Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Попытка номер 5: второй подход
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Дата публикации:  2 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вразброс

Если принцип, по которому отбираются издания для первополосной колонки "Экслибриса "НГ"" "Пять книг недели", был и остается пугающей загадкой, то в авторстве этих анонимных аннотаций сомнений нет. Тексты для "Пяти книг" сочиняет новостной корреспондент телеканала "Культура" г-жа Солнышкина; ее щебечуще-приподнятую, перегруженную застенчивыми стенгазетными инверсиями и невпопад употребленными терминами манеру ни с какой иной не спутаешь. "...Тремя любимыми глаголами Эля Лисицкого начинает Александр Лаврентьев свою не совсем обычную книгу. Это вовсе не узкое эзотерическое исследование по истории конструктивизма... Эта книга посвящена студентам и для студентов предназначена... По сути, это уникальный в своем роде учебник..." (о "Лаборатории конструктивизма" А.Лаврентьева, М.: Грантъ). "То, что, задумав организовать в ЦСИ интеллектуальную лабораторию... Владимир Левашов и Виктор Мизиано обратились именно к Валерию Подороге, было не просто естественным... настолько неотразимым было тогда в восприятии художественной среды его интеллектуальное обаяние" (о документации проекта "Мастерская визуальной антропологии", М.: Художественный Журнал). Влекомая вдохновением, Солнышкина способна допускать фактические ошибки (скандал с рерайтерами, доведший Ежи Косинского до самоубийства, разразился не во времена "Раскрашенной птицы", а гораздо позже; помещенные в первом томе "амфорного" собр. соч. Филипа К.Дика романы публикуются по-русски далеко не впервые) или попросту городить уморительную нелепицу (о том же Дике: "Монотонная американская жизнь переходит у него в разрушение реальности и путешествия в иные миры - с помощью наркотиков, череды женитьб и бесконечных переездов из страны в страну"), однако все это мы ей прощаем. По-настоящему невыносима лишь разъяренная, одержимая манией убийства Солнышкина - а именно в такое состояние она пришла, ознакомившись с монографией В.М.Кириллина "Символика чисел в литературе Древней Руси" (СПб.: Алетейя), да еще, похоже, усугубила свой гнев бокальчиком-другим: "Нумерология во всех ее изводах... - тема, прямо скажем, изрядно профанированная интеллектуалами-начетниками, орудующими своим шизофреническим рейсфедером в сокровенных грезах мировой культуры. Наш автор - не таков. Те, кто бежит прикладной литературной магии, мистических дешифровок и подозрительных числовых коинциденций, пусть открывают эту книгу, не опасаясь вляпаться в очередное "имя бога", криво склеенное из алфавитных спичек и неправильных этимологий". Кто-нибудь подскажет, где продаются алфавитные спички?

Г-жа Солнышкина явно приложила руку и к другим материалам выпуска. Например, придумала сногсшибательные заголовки "Круче гор могут быть только дневники Кузмина" и "Как размножаются книжники". К счастью, первую скрипку в "Экслибрисе" сегодня играет все-таки не она, а старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Ирина Петровна Глушкова с длинной и дельной статьей "Утроба Бомбея: Реальный город в магической прозе Салмана Рушди". Текст весьма экспрессивен, но при этом битком набит фактами. Биография индийского мегаполиса подана как хроника эволюции кромешного сгустка зла. Особенно греет душу то обстоятельство, что И.П.Глушкова не испытывает никакого пиетета перед бедненьким-несчастненьким автором бесталанной книженции "Сатанинские стихи". И в финале называет его "певцом гумуса и компоста". Это не оскорбление, а трезвая констатация.

Так как интерфейс онлайнового "Экслибриса" достаточно невнятен (поди догадайся, куда приведет тебя щелчок по надписи "Зима, Родина, культура, мафия..."), возьму на себя труд составить мини-навигатор по свежему номеру - кто там пишет и о чем. Не имеющий касательства к литературе раздел "Оборона и безопасность" из моего навигатора исключается.

Ежедневная "НГ", в свою очередь, поместила обзор поэтических публикаций сентябрьского номера "Знамени", написанный Леонидом Губайловским. Сперва текст кажется откровенной пародией на пустопорожнюю компаративистику (все-де сравнимо со всем), но под конец срывается в серьез и даже в надрыв. "Групповой портрет под журнальной обложкой. Слева направо. Сергей Гандлевский - немного поодаль, Михаил Кукин - с четко различимой сединой, Борис Рыжий - сидит, обхватив руками голову, Иван Волков - жесткий воротничок белой рубашки подчеркивает крымский загар, Александр Медведев - облокотившись на крышу черного "Мерседеса", может быть, уже проданного за долги. Это портрет несуществующего российского среднего класса, несуществующей интеллектуальной элиты". Кхе-кхе.

В "Общей газете" Сергей Чупринин разрешает вчерашний заочный спор между Юлией Рахаевой и Михаилом Новиковым по поводу стипендиатов Альфа-банка. Правы были оба: стипендия назначается тем, у кого "не хватает средств, чтобы закончить уже начатую рукопись... И очень может быть, что к концу 2001-го мы действительно увидим биографию Солженицына, замышленную Сараскиной, исследование о Бабеле, начатое Ковским, новые сборники прозы Эппеля и Отрошенко, стихотворные книжки Пуханова и Мальцевой, новые переводы Кафки и Симоны де Бовуар". Очень может быть. Хотя, если посмотреть правде в глаза, Кафка и Симона де Бовуар слишком уж давно не публиковали своих новых переводов. Да и оригинальных сочинений тоже. Такому жестокому творческому кризису сотней долларов в месяц, боюсь, не поможешь.

Газета "Время новостей", последовательно трактующая литературу не только вглубь, но и вширь, нынче превзошла саму себя. В колонке "Афиша" (сетевой версии нет) под рубрикой "Книги" анонсируются московские премьеры кинокартин "Следующая пятница" и "Ведьма из Блэр 2: Книга теней".

Самокритика

Иван Давыдов прислал сообщение по ICQ:

"вот у вас пишут в обзоре периодики
Никто, будь он хоть трижды талантлив, не способен бесконечно продуцировать новые сюжеты. Тем более - в авральном порядке.
я знаю такого человека
это Ша(е?)херезада"

Да, про Шахразаду-то я вчера и забыла. Пожалуйста, познакомьте нас, Иван.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: подход первый /01.11/
Публикации о литературе в сетевых и бумажных СМИ. Сюжет: гербарий маленькой Иды. Вразброс: Наталья Игрунова о сентябрьских журналах; стипендиаты Альфа-банка; "Что читать с Михаилом Новиковым"; Дмитрий Ольшанский о премии Белого.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск тринадцатый /31.10/
Красный день календаря; про то, как одну девушку убили, а потом оживили, и как мы любили Людмилу Петрушевскую; офицер, джентльмен и жоржсандист; взгляд на Врубеля из психиатрической клиники; о партийной литературе и партии любителей П. "Знамя" # 10; "Октябрь" # 9.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 27.01. Кошерный компот для пещерных господ /27.10/
Разбор вокруг "Книжного обозрения" стоит выеденной чернильницы. Сколько раз прежний главред подаст в суд, столько раз ему поставят печать, что он восстановлен. И - столько же раз Комитет по этой самой печати поставит ему другую - что уволен. Вопрос в том, у кого окажется больше штемпельных чернил - у районного суда или у Комитета.
Лев Пирогов, Бумага терпит от 25.10. Роман с прибором /25.10/
Не люблю юмор. Особенно если он вырождается в чистоте жанра. Иногда очищенный от жизненных примесей жанр является достаточным признаком искусства. Как в фильмах про детектива Коломбо. Все знают, кто убийца, но действие терпеливо доводится до конца. А за юмор, очищенный от примеси преступления, следует убивать. "Сентиментальный дискурс" Владимира Новикова.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двенадцатый /24.10/
Смерть Толстого как пиар-акция; грае-грае воропае; зловещий консенсус Гоголя с Белинским; Словарь Даля √ мистификация, а Словарь Солженицына - цитатник. "Новое литературное обозрение" # 44.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru