Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20001215.html

Двойники и покойники
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Аделаида Метелкина

Дата публикации:  15 Декабря 2000

В России это действительно первая книга Паса, но какая, Господи, разница, когда она напечатана - сейчас или десять лет назад? В конце концов, что изменилось бы, появись русский перевод Данта в начале двадцатого, а не девятнадцатого века?.. День всех святых, Праздник мертвых лучше, чем Пас, и не описать.

Павел Спиридонов ("Газета.ру") об "Освящении мига" Октавио Паса

Настоящий Обломов - это Антон Табаков.

Заголовок из "Коммерсанта-Daily"

Шорт-лист "Антибукера-2000", который безуспешно искал вчера в сети Слава Курицын, все же опубликован. Низкий поклон корреспонденту ИД "Коммерсантъ" Лизе Новиковой, а также Лизиным родителям Ольге и Владимиру Ивановичу. Кабы не содействие этого любезного семейства, я б ни в жизнь не догадалась, что в воскресенье, 10 декабря, вышел номер "Независимой газеты", где, оказывается, и был напечатан вожделенный список. С сайта "НГ" в электронную версию этого номера попасть невозможно. Замаскировались ребятки. Однако и я не лыком шита: изучила принципы их шифровки и набрала гипотетический уэрэл пальчиками.

Впрочем, погодите-ка радоваться. На сайте "НГ" вывешен втемную поддельный шорт-лист. Может, он в чем-то и похож на настоящий, но по ряду позиций от него существенно отличается. Во всяком случае, это явно не тот список, с которым сверялся Андрей Немзер, работая над сегодняшним своим комментарием.


Мы странно встретились

Немзер, чья добросовестность - вне подозрений, говорит о шестерых претендентах на премию в номинации "Братья Карамазовы" (проза), между тем как в лжереестре их аж девятеро. Скорее всего, подвергся фальсификации и раздел литературной критики; "Очень ровно стоят семь соискателей в номинации "Луч света", - пишет Андрей, а перечисляет лишь пятерых. Понятно, что упомянуть собственную фамилию в подобном контексте обозревателю "Времени новостей" помешала природная скромность; однако почему ж он не назвал фамилии Сергея Федякина? А потому, я думаю, что никакого Федякина в оригинальном документе не было. Бьюсь об заклад, седьмой его пункт выглядел вот как: "7. Андрей Немзер. Сетевой проект "Немзерески" на сайте "Рутения.ру".

Вы скажете, что теория заговора тут ни при чем и Андрей попросту брезгует произносить вслух имена некоторых особо антипатичных ему персонажей литпроцесса. Уверяю вас, вы заблуждаетесь. Немзер - профессиональный газетчик; он никогда не позволил бы себе исказить факты в угоду собственным антипатиям. Нет, что-то неладно с самим шорт-листом. Странновато этот шорт-лист попахивает.

Например, номинируя на "Луч света" покойного Михаила Новикова, "Антибукер" загоняет самого себя в этический тупик. De mortuis aut bene aut nihil; присудить премию не Новикову а, положим, Василевскому будет откровенным male; если же деньги изначально предназначены новиковским наследникам, то включение в список прочих соискателей - не менее откровенное свинство, плевок им в лицо. Не уверена, кстати, что живой Миша принял бы "Антибукера". Теперь-то он, конечно, не откажется, не сумеет. Как не откажется и давно почивший в бозе Борис Житков, коли его - в назидание нашим мелкотравчатым современникам - наградят "Братьями Карамазовыми" за архивного "Виктора Вавича". Ну что это, честное слово, за игры на погосте...

Мое мнение - тыща сто пятнадцатое, но я стану болеть за Славникову, Фанайлову и Вячеслава Курицына. Который в 2000-м периодически сбоил, но и находил в себе силы выправиться. Его сегодняшние "Слова и вещи" ("Время MN") в очередной раз доказывают: мастерство не прокуришь. Тема колонки - литературные двойники и двойняшки. "12 стульев" Ильфа и Петрова - и "12 стульев" Одесского и Фельдмана; "Анна Каренина" Льва Толстого - и "Анна Каренина" Кати Метелицы; мертворожденный проект "Хольм ван Зайчик" - и его бесчисленные живородящие прототипы.

Не буду спорить со Славой по каждому из трех микросюжетов (хотя поспорить хочется) - сами читайте и не соглашайтесь, если сыщете с чем. Лучше предложу вам четвертый. Вот книгоиздатель Игорь Захаров из интервью в интервью крошит батон про то, как постучался к нему, Захарову, молодой человек, представился Федором Михайловым и предложил рукопись романа "Идиот" - фабула достоевская, однако действие происходит в наши дни. А на сервере ВГИКа чуть ли не с весны лежит-полеживает киносценарий Ивана Охлобыстина "Даун-хаус", особые приметы - те же; вроде б и фильм в стадии предпроизводства, Роман Качанов - режиссер. Одно их двух: либо постучался к Захарову никакой не Федор Михайлов, а Охлобыстин собственной персоной, либо Михайлов прочитал сценарий Охлобыстина и, того-с... Аромат от этой истории исходит погуще, чем от антибукеровской.

Да и вообще - когда по улицам толпами разгуливают доппельгангеры, атмосферу в городе полезной для здоровья не назовешь. Двойника встретишь - станешь кем?.. То-то. Поверьте моему опыту махровой доппельгангерши.


и странно разойдемся

P.S. Первая в России книга Октавио Паса называлась "Поэзия, критика, эротика" (изд-во "Пирамида", 1996). Низкий поклон Ивану Давыдову, а также его маме Галине Викторовне, которая любезно сняла этот сборник с полки и зачитала по телефону выходные данные.