Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Фермата заката
Дата публикации:  28 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

вот не было
вот есть
вот кончится
вот-вот

В.П.

I


Sir John Everett Millais. The Vale of Rest (1858-59)

За пять лет день смерти Иосифа Бродского превратился для многих газетных редакций в обязательный элемент календарной рутины. Уже, казалось бы, все возможное и невозможное об авторе "Урании" сказано, - а говорить, Федя, надо еще и еще. Раз в год, но вынь да положь, как в прежние времена 22 апреля - про Ленина, а 5 мая - про демократическую печать. "Время MN" обошлось малой кровью: туда по старой дружбе настрочил три короба трескучих трюизмов Александр Генис. А Лизу Новикову из "Коммерсанта-Daily" самое припрягли, и Лиза не скрывает досады: "Его имя без вопросов вписывается в графу "Современный поэт" воображаемой таблицы, где уже обосновались "фрукт - яблоко" и "писатель - Пушкин"... В современной России Бродский входит в школьную программу 11-го класса..."

Вячеслав Курицын (проект "Книги 01"), рецензируя мемуары Людмилы Штерн "Ося. Иосиф. Joseph", повторяет Лизин тезис, но без ее раздражения: "Концептуально образ Бродского вписывается в уже застывшую до состояния канона... парадигму". О том, до каких кондиций эта парадигма вскоре способна домерзнуть, свидетельствует большое интервью Виктора Куллэ с вдовой и душеприказчицей Бродского в последнем "Экслибрисе "НГ". А передовица "Экслибриса" посвящена списку соискателей Госпремии в области литературы: тема, которую еще пару лет назад вряд ли вынесли бы под шапку - похихикали бы в фельетонном подвале и все дела...

Как вы понимаете, я нынче совсем не о Бродском хотела поговорить. Ключевые слова предыдущих абзацев - рутина, застывший, прежний.

II

Минувшая неделя была до предела насыщена торжественными - во всяком случае, статусными - мероприятиями. О презентации амбициозной питерской серии "Наша марка" в московском клубе "ОГИ" написали почему-то только "Ведомости" (к счастью, самоигральный репортаж Льва Данилкина вывешен на их сайте даром). Зато про антибукеровский обед и обнародование шорт-листа премии им. Аполлона Григорьева (учредитель - Академия русской современной словесности) сообщили все солидные СМИ. Кроме - опять почему-то - "Ведомостей".

Преобладающий тон комментариев - "все прошло очень чинно и интеллигентно" (Лиза Н.). Разве лишь скандализант Дмитрий Ольшанский ("Сегодня") укорил жюри "Григорьевки" в том, что оно проигнорировало номинированные на премию "Записи и выписки" М.Гаспарова. Молчал бы уж; "Записи..." попали в лонг-лист по халатности анонимного номинатора, ибо в отчетном (прошлом) году всего-навсего собрались под книжной обложкой, а опубликованы были ранее (в журнале "НЛО"). В аполлонический перечень вообще много чего попало, однако еще больше - не (по удельному весу шелухи длинный список-2000 впервые сравнялся с лонг-листом русского Букера, а это дорогого стоит). "Спокойное течение вечера несколько нарушило выступление председателя жюри Аллы Латыниной, - докладывает ехидная Лиза. - Академик как будто оправдывалась за то, что среди претендентов не оказалось места для романа Татьяны Толстой "Кысь".

Я убеждена: войди "Кысь" в лонг-лист, ей бы не только главную премию дали, но и вся тройка лауреатов выглядела бы совсем, совсем по-другому. Ведь короткий список премии Григорьева - всегда (а на сей раз - особенно) осмысленное, композиционно выверенное высказывание, tour de force литературного политеса.

Попробуйте поставьте себя на место "григорьевского" арбитра. Перед вами хаотический реестр разножанровых - романы, рассказы, стихотворные циклы - произведений, из которых вы должны выбрать три лучших. По каким критериям? А вот по самым гамбургским! Руководствуясь собственным экспертным вкусом - и притом поверяя ваши сугубо личные предпочтения столь же интимными идиосинкразиями четверых товарищей по ареопагу, коих свел за одним с вами столом слепой жребий. Ситуацию неплохо охарактеризовал Юрий Арпишкин ("Время MN"): "Найти точки безболезненного соприкосновения поклонникам разных эстетических систем в нынешней литературной реальности практически невозможно. Но судорожные попытки это осуществить просто доводят до отчаяния. Спрашивается, зачем все это нужно. Зачем искать, чего нет в природе. Собрались, выдали премию и расходитесь. Нервы целее будут".

Да вот затем и нужно, чтоб нервы были целее. Ничего более причесанного, благообразного, антискандального, чем четверговый вердикт жюри, и придумать-то нельзя. Заслуженный претендент-2000 Николай Кононов; самородок Алан Черчесов с его тугим стилем и размытым кавказско-германским колоритом; вчерашняя сенсация, а ныне литгранд-дама Вера Павлова. Это не фиаско, это триумф: мастерское воплощение установки на максимальную невнятность. Дабы ну ни с какой стороны не подкопались; и не подкопались ведь (Ольшанский не в счет).

Впрочем, одна закономерность в тройке все же просматривается. Огрубляя: Кононов, Черчесов и Павлова - люди одного поколения; их отрочество и юность - утренняя заря т.н. застоя; их нынешняя цветущая зрелость - модальность наличного момента. Generation "З"; о нем-то я и хотела нынче поговорить. Да почти все уже, собственно, и сказала; не люблю точек над i. Ключевые слова: солидный, идиосинкразия, политес.

III

  • Александр Агеев (РЖ). Голод 11: "...именно сейчас, на характерном нынешнем фоне оживления интеллигентского общественно-политического тонуса. Говорить о политике на самых культурных площадках стало не только не западло, как совсем недавно еще было, но, напротив, - интересно и чуть ли не неизбежно... Власть, причем не только в разнообразных культурных проекциях... но и сама по себе, как стоящая на повестке дня животрепещущая проблема, которую не просто нужно решать, но и принципиально можно решить. И уж абсолютно необходимо".
  • Андрей Немзер ("Время новостей"). Нас мало, да и тех нет (мнимая рецензия на "Эпистолярный роман" Сергея Довлатова и Игоря Ефимова): "Похоже... на постсоветскую литературную жизнь... Похоже на литературное "сегодня", предполагающее разом "социализацию" писателя... и его творческую "отдельность". То есть одиночество... Литераторы, сведенные в нашем диком - свободном! - поле общностью "базовых норм" или хоть намеком на эту общность, обречены друг другу".

Тонус. Власть. Одиночество. Западло.


Sir John Everett Millais. Autumn Leaves (1856)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать пятый /29.01/
Юбилей и "ошибка 404"; разыгранный Фрейшиц, вертикальный Рубинштейн, горизонтальный Пригов; бойтесь желаний своих, ибо они осуществляются. "Знамя", 2000, # 12; 2001, #1.
Аделаида Метелкина, Сорок пятый подход /25.01/
Сюжет: больно и некрасиво, как и было заказано. Вразброс: линки и яблоки для бабы Капы.
Аделаида Метелкина, Сорок четвертый подход /23.01/
Индекс, амариллис, ливайс.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск двадцать четвертый /22.01/
Беседы в царстве мертвых; и никакой уже сладостности, и мелоса уже почти никакого. "Звезда", 2000, # 12.
Аделаида Метелкина, Сорок третий подход /19.01/
Сюжет: "Знамя" и "Амфора". Вразброс: конспект.
предыдущая в начало следующая
Аделаида Метелкина
Аделаида
МЕТЕЛКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru