Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск десятый
Дата публикации:  10 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Чуть ли не главным литературным событием сентября стало триумфальное вхождение в ВРЛ писателя из "ЛогоВАЗа" Юлия Дубова. Что не странно. Но печально. Его повесть в 9-м "Знамени" Немзер разложил на нехитрые сюжетные модели, как и должно поступать с литературой такого рода: "плутовской роман" порядка "Русского Жиль-Блаза" вполне укладывается в пропповские методики. Итак, часть первая - "Вор у вора дубинку украл", часть вторая - "Страшная месть". Все вместе называется "Теория катастроф".

Но не таков Александр Гаврилов в "НМ". Он серьезнейшим образом рецензирует широко объявленный дубовский бестселлер "Большая пайка", выстраивает ему ряд из Драйзера и Цвейга, "Коммерсанта" и "Домби и сына", обнаруживает там разного рода литературные аллюзии, мифы, прототипы etc, но замечательно в его эпической рецензии не это. Замечательно лирическое отступление о языке с обширными цитатами из Чубайса, который Чубайс самым невероятным образом уподобляется Дмитрию Александровичу Пригову, с одной стороны, и Павлу Пепперштейну, с другой, - суть в сакраментальной "выработке метапозиции". Ну, вот наконец-то... Дело о писателе Чубайсе переходит в литературную плоскость. В контексте пришествия в литературу "профессионала из ЛогоВАЗа".

При всем при том литературный фон сентябрьских номеров практически никакой, и "новый русский" от литературы выглядит на нем вполне адекватно.

В "НМ" - окончание романа Людмилы Улицкой о "внутривидящем" докторе. Каким-то недальновидным тот оказался. Там же - "педагогическая поэма" Марины Кудимовой под названием "Утюг" в разухабистых 4-стопных хореях (это вроде "Я пришел к тебе с приветом", но у Кудимовой еще ловчее получается). "Знамя" на это отвечает "Двумя стихотворениями" Сергея Гандлевского:

Фальстафу молодости я сказал "прощай"
И сел в трамвай.

И здесь же - свежеиспеченный антибукер Борис Рыжий с тинейджерскими стихами про пионерский лагерь и наркодиспансер, и почему-то ужасно понравившаяся Немзеру повесть Дмитрия Рагозина - в чистом виде "Батальное полотно" про белую кобылу с карими глазами или "Белого орла" с его "упоительнороссиивечерами" и рекламой шоколада "Только после вас", а по жанру это больше всего похоже на костюмированные исторические игры в войнушку. Вот только с патологическими страшилками из нового времени и литературщиной, которую критик Гаврилов назвал бы выработкой метапозиции.

Главной публикацией "Знамени" все-таки остается новомирский Александр Твардовский с "Рабочими тетрадями 60-х". Тогда как "НМ" продолжает солженицынские "Очерки изгнания" ("Угодило зернышко..."). О них отдельно - Немзер. И еще про Солженицына - в "НМ" странная статья Михаила Эпштейна в безнадежной рубрике "Борьба за стиль". Называется "Слово как произведение. О жанре однословия". Эпштейн увлекся лексикографией (не то чтобы всерьез на самом деле), соответственно - Далем и Солженицыным с его "Словарем расширения..."; Эпштейн пессимистичен тотально, он заглянул в Академический Словарь и обнаружил, что русский язык не расширяется, а совсем наоборот, - вот и Солженицын сокращает Даля, да и вообще лет через сто - мнится Эпштейну за его американским компьютером - мы перейдем на латиницу. Но это он уже в "Знамени" пишет. В "Конференц-зале" про "Национальную специфику литературы". В этом "конференц-зале" все предсказуемы в той или иной степени, вот только Виктор Голышев хорош. Но он и единственный специалист в этих пространных материях. Все прочие верны себе: Георгий Гачев с "подневными записками", Юрий Кублановский лишний раз объясняет, за что он не любит космополита Бродского, а пессимистичному Эпштейну оппонирует патриот-оптимист Валентин Курбатов, который искренне верит, что национальную специфику российской литературы спасут Д.Балашов, В.Личутин и В.Бахревский, а также бодрые провинциальные журналы, где "родная муза не забывает детей своих". Патриоту - патриотово; между тем с бодрыми провинциальными журналами все невесело обстоит, да и относительно благополучные столичные "толстяки" обреченно напоминают в сентябре про начало подписной кампании, которая в этом году ознаменована прекращением соросовской дотации библиотекам на журнальную подписку. Не исключено, что павшая первой "Волга" лишь открывает некий мартиролог.

Однако отряд не заметил потери бойца, и в "Знамени" есть замечательная рубрика "Незнакомый журнал", где на этот раз Леонид Ашкинази рецензирует два выпуска нового журнала (или тематического сборника - вот вопрос?) "Диаспоры", посвященного диаспорам как таковым. Первый выпуск - еврейской диаспоре, второй - русским в дальнем и ближнем зарубежье.

В другой знаменской рубрике, Nomenclatura, Дмитрий Бавильский представляет не нуждающегося в представлениях Бориса Дубина ("Утопия Б.Д.").

В неизменной авторской "Книжной полке" "НМ" на редкость удачный Александр Носов. На его полке в изобилии представлен "трижды герой нашего времени Модест Колеров".

Наконец, принципиальный момент: в "Полемике" сентябрьский "НМ" помещает Наталью Иванову, разоблачающую Александра Кушнера ("Подстановка: Лев Николаевич и Александр Семенович"), который еще раньше "разоблачил" в том же "НМ" Анну Ахматову. Целил, собственно говоря, Кушнер в другого покойника, играя на понижение и пытаясь задним числом перестроить иерархию. Потому как если Ахматова - совсем не то, что мы думаем, то чего стоят пресловутые "друзья Ахматовой". К которым Кушнер не принадлежал. Аргументы Кушнера воспроизводить не хочется, да и не аргументы это, по большому счету. Иванова же напоминает Кушнеру его собственную статью о мемуарах Эммы Герштейн: там Кушнер пеняет престарелой мемуаристке, что она некорректно пользуется правом последнего слова - возразить ей уже никто не сможет. Кушнер, правда, мемуаров в буквальном смысле не пишет. В отличие от Анатолия Наймана, который пошел по романной части, Кушнер вроде как литературовед. Наталья Иванова Кушнера не пощадила, ибо на каждого кушнера найдется свой фрейд.

Принципиально другое: редакция "НМ" поспешила корректно дистанцироваться от нелицеприятных соображений Натальи Ивановой. Оно и понятно: Кушнер жив. Он обидится. Со статьей самого Кушнера редакция "НМ", надо думать, солидаризуется целиком и полностью, поскольку его персонажи никаких претензий предъявлять не станут. Какие у них могут быть претензии?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Лев Пирогов, Бумага терпит от 9.10. Shake but not stir /09.10/
Никита Елисеев выдвинул потрясший независимых наблюдателей критерий. Дескать, традиция - это те стихи, которые девушки в метро читают, а измы - это те, которые не читают. Алла Марченко сказала, что никаких измов нет, потому что нет авангарда. Игорь Шайтанов сказал, что поэзию заездили филологи - ни слова в простоте, девушкам в метро почитать нечего. Aполлон-григорьевские чтения.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 6.10. Mortal Combat - Букер против Бестселлера /06.10/
Модерновый проект закончился, литература снова перестала быть личным делом и опять стала частью дела общепартийного. Произведения, в которых эстетика затмевает разум, больше не должны рассматриваться в качестве "прогрессивных". Прогрессивно то, что понятно народу.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 4.10. Про Букера, Немзера и Сысоя /04.10/
Букер превращен в пенсионный фонд по инвалидности - это раз. Спонсоры рады, что ничего живого в финале нет, и значит, они башляют на нужды Великой Русской Культуры - это два. А Великая Русская Культура таким образом позиционируется как наглицериненный труп - это три.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 2.10.: об аристократизме, вежливости и культуре /02.10/
Когда молодой глупый этруск хочет сделаться лукумоном, он не бросается на старого царя с кирпичом. Он ждет особого дня в году, когда можно будет пойти в священную рощу и деликатно сломить со специального дерева маленькую симпатичную веточку.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 29 сентября. О важности цензуры /29.09/
Что есть литература? Это культура пар экселенц. А что есть культура? Это палка о двух концах. В социальном смысле она - система запретов, в индивидуальном - система нарушения их. Грубо: "не плевать" и "как плюнуть так, чтоб это было еще прекраснее, чем не плюнуть".
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru