Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Тридцать пятый подход
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Дата публикации:  26 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Политес

Приходится опять разбираться с премиями, ноблесс оближ. В пятницу финишировал "Дебют", вчера - "Антибукер". Сличая наградные листы, то и дело находишь подтверждения гипотезы о том, что конец века - эпоха тавтологических перекличек и дурного умножения сущностей. Беспокоит, например, шумный успех увенчанной обеими премиями пьесы "Пластилин" среди дюжины читателей этой рукописи нижнетагильчанина (или - нижнетагильца?) Василия Сигарева: новый Островский явился? Бахыт Кенжеев, член жюри "Дебюта", недавно выпустил в издательстве "Независимой газеты" стихотворный сборник "Из семи книг", однако премию "Антибукер" (учрежденную "Независимой газетой") в номинации "Незнакомка" получил за другой сборник, изданный "Проектом О.Г.И". А в номинации "Луч света" победил автор мракобесных обзоров периодики ("Континент") Евгений Ермолин, - только что вошедший в жюри премии им. Аполлона Григорьева на пару с проигравшим в упомянутой номинации Андреем Василевским, членом жюри "Антибукера" по разряду "Братья Карамазовы" и автором образцовой рубрики "Периодика" ("Новый мир"); любопытно, о чем-то они, антиподы, на Татьянин день договорятся?..

Стоп, стоп. Получается не подход, а внеурочный выпуск "е2-е8". Сейчас выкурю сигаретку на лестнице, вернусь и начну заново, по порядку: ссылки, цитаты.

I

Полный список лауреатов "Дебюта" вывешен на сайте "СРЛ с Вячеславом Курицыным". Тот же хитренький Курицын, пользуясь своим положением члена жюри, по сути, подвел итоги премии уже накануне их оглашения: из трех прозаических работ, которым была посвящена его колонка "Слова и вещи", две оказались лауреатами. Зато третья - "Запах шахмат" Антона Фридлянда - доступна онлайн: рядовой, по-моему, сетературно-графоманский опус, ни грана "альпийской свежести", о которой толкует Слава.

Жаль, если достоинства повести, получившей "дебютные" $2000, добряк Курицын умножил на такое же трехзначное число. Хотя судя по тому, как трехэтажно выходит из берегов обозреватель газеты "Сегодня" Дмитрий Ольшанский, "Больше Бэна" - произведение как раз отнюдь не рядовое: "Выбор уважаемого жюри можно определить как исключительно гнусный. На фоне большого количества действительно хорошей прозы победили некие Сергей Сакин и Павел Тетерский - лица призывного возраста, сочинившие... текст об их совместной поездке в Лондон. По количеству омерзительной ксенофобии подростковый роман бьет все рекорды: "подонки" (таково самоназвание авторов) рассказывают о той ненависти, которую они, побывав в Лондоне, испытывают к англичанам и лицам прочих национальностей. Оказывается, для "коричневой" пропаганды не нужен ни А.П.Баркашов, ни кинорежиссер Балабанов ("Брат-2"), ни даже модный прозаик Крусанов ("Укус Ангела"). Молодежь придет и все сделает сама - так, что никакой фюрер не нужен. Грустно только думать, что члены жюри, литераторы взрослые и даже приличные, пресмыкаются перед этим "гитлерюгендом", выбирая именно эту политически ангажированную пубертатную бессмыслицу из большого числа претендентов".

Оказывается, бывает политически ангажированная бессмыслица... Митя! Вы улыбаться когда-нибудь пробовали?

То, что у пламенного антифашиста Ольшанского желчный пузырь Пантагрюэля, - давно уже не новость; но вот брюзжание Андрея Немзера застало меня врасплох. В "Дебюте" Андрея не устраивает решительно все, - но в первую голову, насколько я поняла, то, что критик не знаком с большинством произведений, фигурировавших в шорт-листе, и не может высказать о них своего авторитетного мнения. "Вы хотите, чтобы свет узнал новые стихи и прозу, - добейтесь их издания. "Литературный факт" может стать (или не стать) предметом внимания критики и публики. Тогда только имеет смысл заводить речь о его премировании".

Увы: вместо слов "критики и публики" тут следует читать "Немзера Андрея Семеновича". Заметка "Игра в классики" напечатана в понедельничном номере "Времени новостей". Тогда же, в понедельник, на сайте "Вавилон" появился комментарий Дмитрия Кузьмина к итогам "Дебюта", в котором есть взвешенные и развернутые ответы на все без исключения сварливые вопросы Немзера, но главное - множество ссылок, ведущих к оригинальным текстам. То, что Андрей не ориентируется (да и не желает ориентироваться) в интернете и считает публикацией произведения исключительно его бумажное издание, - проблема обозревателя Немзера, а не премии "Дебют". У которой и своих, невыдуманных забот, судя по всему, - выше крыши: "Подлинных дебютантов, шагнувших вечером 21 декабря на церемонию награждения прямиком со школьной скамьи или от станка, почти не было".

II

  • Мария Ремизова, Григорий Заславский ("Независимая газета"). "Лауреаты Антибукера названы". Официальное коммюнике (авторы заметки - члены жюри).
  • Андрей Немзер ("Время новостей"). "Без сенсаций": "Все предсказуемо: ни провалов, ни прорывов. В целом соответствует уходящему году".
  • Дмитрий Ольшанский ("Сегодня"). "Невпопад": "В этом году решения жюри можно оценить как крайне спорные, а порой и несправедливые... Присуждение премии Акунину, скорее всего, вызвано желанием "подраскрутить" само мероприятие, сыграв на модном имени, а заодно и отомстить "Букеру", не включившему "Коронацию" даже в шорт-лист".
  • Лев Данилкин ("Ведомости"). "Антибукер - Б.Акунину": "Во-первых, странно и некорректно, что по номинации "Луч света" прокатили погибшего недавно Михаила Новикова - за тексты в газете "Коммерсантъ". Непонятно тогда, зачем его вообще включили в шорт-лист - из вежливости, что ли? Во-вторых, не очень ясно, каким образом даже в шорт-листы не попал роман Татьяны Толстой "Кысь". Впрочем, акунинская карта в любом случае кроет все эти досадные просчеты".
  • Лиза Новикова ("Коммерсантъ-Daily"). "Эрасту Фандорину, посмертно": "Даже самые истовые поклонники Акунина соглашаются, что его детективы довольно однотипны; чем уж так особенно выдался премированный роман √ кроме того, что был опубликован в 2000 году?"
  • Юрий Арпишкин ("Время MN"). "Литературным процессом руководят из Ярославля": "Как утверждают знатоки, умеющие различать оттенки этой попсы для высоколобых, "Коронация" - самый неудачный опус из серии сочинений о Фандорине. Но не наградить Акунина, по-видимому, представлялось жюри слишком вызывающим. Примерно в той же степени, что присудить лауреатство давно покойному классику Борису Житкову за роман "Виктор Вавич", пролежавший в архиве шестьдесят лет. Каким способом "Вавича" втиснули в шорт-лист - загадка".
  • Юлия Рахаева ("Известия"). "Антибукер как антипокер": "Самым длинным было выступление члена жюри по прозе Андрея Василевского. Еще бы! Ему ведь пришлось обосновывать, почему не дали премию "Братья Карамазовы" роману покойного Бориса Житкова "Виктор Вавич", который успела назвать лауреатом практически вся пресса. Из его слов выходило, что именно потому! Зачем включили в шорт-лист? Да чтобы обратиться к Виталию Третьякову с просьбой о допечатке тиража романа (он выпущен издательством "НГ") и бесплатной рассылке его по библиотекам".
  • Лев Пирогов ("Литературная газета" от 20.12) - неофициальное коммюнике: "Художественная проза, "Коронация", Борис Акунин. Первый по алфавиту и - мне бы вожжи - окончательный кандидат. А то, боюсь, в следующем году будет поздно... Что же касается шансов Бориса Житкова (да-да, который "Мангуста" и давным-давно умер), то они меня пугают. Без комментариев".

P.S. В сегодняшнем обзоре околопремиальных публикаций я сознательно не цитировала запредельный материал Веры Мартинсон ("Вести.ру") "Дебютный шиш". В старых "Вестях" было маловато складу и ладу, но базарных невежд вроде этой самой Веры там и на порог не пускали.

Вразброс

Когда говорят финансы, музы поют романсы. Заметок про словесность, а не про ранжиры нынче всего две. Зато забавных.

Игорь Шевелев ("Время MN") воздает по заслугам "Эпистолярному роману" Сергея Довлатова и Игоря Ефимова (М.: Захаров): "Довлатов или набил бы издателю Захарову морду, или так бы о нем выразился в тех же устных и эпистолярных выражениях, что мало бы не показалось". Да почему ж "или - или"? Довлатов за милую душу сделал бы и то и другое.

А ненасытный Ольшанский ("Сегодня") патронит Дж.К.Ролинг с ее "Гарри Поттером": "Творчество Роалинг (выпендрился. - Ад.М.) - плод явного вырождения английской литературы, наступившего в последнее время в связи с гибелью тамошней консервативной культуры. Отставка Маргарет Тэтчер и смерть Грэма Грина - вехи, обозначившие десятилетие тому назад наступившую катастрофу... Роулинг (сломался. - Ад.М.) живет в Англии лейбористов..."

Второй раз спрашиваю, Дима: улыбаться не пробовали? Вы вульгарный социологист, Переверзев в свитере. Джоан Кэтлин вовсе не среда заела, она такой недоделанной уродилась. Горлум - всегда и всюду Горлум, что при лейбористах, что при колумнистах... Cheese, Митя. Cheese.




поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Аделаида Метелкина, Вкусовщина /25.12/
Бродский - мизантроп, а Земфира - лесбиянка.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать первый /25.12/
Наши достижения; Эдичка наоборот; Маяковский про Тарантино; алфавит бессмысленный и вебмастер беспощадный. "Новая русская книга" # 5-6.
Аделаида Метелкина, Тридцать третий подход /21.12/
Круглый про толстых в Овальном; десять лет борьбы и побед.
Аделаида Метелкина, Тридцать второй подход /20.12/
Самокритика: летом сер, зимой бел. Вразброс: новые амазонки.
Аделаида Метелкина, Тридцать один с половиной /19.12/
Лев Данилкин о Гарри Поттере; Дмитрий Ольшанский о Хольме ван Зайчике.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru