Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Одиннадцатый подход
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Дата публикации:  16 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Самокритика

Велеречивые у меня в последнее время обзоры получаются. И апатичные не по-детски. Сегодня пущусь на эксперимент: представлю вам субъективный рейтинг лучших и худших вокруглитературных материалов за четверг, 16 ноября. Чтоб все по пунктам, эдак наглядно и живенько. Ознакомьтесь, будьте добры.

Top Five

1. Григорий Ревзин. Французы возрождают структурализм ("Коммерсантъ"). Ревзин - журналист, который не умеет писать банально (хоть и очень старается иногда). В данном случае, отталкиваясь от не слишком-то казистого новостного повода (в Париже объявлено об открытии Института Ролана Барта), он сочинил целое мини-исследование о советской и французской структуралистских школах. О том, почему первая дышит на ладан, а вторая процветает. Ревзинский трезвый взгляд на ситуацию вряд ли завоюет широкую популярность в Тарту и окрестностях. А жаль.

2. Блок "Художественная литература" ("Экслибрис "НГ""). Страница рецензий на прозаические и поэтические новинки появляется далеко не в каждом номере книжного обозрения "Независимой газеты". Сейчас она, к счастью, на месте. По-своему уместен и каждый из слагающих ее текстов. Ирина Каспэ грациозно издевается над сборником рассказов Дато Курашвили (Тбилиси: Азри). Фарид Изюмов, резвясь, импровизирует на темы раздвоения и растроения личности в связи с романами, написанными Роменом Гари под псевдонимом "Эмиль Ажар". Евгений Витковский, как мальчик, радуется появлению книги поэта второй волны эмиграции Николая Моршена "Пуще неволи" (М.: Советский спорт, тираж 500 экз.). Колонка Глеба Шульпякова "Петит" - удачный рецензентский опыт нанизывания нескольких разноплановых изданий на кукан произвольно выбранного мотива. "Хлеб с ветчиной" Чарльза Буковски, "Четвертый ледниковый период" Абэ Кобо (М.: Гудьял-пресс), сборник каталонской поэзии "Тень другого моря" (СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета) и "Мечты и думы" Ивана Коневского (Ореуса) (Томск: Водолей) увидены как бы сквозь линзу бликующей и текучей воды. Колонка посвящена памяти литобозревателя "Коммерсанта" Михаила Новикова.

3. Рубрика "Пять книг недели" ("Экслибрис "НГ"). На сей раз все экспонаты - чистопородные новинки, без натяжек. Аннотации вполне съедобны: г-жа Солнышкина, похоже, в отпуску.

4. Ольга Гринкруг. Ловушка для синефилов ("Газета.ру"). Рецензия на переизданный петербургской "Амфорой" сборник Петера Хандке (правда, повестей в книге не две, что б Ольга ни говорила, а три). Как всегда у этого автора - компетентный, сдержанный в оценках отзыв. И, как всегда, текст Гринкруг смотрится белой вороной на канареечно-желтом фоне "Газеты.ру".

Это пожилой Эрдман. Фотография из сетевой версии 'Известий'. В бумажных 'Известиях' не поместилась5. Андрей Хржановский. Точная дата ("Известия"). Если уж выбирать какую-либо из публикаций к столетию со дня рождения Николая Эрдмана, - то именно эту. "Общая газета" ограничилась воспроизведением трех блеклых эпистол из наследия драматурга; Екатерина Сальникова со слоновьим упорством постоянного контрибьютора "НГ" вытаптывает в биографии юбиляра лежбище для супероригинальной концепции. Хржановский, по крайней мере, ни на что подобное не претендует. Дюжинная, доброкачественная мемориальная статья.

Bottom Five

5. Лев Данилкин. Гены как улики ("Ведомости"). Героем первой данилкинской рецензии на роман Джозефа Уомбо "По следу крови" был Валерий Панюшкин. Со второго захода Лев пробует сосредоточиться на Уомбо как таковом. Получается не особо убедительно: Данилкина подводит его склонность к гиперболическим, нетривиальным высказываниям. "По следу крови" - один из самых странных детективов, которые когда-либо были написаны". Коли Лев и впрямь прочел все "когда-либо написанные" детективы, он должен был заметить, что документально-репортажный роман - весьма распространенный поджанр современной mystery, и с этой точки зрения ничего необычного в The Blooding нет. "Это антиклассический... детектив... - утверждает далее Данилкин. - В "По следу крови" преступника обнаруживают чисто механически... Вместо следователя - подсобный рабочий, лаборант, помогающий в нужное время организовать сдачу крови..." Между тем в книге Уомбо серийного убийцу Колина Питчфорка ловят не потому, что он сдал кровь на генную дактилоскопию, а потому, что он пытался увильнуть от анализа, каковой факт выявил именно следователь, а не подсобный лаборант. "Помимо двух обезображенных девочек, в "По следу крови" есть еще одно убийство - убийство Читателя: он более не в состоянии как-либо воздействовать на детектив, искать убийцу". Да перестаньте, Лев. Это на целиком сконструированные тексты Агаты Кристи и Жапризо читатель не в состоянии воздействовать: в них все от начала до конца предопределено автором. Неужели вы не заметили, что "ложная версия", которой Уомбо "морочит читателю голову", далеко не беспочвенна; англичанин проводит эту мысль на протяжении всего повествования, но не педалируя, под сурдинку - и тем демонстрирует глубокое доверие к нашим с вами "логическим навыкам"?

4. Ольга и Александр Николаевы. Постмодернист суда не боится ("Время MN"). В процессе интервью с Д.А.Приговым категорически запрещено задавать ему подобострастно-наивные вопросы вроде "Как вам рисуются контуры культуры будущего?". Он непременно воспримет их всерьез. И будет отвечать, отвечать...

3. Глеб Шульпяков. Померанцев, миртов шепот ("Экслибрис "НГ"). Длинное, прихотливое и изобретательное эссе, выстроенное на фундаменте, абсолютно не подходящем для конструкций подобного типа. По мнению Шульпякова, поэзия Игоря Померанцева "неординарна", "чудовищно прозрачна", "чудовищно истерична" и "чудовищно конкретна". Тогда как на деле Померанцев - типичный непуганый графоман. Из самых вредоносных причем.

2. Аполлон Мусаетов. Былое и думы Георгия Владимова ("Фигуры и лица": приложение к "НГ"). "Тихо и незаметно живет на арендованной даче в Переделкине русский писатель Георгий Владимов... Легко и неторопливо размышляет он о былом..." Стыдно и безнравственно так обращаться с выдающимся прозаиком. Интервьюер это наверняка почувствовал и подписал свои выделения псевдонимом.

1. Новостная колонка на первой странице "Экслибриса "НГ". "На этой неделе в парижском издательстве "Роше" выйдет книга Пьера Лорэна о Владимире Путине. Такое мнение высказал сегодня (прямо-таки "сегодня"? - Ад.М.) Пьер Лорэн - французский автор, написавший биографию президента РФ. Пьер Лорэн - известный французский журналист и писатель, автор книг по истории и современности России. Подготовленная им биография российского президента объемом более 450 страниц выходит в свет под заголовком "Загадочный взлет Владимира Путина". Сам автор признается, что хотел назвать книгу по-другому: "Неудержимый взлет", - однако в итоге пришлось пойти навстречу пожеланиям издательства". Куда вы торопились-то, коллеги?

Вразброс

В десятку не включены материалы "экслибрисного" блока "Издательское дело" - они не о литературе, а о литературной коммерции. В рейтинг также не вошел книжный обзор Татьяны Бек ("Общая газета"). Потому как он пребывает за гранью добра и зла. Ругать или хвалить Бек - все равно что спорить или соглашаться с Константином Кедровым из "Новых Известий". Кайфа - кот наплакал. А во рту потом - точно кошки нахезали.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: десятый подход /15.11/
Вразброс: вся "Литературка"; Евгения Пищикова о Вере Павловой; разное прочее.
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: девятый подход /14.11/
Сюжет: ты оденешь меня в серебро. Вразброс: Екатерина Шукшина о Стивенсоне; Дмитрий Волчек о Лимонове; Алексей Михеев об оплоте, зевоте, ключевых фигурах и нерезаных собаках.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск пятнадцатый /14.11/
Гостиница для путешествующих в прекрасном. Японский Чичиков и римская дама с собачкой. "- А, - сказал, закалывая гульфик, Эдмондо, √ совесть моя пожаловала. Садись, совесть моя, гостем будешь на этом празднике поруганной чести". "Зеркало" ## 11-12, 13-14.
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: восьмой подход /13.11/
Сюжет: Лев Данилкин. Вразброс: второе рождение Кукушкина; Полина Леонова об Андрее Платонове; юбилеи Р.Л.Стивенсона во "Времени новостей" и Д.А.Пригова в "Итогах". Самокритика: пауки и Шевчуки.
Аделаида Метелкина, Попытка номер 5: седьмой подход /10.11/
Вразброс: подмосковный серпантин; Курицын о святой простоте; Ольшанский о "Дебюте"; нечеловеческая комедия и пернатый змей. Самокритика: ненависть к людям и раскаяние.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru