Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Попытка номер 5: седьмой подход
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Дата публикации:  10 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вразброс

Долго запрягают в "Независимой газете", но уж коль запрягут... Некролог по Мише Новикову напечатали только сегодня. Сперва хотела смолчать, но потом подумала: дудки. Нет гаже, чем когда из частного и - в данном случае - абсолютно алогичного несчастья выжимают красивые обобщения. "Он словно отождествился с кем-то из своих персонажей и полетел по серпантину остросюжетной беллетристики, права которой отстаивал с неизменным пылом. На повороте его поджидала катастрофа..." Экая аллегория, прости господи. Ликовал, наверно, вчера тот, кто ее придумал. Раздувался небось от гордости, снобистский балбес.

При чтении пятничных колонок Вячеслава Курицына во "Времени MN" я всякий раз завидую их автору до белого каления. Слава умудряется еженедельно выпаривать из текущего литпроцесса (а не высасывать из фаланги собственного мизинца) некий вполне реальный и внятный сюжет. Нынешние "Слова и вещи" называются "От сохи" и посвящены трем "незамысловатым документальным текстам" - причем, что подкупает, текстам свежерастиражированным: "Банану" Михаила Иванова (М.: Ad Marginem), дневникам покойного Сергея Шерстюка ("Комментарии", 2000, # 19) и "Запискам советского редактора" Владислава Матусевича (М.: Новое литературное обозрение). В бумажной версии имеются подзаголовочки, которых нет в сетевой: "Иванов-беспардонный", "Шерстюк-потаенный" и "Матусевич-простодушный". Верный себе Курицын не делает широковещательных выводов, а попросту анализирует перечисленные книжки одну за другой. В двух случаях Славины наблюдения дельны и остроумны, а насчет "Банана" я с ним не соглашусь. Курицыну кажется, что роман Иванова - "жизнеутверждающий текст... Там бездна энергии: герой, каким бы больным и измученным жизнью ни был, готов в любую секунду вскочить с дивана, бежать за бутылкой и - далее по списку. Читая "Банан", я подумал: много ли у нас книг, в которых прожигание жизни так элементарно, как бутылка на стол, ставится в центр повествования, да еще и воспевается?" Ничего себе. В финале повествователь вовсе не готов бежать за бутылкой, он и с дивана-то поднимается с трудом - развалина, непьющий алкоголик, обдолбанный седативами и безнадежной, невыносимой любовью к лесбиянке падчерице. Тут уж не до прожигания жизни: она давным-давно прожжена, изношена до дыр, от нее остались лишь вялые элементарные рефлексы-рефлексии.

В последнем абзаце колонки (цепляться так цепляться) присутствует загадочная фраза: "Что-то подобное, кажется, имел в виду Пелевин, когда перефразировал Ю.Шевчука - "Вечность - это банка с пауками". Без сомнения, и Курицын, и Шевчук, и даже Пелевин читали Достоевского Ф.М. Гм. Наверно, я чего-то не догоняю с этими перефразировками. Наверно, перед нами типичный постмодерн.

А начинает Курицын с того, что российская литературоцентричность за дни войны и свободы никуда не делась: на юниорскую премию "Дебют" было прислано 32 тысячи рукописей. Правда, Дмитрий Ольшанский ("Сегодня") утверждает, что рукописей было только 25 тысяч; около 3 000 из них Митя прочитал и теперь делится впечатлениями от своего ридерства. Впечатления окрашены характерным для Ольшанского добрым юмором.

Зато рядом с заметкой Ольшанского помещена ни чуточки не смешная статья парижского корреспондента "Сегодня" Кирилла Привалова. О том, что во Франции функционируют аж три тысячи литературных премий; их столько же, сколько дебютных манускриптов проштудировал Ольшанский, мрак. Учредители наград - предельно разношерстные: от Гонкуровской академии до "барона де Гюнзбурга, производителя шаманского "Мумм". Причем подавляющее большинство французских премий присуждается в течение двух недель - с 24 октября по 14 ноября. Это, если верить Привалову, настоящий бедлам, вакханалия лоббизма, надругательство над всем и вся. "Осенние премии - это нечеловеческая комедия! - жалуется Кириллу Пьер Астье, руководитель издательства "Пернатый змей". - Члены жюри назначаются пожизненно и подвергаются давлению. Заседают в престижных ресторанах - "Друан", "Флор", в отеле "Крийон". Войти в эту систему - предать литературу". Знакомая песня. Ничто не ново под луной.

Я тут написала "если верить Привалову". А как ему не верить, коли его репортаж сопровождается фотографией, сделанной на месте событий. Вот она, полюбуйтесь-ка.


Справа - лауреат Гонкуровской премии-2000 Жан-Жак Шуль. Слева - лауреат премии "Ренодо"-2000 Амаду Курума. Курума - вылитый Марцеллус Уоллас, а Шуль смахивает на лавочника, который Марцеллуса... сами знаете что. Видите, как умильно Шуль на Куруму смотрит - уж и рубаху расстегнул? Не иначе, ждет-пождет момента, когда появится барон де Гюнзбург, произведет свое шаманское "Мумм!!!" - и можно будет приступать.

Самокритика


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: шестой подход /09.11/
In memoriam: Новиков, Заходер. Вразброс: Татьяна Кравченко о Маргарет Митчелл; Ольга Гринкруг об Олдосе Хаксли; Чхартишвили-Акунин в "Общей газете"; Лиля Брик, Эльза Триоле и Маргарет Этвуд; малодушие синего чулка.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск четырнадцатый /07.11/
Отречемся от старого мира; мяюкала Титикака; дачный роман с Луисом Корваланом; Левкин про пингвинов, ангелов и памятник Зигмунду Фрейду. "Новый мир" # 10; "Новая юность" # 4; "Уральская новь" # 7, # 8.
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: пятый подход /06.11/
Вразброс: Кузьмин о премии Белого; Куталов о "Дебюте"; Владимир Губайловский о внутривенных вливаниях. Сюжет: кви-про-кво на "Полит.ру".
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: четвертый подход /04.11/
Вразброс: Книжные рейтинги октября от "Известий" и "Экслибриса"; Владимов в отсутствии литературы и Карахан в присутствии белиберды; змея со змеистым именем; провинциальная энтелехия. Самокритика: Максим, Наташа, Митя и Деля.
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: третий подход /03.11/
Сюжет: Вера, схема и Слава. Вразброс: шорт-лист "Малого Букера". Самокритика: бетонная бумага от Льва Пирогова.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru