечика"
Марина Палей - "Ланч"
Алексей Слаповский - "День денег"
Светлана Шенбрунн - "Розы и хризантемы"
Михаил Шишкин - "Взятие Измаила".

В ходе проведенных в атмосфере сардонического хохота соц-исследований удалось выяснить, что никто из правильных людей эту тягомотину не читал. Даже монстр сплошного чтения Митя Ольшанский читал только двоих-(напрягшись и явно вря)-троих. Так шо литература в крепких руках.

Но ничего.

Учрежден Варфоломеевский комитет!

Братья и сестры, в прошлый раз я рассказал вам, откуда взялась культура. Сегодня я вам расскажу, куда она потом делась. Правда, правда. Ее пожрали Немзер, Наталья Иванова и злобный Дима Кузьмин. Вы, которые вместо книжек читаете только "Птюч" и "Бумага терпит", должны это знать.

Хотя не только Немзер, конечно. Зло творится и с руки Левы Рубинштейна, который вчера сказал, что Букера следует присуждать тому, у кого больше внуков и геморроя. Творится с руки Мити Ольшанского, который написал в "Сегодня", что позиция Букера (включать в длинный список нормальные романы, а потом отбирать труху) есть поливание жидким навозом побегов Русского Гуманизма. Типа, у Бакунина и так есть деньги, а у Миши Берга - талант. А тем, у кого вообще ни хрена нет, пусть хотя бы Букер достанется.

Это даже где-то немного верно. В том смысле, что Русский Гуманизм зиждется на принципе "взять и все поделить". Но что ж литературе родимой с того останется? Давайте посчитаем. Букер превращен в пенсионный фонд по инвалидности - это раз. Спонсоры рады, что ничего живого в финале нет, и значит, они башляют на нужды Великой Русской Культуры - это два. А то, что Великая Русская Культура таким образом позиционируется как наглицериненный труп, это три. Родезия с ракетами, которые еще могут е...нуть, хотя уже не могут летать.

Легко догадаться, что три творится при попустительстве производителей моего любимого прохладительного напитка - правильного Смирнова на вэ. (Лучше всего "Кедровая", но это святое, так что пусть будет "Сухарничек".)

"Что ж делать, отец родной?" - типа такие вы.

А я вам скажу, не волнуйтеся.

Придет время Че. Мы тут посоветовались с правильными людьми, и Решение Уже Принято. Будем ихних мочить. Будьте начеку - с граблями, вилами, у кого что. Только это пока секрет, так шо надо предохраняцца.

Мы - это Витя, Вова, Гриша, я и сестра Оленька. И Кирилла Куталова, ясно, с собой берем. (Он главный по сыру будет в борьбе.)

"Что же за борьба, Левушка?" - интересуются ангелы. Но - не так сразу все. Подробности в целях конспирации пока что не сообщаю. Могу лишь сказать, что хана ихним будет вестись с двух сторон: с бумаги и интернета. И - скоро. О начале революции догадаетесь по рекам крови. Это Официальное Сообщение, да.

Кто не забоялся, пишите письма или сюда. Сможете постоять на более безопасной при обстреле стороне улицы. Условием получения парабеллума является ваша правильность, а что это такое, при наличии правильности понять нетрудно.

Остальным предлагаю сдаться, после чего будете накормлены и расстреляны.

Фсе.

Из жизни Семьи

Оля получит у меня за свои художества по мягкой местности. Говорил же ей не звонить о наших родственных чувствах, это опасно. Я же солдат, меня могут убить. Нет - написала, глупая девочка. В девятом номере "Октября", в своей рубрике. Нескромно так называется: "Партия любителей П.". Хотя я бы предпочел "партию любительниц", но ладно, и так приятно.

Короче, там, в этой статье, посвященной нашей единоутробной любви, Оля развивает до размеров диссертации мой скромный тезис о том, что читать книжки должно быть в кайф. И повторяет тезис (уже не мой, по-моему) о том, что писателей в России осталось три: Витя, Вова и Гриша. А остальные - коз пасут. Это для рифмы, а на самом деле имеется в виду "нос сосут". Борис (имеется в виду самый суперский и гуманный в мире редактор "Круга чтения") с ума меня сведет своими запретами.

Вы не думайте, если что. Я Ольге Сорокина читать не позволяю. Заметьте, что она там ни слова конкретного о нем, кроме общих оценок, которые можно и из критики почерпнуть. А так мы с ней читаем Гек-Финна и Тома Сойера. И - заметьте, как мощно она пересказывает в своей статье наш с ней любимый из Гек-Финна кусок.

Короче, не знаю. Читайте про кусок (в конце статьи) и получайте кайф. По сути Олиных экзерсисов я высказаться не могу - неэтично. Вот когда Инна про нее (если) напишет, тогда я Инну поправлю. А пока нельзя.

Но Гек Финн - это все!!!

Ольга, зараза, знает чем разжалобить (чтобы по местности не)! Я ж умираю от этой книжки. (И еще от того, что Смирнов заканчивается.) Есть повод вспомнить, что сам талантливо и неоднократно о ней писал. Вот здесь, потом здесь и здесь. И тут еще посмотрите - Сережу Саканского, на эту же тему.

Чертовы чувства.

Что там дальше у нас. В "Книжном обозе", у которого вовсе нету е-версии, в нашей семейной рубрике "Хвост вертит собакой" мы решили на этот раз попробовать Петра Алешковского. Хоть он и никто мне.

Результат не заставил о себе долго гадать. Больше Петра в КО не будет, но если будете покупать в ОГИ (на Чистых прудах) "Октябрь", обоз там не покупайте. Если вас, конечно, не интересует свежая рецензия на вышедший четыре месяца назад детектив Пети Акимова "Плата за страх".

Сысой меня положительно возбуждает

Миша Золотоносов написал уморительную рецензию на изданные Иваном Лимбахом дневники Михаила Кузмина. Надо, что ли, тоже их себе почитать. Рефлексии на тему "поэт был хороший, а человек дрянь" интеллекта не возбуждают, но фразочка про Сысоя возбуждает положительно, а значит, в натуре был хороший поэт.

В натуре нет больше Смирнова.

Пошел-ка я на свежий воздух гулять.

* * *

Утром в моей канаве оказалось слегка воды. Думается, это оттого, что шел дождь. Вот что написал во "Времени новостей" о деле своих рук довольный, как слон, Немзер.

Безумец. (Вы помните, о чем я?)