Русский Журнал
/ Круг чтения / Периодика www.russ.ru/krug/period/20001226.html |
Тридцать пятый подход Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ Аделаида Метелкина Дата публикации: 26 Декабря 2000 Политес Приходится опять разбираться с премиями, ноблесс оближ. В пятницу финишировал "Дебют", вчера - "Антибукер". Сличая наградные листы, то и дело находишь подтверждения гипотезы о том, что конец века - эпоха тавтологических перекличек и дурного умножения сущностей. Беспокоит, например, шумный успех увенчанной обеими премиями пьесы "Пластилин" среди дюжины читателей этой рукописи нижнетагильчанина (или - нижнетагильца?) Василия Сигарева: новый Островский явился? Бахыт Кенжеев, член жюри "Дебюта", недавно выпустил в издательстве "Независимой газеты" стихотворный сборник "Из семи книг", однако премию "Антибукер" (учрежденную "Независимой газетой") в номинации "Незнакомка" получил за другой сборник, изданный "Проектом О.Г.И". А в номинации "Луч света" победил автор мракобесных обзоров периодики ("Континент") Евгений Ермолин, - только что вошедший в жюри премии им. Аполлона Григорьева на пару с проигравшим в упомянутой номинации Андреем Василевским, членом жюри "Антибукера" по разряду "Братья Карамазовы" и автором образцовой рубрики "Периодика" ("Новый мир"); любопытно, о чем-то они, антиподы, на Татьянин день договорятся?.. Стоп, стоп. Получается не подход, а внеурочный выпуск "е2-е8". Сейчас выкурю сигаретку на лестнице, вернусь и начну заново, по порядку: ссылки, цитаты. Полный список лауреатов "Дебюта" вывешен на сайте "СРЛ с Вячеславом Курицыным". Тот же хитренький Курицын, пользуясь своим положением члена жюри, по сути, подвел итоги премии уже накануне их оглашения: из трех прозаических работ, которым была посвящена его колонка "Слова и вещи", две оказались лауреатами. Зато третья - "Запах шахмат" Антона Фридлянда - доступна онлайн: рядовой, по-моему, сетературно-графоманский опус, ни грана "альпийской свежести", о которой толкует Слава. Жаль, если достоинства повести, получившей "дебютные" $2000, добряк Курицын умножил на такое же трехзначное число. Хотя судя по тому, как трехэтажно выходит из берегов обозреватель газеты "Сегодня" Дмитрий Ольшанский, "Больше Бэна" - произведение как раз отнюдь не рядовое: "Выбор уважаемого жюри можно определить как исключительно гнусный. На фоне большого количества действительно хорошей прозы победили некие Сергей Сакин и Павел Тетерский - лица призывного возраста, сочинившие... текст об их совместной поездке в Лондон. По количеству омерзительной ксенофобии подростковый роман бьет все рекорды: "подонки" (таково самоназвание авторов) рассказывают о той ненависти, которую они, побывав в Лондоне, испытывают к англичанам и лицам прочих национальностей. Оказывается, для "коричневой" пропаганды не нужен ни А.П.Баркашов, ни кинорежиссер Балабанов ("Брат-2"), ни даже модный прозаик Крусанов ("Укус Ангела"). Молодежь придет и все сделает сама - так, что никакой фюрер не нужен. Грустно только думать, что члены жюри, литераторы взрослые и даже приличные, пресмыкаются перед этим "гитлерюгендом", выбирая именно эту политически ангажированную пубертатную бессмыслицу из большого числа претендентов". Оказывается, бывает политически ангажированная бессмыслица... Митя! Вы улыбаться когда-нибудь пробовали? То, что у пламенного антифашиста Ольшанского желчный пузырь Пантагрюэля, - давно уже не новость; но вот брюзжание Андрея Немзера застало меня врасплох. В "Дебюте" Андрея не устраивает решительно все, - но в первую голову, насколько я поняла, то, что критик не знаком с большинством произведений, фигурировавших в шорт-листе, и не может высказать о них своего авторитетного мнения. "Вы хотите, чтобы свет узнал новые стихи и прозу, - добейтесь их издания. "Литературный факт" может стать (или не стать) предметом внимания критики и публики. Тогда только имеет смысл заводить речь о его премировании". Увы: вместо слов "критики и публики" тут следует читать "Немзера Андрея Семеновича". Заметка "Игра в классики" напечатана в понедельничном номере "Времени новостей". Тогда же, в понедельник, на сайте "Вавилон" появился комментарий Дмитрия Кузьмина к итогам "Дебюта", в котором есть взвешенные и развернутые ответы на все без исключения сварливые вопросы Немзера, но главное - множество ссылок, ведущих к оригинальным текстам. То, что Андрей не ориентируется (да и не желает ориентироваться) в интернете и считает публикацией произведения исключительно его бумажное издание, - проблема обозревателя Немзера, а не премии "Дебют". У которой и своих, невыдуманных забот, судя по всему, - выше крыши: "Подлинных дебютантов, шагнувших вечером 21 декабря на церемонию награждения прямиком со школьной скамьи или от станка, почти не было".
P.S. В сегодняшнем обзоре околопремиальных публикаций я сознательно не цитировала запредельный материал Веры Мартинсон ("Вести.ру") "Дебютный шиш". В старых "Вестях" было маловато складу и ладу, но базарных невежд вроде этой самой Веры там и на порог не пускали. Вразброс Когда говорят финансы, музы поют романсы. Заметок про словесность, а не про ранжиры нынче всего две. Зато забавных. Игорь Шевелев ("Время MN") воздает по заслугам "Эпистолярному роману" Сергея Довлатова и Игоря Ефимова (М.: Захаров): "Довлатов или набил бы издателю Захарову морду, или так бы о нем выразился в тех же устных и эпистолярных выражениях, что мало бы не показалось". Да почему ж "или - или"? Довлатов за милую душу сделал бы и то и другое. А ненасытный Ольшанский ("Сегодня") патронит Дж.К.Ролинг с ее "Гарри Поттером": "Творчество Роалинг (выпендрился. - Ад.М.) - плод явного вырождения английской литературы, наступившего в последнее время в связи с гибелью тамошней консервативной культуры. Отставка Маргарет Тэтчер и смерть Грэма Грина - вехи, обозначившие десятилетие тому назад наступившую катастрофу... Роулинг (сломался. - Ад.М.) живет в Англии лейбористов..." Второй раз спрашиваю, Дима: улыбаться не пробовали? Вы вульгарный социологист, Переверзев в свитере. Джоан Кэтлин вовсе не среда заела, она такой недоделанной уродилась. Горлум - всегда и всюду Горлум, что при лейбористах, что при колумнистах... Cheese, Митя. Cheese. |