Русский Журнал / Круг чтения / Периодика
www.russ.ru/krug/period/20001227.html

Тридцать шестой подход
Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ

Аделаида Метелкина

Дата публикации:  27 Декабря 2000

Бонус

Сергей Болмат. Сами по себе: Роман (М.: Ad Marginem).

Дмитрий Быков. Рыцарь отказа: Стихи ("Новый мир", # 5). Сон о круге: Поэма (в кн.: Отсрочка. - М.: Геликон Плюс, 1999).

Мария Галина. Покрывало для Аваддона: Повесть ("Волга", # 413).

Михаил Гаспаров. Записи и выписки (М.: Новое литературное обозрение).

Наталья Горбаневская. 13 восьмистиший и еще 67 стихотворений (М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна).

Даниил Гранин. Вечера с Петром Великим: Сообщения и свидетельства господина М. ("Дружба народов", ## 5-7).

Ирина Дугина. Еще чуть-чуть - и завершится век: Стихи ("Континент" # 105).

Борис Екимов. Пиночет: Повести и рассказы (М.: Вагриус).

Михаил Иванов. Банан: Роман (М.: Ad Marginem).

Тимур Кибиров. Amoures exile: Стихи (СПб.: Пушкинский фонд). Юбилей лирического героя: Стихи (М.: Проект О.Г.И.).

Николай Кононов. Похороны кузнечика: Роман (СПб.: ИНАПРЕСС).

Анатолий Королев. Человек-язык: Роман ("Знамя", # 1).

Павел Крусанов. Укус ангела: Роман (СПб.: Амфора).

Лев Лосев. Sisyphus redux: Стихи (СПб.: Пушкинский фонд).

Анатолий Найман. Сэр: Роман ("Октябрь", ## 11-12).

Вера Павлова. Четвертый сон: Стихи (М.: Захаров).

Роман Сенчин. Афинские ночи: Рассказ ("Знамя", # 9).

Сергей Тютюнник. Обломок Вавилонской башни (М.: Текст; впервые опубл.: "Дружба народов",1999, # 8).

Людмила Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света: Роман ("Новый мир", ## 8-9).

Алан Черчесов. Венок на могилу ветра: Роман (СПб.: Лимбус-пресс).

Елена Чижова. Крошки Цахес: Роман ("Звезда", # 4).

Александр Чудаков. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия ("Знамя", ## 10-12).

Дмитрий Шеваров. Жители травы (М.: Воскресение).

Игорь Шевелев. Жертвоприношение коня: Роман (М.: Галерея "7 гвоздей").

Леонид Юзефович. Князь ветра: Роман ("Дружба народов", ## 1-2).

Это лонг-лист премии имени Аполлона Григорьева-2000, о котором Александр Агеев написал вчера в РЖ: "Данный конкретный список я бы скрывал, как партизан - из ложного, может быть, чувства корпоративной солидарности". Реестр номинантов опубликован в сегодняшних "Известиях" - в их бумажной версии, но не в сетевой - с бойкими комментариями Архипа Ангелевича ("...зажав нос, погрузиться в роман Михаила Иванова "Банан" (Ad Marginem - уж точно, что не "Рай")"). Комментарии опускаю, а список привожу. Учтите: в нем возможны ошибки, не исправленные мною по неведению; Ангелевич, например, переименовал "Вечера с Петром Великим" в "Беседы о Петре Великом", Алана Черчесова - в Алана Черкесова, Елену Чижову - в Елену Чижикову.

Вразброс

В "Независимой газете" - докторальный коллективный материал "Антибукер-2000: Все о лауреатах премии". Смахивает на запоздалую апологию. В другом месте будете оправдываться, граждане.

В "Литературке" - проникнутая то ли паническим сарказмом, то ли робкой надеждой колонка Аллы Латыниной, озаглавленная "Лучезарное будущее": "Ну, закроют НТВ - расцветет захиревшее радио "Свобода". Поскучнеют газеты - оживятся толстые журналы. Писатели вспомнят подзабытый эзопов язык, читатель научится смаковать литературный текст, искать намеки и аллюзии. Возобновятся литературные дискуссии на кухнях. Введут цензуру - появится Самиздат. Сколько новых дарований, потерпев неудачу в бизнесе, бросятся в литературу!" Павел Басинский неостроумно пародирует Акунина, Пелевина и Сорокина. В "Новогодней анкете" "ЛГ" - всего две, зато поразительно пошлые позиции: "Кому бы вы поставили памятник в Летнем саду?" и "Кого бы вы сбросили с Парохода современности?"; еще поразительней, что отдельные литераторы, принявшие участие в анкетировании, отвечают всерьез и с нескрываемой злобой. Например, Евгений Евтушенко готов сбросить за борт Вик.Ерофеева, а Светлана Василенко - Олега Павлова.

Кстати, помните, как некто красивый, умный и в меру упитанный озадачил несчастную Хильдур Бок: "Ты перестала пить коньяк по утрам? Да или нет?" Умение формулировать схоластические вопросы - редкое, реликтовое ремесло, но Игорь Шевелев из газеты "Время MN" (тот самый, что пожертвовал Аполлону коня) владеет им на уровне Карлсона.

"- То есть вы предлагаете альтернативы существующему?..

- Есть ли у вас некая среда, не только вами самим созданная?..

- Это такой ваш способ творчества - замыслами?..

- Кстати, насколько все ваше творчество есть заполнение лакун и пробелов?"

И, наконец, tour de force:

"- Насколько сознательным был ваш выбор эмиграции как идеала вненаходимости по отношению к выбранной вами русской культуре?"

Однако ж и собеседник Шевелева - не какая-нибудь стокгольмская фрекен, а "один из самых оригинальных и влиятельных русских мыслителей. Именно влиятельных..." Михаил Эпштейн (Атланта). В ситуации, где простодушная домомучительница давно б уж обмотала нос чубчиком, Эпштейн и бровью не ведет. "Я люблю медленное, но решительное изменение предмета, идеи, когда у внимательного слушающего человека глаза начинают лезть на лоб", - со спокойным достоинством отвечает он.

"Одна беда: к сожалению, заковыристые философско-лингвистические эксперименты довольно быстро утомляют": Ольга Гринкруг ("Газета.ру"), прищурившись, следит за медленными изменениями идей, предметов и героев в текстах Уолтера Абиша - американского прозаика, который пишет о Германии, но при этом в Германии, оказывается, ни разу не был. Ольгина правда: сборник Абиша "Сколь это по-немецки" (СПб.: Симпозиум) я купила, а читать не смогла. После трех страниц мозги запотели. Такая досада.