Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20001027.html

Бумага терпит от 27.01. Кошерный компот для пещерных господ
Или утро вегетарианства

Лев Пирогов

Дата публикации:  27 Октября 2000

Московские ребзя! Не тусуйтесь вместе!
Плохо заканчивается.
Саша Новая

Тут еще в среду случай такой был. Захотелось еды. Пошли в старый ОГИ, понятно. Я - свинятину по-тирольски есть, Вика - люля-кебаб, Илона - курицу. Едим, анекдоты для пищеварения рассказываем.

"Сидят Ромео с Джульетой, курят. Ромео говорит:

- Любимая, о, как ты прекрасна. Я так тебя люблю! Жить без тебя не могу. Я жить без тебя не могу.

Передает косяк.

Джульета пыхнула, прищурилась...

- Та же х*йня".

И немедленно раздается грохот. Гляжу (а в аккурат за соседним столом натуральные Ромео с Джульетой сидели) - Ромео сидит. Но как-то странно. Как-то участливо. А Джульета - под столом растянулась. И стул сверху на ней лежит.

Как человек, склонный к экстремальным действиям, подхожу пульсом поинтересоваться. А Ромео сидит, ничего. Только глазами чего-то ищет. Я Джульету за шею цапнул, она глаза открыла.

Полежала минуты две, дальше стала сидеть. Даже вроде беседовать. Даже вроде Ромео на дуэль вызвать меня пытался. Но не нашел глазами.

Ptюche-бук - убойnaya party

Не читайте, люди, журнала "Птюч", даже если вам его бесплатно дают! Там у них плохо. Впрочем, по порядку рассказываю.

Мне, важному занятому человеку, приходит факс в "Литгазету". "Дорогой Лев Васильевич, очень просим посетить презентацию (с халявой) нашей книги, которую мы тут вдруг издали!"

Я отлучаю часок от сна, прусь в ЦДХ. Его опять открыли, керамику продают. И кошерный ресторан толстенькая сиамская девушка там содержит. С разрезом на юбке такая. Вот этот ресторан (как я вскорости догадался) и был объектом пиара.

Ну не книжка же! Цены такие: пирожок с капустой пять уе, полпирожка - три. Под предлогом того, что бедным подросткам в окаянной стране почитать нечего. Ни тебе Уэлша, ни тебе Тимоти Лири. Ни даже Берроуза. (Именно этих гуманистов-просветителей, разбавив собственной бездарной стряпней, сервировали птючисты.)

Натурально, сажусь в первом ряду. Рассматриваю хозяев: какая блузка, какие очки. Моральный, значит, и интеллектуальный облик. Среди блузок Егор Радов томящийся затесался. "Как дела, - спрашиваю, - брат Егор?" "Да так, - говорит, - брат, все так как-то. Ресторан безалкогольный, курить не разрешают..."

А приглашенные гости тем временем вопросы задавать стали. "Что означает слово "Птюч"? Кто сегодня играет на party - ди-джей бордюр или ди-джей ухо? Где находится туалет?" И так далее.

Я тоже вопрос спросил (раз я литературный критик). Означает ли, говорю, выход этой книги намерение "Птюча" позиционироваться в литературном поле и если да, то с какой манифестацией?

В блузках переполох, натурально.

Ладно, говорю, тогда так: о чем эта книжка?

Совещаются. Потом спрашивают: а вы пресс-релиз прочитали?

Спасибо, отвечаю, куда мне. Я и пишу по складам, с ошибками. Пошел к столу, сожрал сколько мог (все) и домой поехал.

Lack of means

Радует "Экслибрис", радует. В последнем выпуске особенно радуют колонки. Одна из них потому что моя, а вторая - вообще радует неописуемо.

Моя потому что посвящена, как я люблю, мировым проблемам. Как нам чеченцев наконец победить, как реорганизовать рабкрин, как сделать мир во всем мире.

Вторая, потому что называется "Отрицание отрицания отрицания" и посвящена сложной кросс-культурно-лингвистической проблеме - переводу Глебушкой Шульпяковым фразы a literature that, as this anthology demonstrates, has by no means exhausted itself, помещенной сзаду обложки какой-то бездарной идиотской книжонки.

Профессор Чернецкий, напрягая пену у рта, склоняет Глебушку почем зря и Хлестаковым, и Геббельсом, и Иудой. А сам даже не знает, что такое конструктивизм. (Кстати, если друзья из ЕХ-НГ хочут, я могу им помочь в неравной борьбе с проф. Чернецким. Вы ж меня знаете, после меня он надолго как книжки выпускать забудет.)

Из других, неколоночных материалов внимание образованных людей привлекает материал Аннушки Котоминой "Грезы о средневековье". В общем-то, речь о том, как люди в те стародавние времена бухали (Sed praeter omina bibandum quid), но Анна как опытный культуролог выпаривает из банальной темы самую соль.

А была ли средневековая эпоха? (Если только эпохи бывают вообще.) Если с точки зрения теории общественно-экономических формаций, то была, но только во Франции. Если с точки зрения теории локальных цивилизаций, то она сейчас жутко немодная. А если с точки зрения Отто Герхарда Эксле, которую талантливо реферирует Анна, - то время вообще величина умозрительная (немец же).

С моей точки зрения известного независимого медиевиста - Средних веков как типологического единства не было. Тут мы сталкиваемся с парадоксом зерна и кучи. (Помните, Мудрец положил перед Шахом зернышко и спросил: сколько? "Одно", - сказал Шах. Тогда Мудрец положил второе, третье, четвертое, двадцать девятое, триста четырнадцатое, а Шах все считал: "Два, три, четыре, двадцать девять, триста четырнадцать..." Когда за...лся считать, сказал: "Ну, теперь куча". И тут Мудрец забрал одно зернышко: "А теперь сколько?" Шах подумал-подумал: "Все равно куча...")

Вот так и с ретроспективным историческим зрением. Помните фишку Д.А.Пригова под названием "Календарь"? Типа: "В этот день две тысячи лет назад реакционное рабовладение сменилось прогрессивным феодализмом. В этот день тысячу лет назад реакционный феодализм сменился прогрессивным капитализмом". И так далее.

Что брать за начало Средневековья? Падение Рима? А за падение Рима? Перенос столицы в Константинополь? А за перенос? С другой стороны, уже первые города были центрами кристаллизации буржуазно-протестантской ментальности, отменяющей прелести "готического проекта". Значит, Средневековье закончилось в тринадцатом веке? Или в двенадцатом? Или в минус первом? Париж не сразу строился ведь...

На умные мысли наводит чтение прогрессивного еженедельника "Экслибрис".

Но тут пришла Лягушка

О, как божественна на этой неделе "Литературка"!

О, сколько замечательных в ней статей! Целых две. Помните, не далее чем позавчера я рассказывал вам про критический метод Паши Басинского? Как он всегда спрашивает "о чем книжка" и, если не получает вменяемого ответа (или ответ типа "а вы пресс-релиз прочитали?"), сразу же радостно заключает "значит, опять говно".

Ну вот, теперь вы сами можете убедиться в том, как неопровержим и высокоморален этот метод в боевых условиях. Паша совершенно справедливо мочит Кононова-кузнечика, по поводу которого у нас пролили столько соплей радости, слез умиления и слюней отеческого восторга.

Я на подхвате мочу (но не сильно, а то еще как даст) Толика Королева. И даже не столько его, сколько соседа гнусного своего.

Таня Морозова добродушно помачивает боевики, которых она так много читает. В основу концепции заложен правильный тезис о необходимости развития жанра производственного романа. Но на вершине (концепции) неправомочно болтается вывод, что этот самый роман у нас есть.

А его нету. Потому что ни одна из представленных Таней книг не есть то, що мени зараз трэба (как рекламируют жевательную резинку в Независимой Украине). Трэба дияты! А не подгонять под хорошую концепцию вялые самодостаточные тексты. Нам сейчас нужен писатель типа Артура Хейли, только позлее, который бы писал книжки "Подземный переход", "Лодка", "Башня" и так далее - по одной в месяц.

Ну и, наконец, Саша Яковлев, кажется, обидевшись на Сашу Гаврилова, клевещет, что премия "Дебют" из-за смехотворных разборок в "Книжном обозрении" вручаться не будет. Плохо он знает Липскерова.

Сам же разбор вокруг "КО" (кто там главный редактор) стоит выеденной чернильницы. Сколько раз прежний главред подаст в суд, столько раз ему поставят печать, что он восстановлен. И - столько же раз Комитет по этой самой печати поставит ему другую - что уволен. Вопрос в том, у кого окажется больше штемпельных чернил - у районного суда или у Комитета.

Сам Саша Гаврилов вчера приехал из Франкфурта (плохие отчеты о котором читайте здесь и здесь, а хороший - скоро будет), передал мне Привет, я был рад, и канотье зеленело.

Если бы еще не понос от птючевского вегетарианства, можно б было сказать, что жизнь прожита не напрасно.

Андрей Немзер написал про "КЫСЬ": растет парень, - уже получается почти что. А у меня машина сломалась (все, то есть, мои машины - гараж сгорел потому что), так ехал я тут недавно в метро. И смотрю - Шабуров курит! То есть не совсем, конечно, Шабуров, потому что в метро курить, как и в гараже, было нельзя. Но все-таки!

Наклеечка рекламная на стекле такая. Жырный стриженый хомо хабитус муж. грамматического тупо зыркает перед собой, чисто в пространство-время. Ни палитры, ни поллитры в руках не держит. Ни блузы, ни берета, ни бороды не имеет. В пинджаке. На морде только три слова: "все путем" и "надежность".

Подпись: "Степан Козельский - солидный художник для солидных клиентов".

В натуре.